Саян

    В очередной раз я привёз щенка лайки от элитных производителей, находясь в Москве. Не создавая позитивную рекламную ситуацию для заводчика, у которого я приобрел щенка, могу с твердой убеждённостью сказать – это на редкость правдивая и объективная характеристика родителям “маленького чуда”. Обладая прекрасным экстерьером, они неоднократно становились победителями различных выставок. Отец щенка был победителем среди лаек по подсадному медведю. Невзирая на комплекс необходимых прививок, которые своевременно получил щенок от ветеринара, что-то видимо пошло не так. В очередной ранний весенний выгул щенок вдруг заболел, и через некоторое время “приказал долго жить”. Но время шло и как одним из философов было подмечено – стрелка часов неумолимо двигалась вперёд. Как упоминалось в более ранних рассказах, мы с напарником по охоте работали штатными охотниками в одном из эвенкийских совхозов Тындинского района. Ориентировочно во второй половине июня - месяца 1990, мы вдруг неожиданно получили сообщение с места работы о том, что нам необходимо срочно выехать в упомянутый выше совхоз для участия работ по заготовке сена для лошадей, которых приобрело руководство предприятия в южных районах Якутии. Так как каждый из нас тоже содержал корову и прочие хрюкающие и плохо летающие живности, требующих в том числе такого корма как сено, то и мы собирались с первого июля заниматься сенокошением. Поэтому времяпровождение, связанное с работой на вышеуказанном предприятии, было весьма ограниченным. Не теряя времени, мы немедленно выехали в вышеобозначенное место. Не буду описывать малозначимые для меня события, так как самое главное в этом рассказе произошло на следующий день, после нашего прибытия на место предполагаемых дел. Охотовед, на которого были возложены обязанности по производству работ с заготовкой сена, взял с собой двоих двухмесячных щенков. Щенки были привезённых из новосибирского питомника западно-сибирских лаек, где вышеуказанный персонаж некогда работал инструктором. Один из щенков очень понравился мне. Он по всем признакам и критериям, которыми я всегда пользовался при выборе щенка “обещал быть” не-заурядным. Уезжая, я сказал охотоведу, что в любое время, как только у него возникнет желание продать этого щенка, он обязательно должен любым способом сообщить о своём решении мне. Предложение моё как впоследствии оказалось было довольно убедительным, так как он знал, что за понравившуюся собаку, я готов предложить приличную сумму денег или другую форму оплаты в рамках здравомыслия. И ещё, он как истинный охотник был заинтересован, чтобы его собака могла проявить себя именно в тайге.
    Ровно через один год Саян, как впоследствии я назвал собаку, оказался у меня. Почти около двух месяцев Саян находился в большом вольере, раздельно от двух имеющихся у меня собак. За это время он не только привыкал к сменившийся обстановке, к новым хозяевам, но и проходил такую необходимую процедуру как избавление от глистов. По окончания этого периода, я взял его с собой в тайгу. Не буду описывать длительней процесс натаски за интересующими меня объектами охоты, а замечу следующие – он был как минимум в два раза длиннее, нежели для тех собак, которые были в это ответственное время выбраны мною для последующих охот. На эту кропотливую и необходимую работу ушло почти два года. По окончанию этого срока Саян действительно стал очень работоспособным, обладающим выдающимся охотничьим инстинктом, а главное – надёжным и верным спутником человека, своего хозяина, которого он воспринимал как Бога. Нет абсолютно никакого смысла описывать те случаи на охоте, при которых он очень удивлял тех немногочисленных людей, которые иногда присутствовали вместе со мной в тайге.
    Помню, однажды в начале ноября, ко мне в одну из избушек заявился мой старый приятель охотник – эвенк, которому нужно было добраться до стоянки своих соплеменников. Учитывая то обстоятельство, что я периодически оказывал леспромхозу помощь в изысканиях и последующих отводах леса, то на следующий день было принято решение всем выехать на "точку", и имеющимся там вездеходам отправить охотника к месту стоянки. Начальник, ЛЗУ (лесозаготовительного участка), внимательно выслушав нас о том, что надо помочь охотнику добраться до места, где по убеждённому высказыванию моего коллеги, должны его ждать жена, два взрослых сына и четыре довольно близких родственника, с которыми он регулярно охотиться, подумал и сказал: “Что я не против оказания помощи, но у меня есть одно условие”. После того, как он высказал своё условие, я понял, что драгоценное осеннее время охоты с собакой у меня сократиться как минимум на неделю. Условие было простым, как детская распашонка. Вместе с охотником должен был на вездеходе ехать и я. "Во избежание неприятных неожиданностей", – сказал начальник, посматривая на рюкзак охотника, наполненный бутылками с водкой. На следующий день мы выехали и к вечеру добрались до желанной стоянки. Обратно решили ехать утром, после технического осмотра вездехода водителем. Во избежание собачьих драк я Саяна привязал на ночь в вездеходе. Утром я попросил владельцев собак временно привязать их, чтобы Саян смог перед дорогой побегать и справить естественные надобности. Охотники сразу же согласились и охотно сделали предложенное мною. Я отвязал собаку, и он, оказавшись на свободе подняв дыбом шерсть, стал поднимая ногу не торопясь исследовать данную обстановку. Люди, наблюдающие за ним, откровенно восхищались экстерьером собаки, что-то быстро говоря на своём языке. Тем временем жена моего приятеля, вышла из палатки и пригласила всех завтракать. Не прошло и полчаса как забежавший мальчишка что-то очень быстро начал говорить на эвенкийском языке взрослым, жестами показывая в сторону седых гольцов – исполинов. В палатке был приличных размеров транзисторный радиоприёмник, который был включен, наполняя просторное помещение весёлой песней известного певца. Кто-то из присутствующих охотников мгновенно выключил радиоприёмник, и все торопливо вышли из палатки. Лай собаки был слышен ориентировочно километра полтора или два. Один из охотников предложил отвязать и отпустить Гульку, рослую пятилетнюю самку, считавшуюся лучшей собакой. Оказавшись на свободе, Гулька на больших прыжках умчалась в сторону зовущего лая. Через некоторое время мы услышали и голос Гульки, который явно отличался от голоса Саяна. "Это соболь" – сказал владелец Гульки. Через два часа или чуть более, я, попрощавшись с охотниками сел в вездеход и возвращался уже с двумя собаками. Коротко посовещавшись, охотники предложили взять мне с собой Гульку для последующей вязки с Саяном. Ранней весной следующего года Гулька с двумя щенками была отправлена на прежнее место обитания. Думаю, что комментарии по поводу вышеописанного случая лучше оставить за темы лицами, которые прочтут этот невыдуманный рассказ. В памяти моей надолго остались воспоминания об одном из дней моей охотничьей деятельности. Даже не могу с твёрдой убеждённостью сказать, что день этот был каким-то необычным, вроде ничего исключительного не произошло. Единственным различием был именно этот день, о конце которого я и хочу рассказать. В конце ноября я как обычно охотился с Саяном в местах, которые позволяли добывать соболя именно с собакой, но подул восточный сильный ветер, и в течение нескольких последующих суток, снега выпало столько, что охотиться с собакой стало малопродуктивно. Мною было принято решение перебираться в избушки, которые были построены именно для охоты на соболя при помощи капканов. С вечера собрав всё необходимое для длительного перехода от базового зимовья до избушки, которая была построена в истоках большого ручья, на расстоянии 22 километра. Эту цифру я получил несколько позже. Через два года я приобрёл снегоход “Буран”, и он на спидометре показал вышеуказанное расстояние. Было второе декабря. Именно в этот день много лет тому назад умер мой отец. Обычно в этот для меня трагический день я охотой не занимался, выполняя другую работу по хозяйству, которой в тайге достаточно. Вечером во время ужина выпивал рюмку водки, поминая отца. Водка находилась в солдатской фляжке, которую я регулярно брал с собой в тайгу, рюкзак, наполненный продуктами питания, приманкой на соболя, которая состояла в основном из птиц, походный котелок, кружка, острый топор, полог из тонкого брезента, рукавичка в которой находились запасные спички, большая игла с нитками, шило с дратвой, запасной ремень к лыжам и мягкая проволока.  Утром ещё по темну, я водрузил на себя рюкзак с вышеперечисленным, перекинул через голову малокалиберную винтовку, на правое плечо повесил карабин, привязал к широкому солдатскому ремню поводок, на котором был Саян, и отправился в путь. По длинному путику были оставлены с предыдущих сезонов капканы, которые надобно осмотреть, откорректировать и открыть. До желанной избушки осталось преодолеть два километра. Изрядно устав от довольно трудного пути, я решил отдохнуть, учитывая, что дневное время суток быстро, как мне казалось, закончилось. Сняв ружьё, рюкзак, я отвязал Саяна и присел на ветровальный ствол дерева, предварительно убрав с него снег. Мороз крепчал, полная луна лениво святила, на совсем ещё недавно белесые гольцы, стояла абсолютная тишина, которая так нравилась мне. Небольшой ручей, на берегу которого я находился, был покрыт замёрзшей наледью. Когда-то этот безымянный небольшой ручей, почти под прямым углом впадающий в более полноводный ручей на берегу которого стояла избушка, был мною назван Берложным. Это название он получил тогда, когда я совершенно случайно нашёл на северо-восточном склоне медвежью берлогу.
    Вдруг потом моих воспоминаний неожиданно прервал лай Саяна. Лай эхом отозвался на близлежащих крутых сопках и неожиданно прервался, заставляя меня подняться и взять в руки карабин. Буквально через считанные минуты, лай собаки возобновился, но уже не в низу, а на крутом склоне сопки. Быстро встав на лыжи, оставляя мелкокалиберку и рюкзак, я поспешил на зовущий лай. Добравшись до следов Саяна и лося которые ввели к крутой сопке, я оставил внизу лыжи и стал пробираться вверх. Кедровый стланик, обильно произрастающий в данных местах, очень мешал мне продвигаться к месту, где Саян облаивал лося. Как известно стланик в сильные морозы и обильный снегопад ложиться на землю, а другие кустарники этой способностью не обладают, зато находясь в вертикальном положении в мороз создают определённый шум при ходьбе. Так используя моменты, когда собака лаяла, я аккуратно подходил к цели, и когда она вдруг по каким-то причинам замолкала, я останавливался и ждал. Наконец-то я подошёл на расстояние, где можно было стрелять. Собака и зверь находились в непосредственной близости от меня. Прицельный выстрел произвести мешали два очень важных обстоятельства. Это отсутствие хорошей видимости, если точнее – темнота, и крупного дерева, которое могло быть прекрасной защитой при неожиданных моментах. Но выжидать, что обстановка улучшиться было нецелесообразно, и недолго думая, наведя ствол карабина на большой тёмный силуэт, выстрелил. Треск и шум от бегущего зверя на время озадачил меня. Я довольно быстро подошёл к месту, где собака облаивала зверя и увидел его размашистые следы, которые вели в сторону, где находились малокалиберная винтовка и рюкзак. Пройдя немного по следам, я достал спички и стал светить, надеясь увидеть кровь на снегу. Кровь действительно оказалась, но как ни странно, она была по обоим сторонам на довольно приличном расстоянии от следов бегущего лося. Не понимания куда же всё-таки попала пуля, я, медленно исследуя необычный инцидент, шёл по следам. Громкий лай собаки, прервал моё занятие и заставил остановиться, чтобы определить более точное направление. Лай доносился приблизительно около километра ниже того места, где были оставлены мои вещи. Я вернулся обратно по своим следам, встал на лыжи, добравшись до места, где Саян облаивал лося, осторожно учитывая направление воздуха, подошёл, и добыл его. В непосредственной близости от добытого зверя я развёл костёр и приступил к его разделке. При свете костра я внимательно осмотрел лося и увидел, что большая верхняя губа была повреждена пулей. Таким образом стал понятен столь необычный случай, вследствие которого, я был временно озадачен тем, что не мог определить, куда же всё-таки попала пуля, после выстрела на крутой сопке.
    Теперь о том трагическом случае, когда я потерял Саяна. После Нового года, который я как правило встречал, находясь дома вместе с семьёй, пришло время собирать все необходимые вещи, предметы, продукты для предстоящей охоты на соболя при помощи капканов. Собаку я уже с собой не брал. Человек, который согласился вести меня в тайгу, тоже был охотником – любителем, и регулярно брал лицензии на добычу изюбра. Но удача временно отвернулась от него, и до настоящего времени отстрелять зверя и закрыть лицензию не получалось. С существующей проблемой он обратился ко мне, и так как до выезда в тайгу оставалось ещё несколько дней, я решил оказать ему помощь в этом деле. На следующее утро мы выехали к местам, где находились отстои, предварительно взяв с собой Саяна. Долго не получалось найти относительно свежие следы изюбрей, но наконец-то нам повезло. Сразу же после обеда попались свежие следы трёх изюбрей. До ближайшего отстоя было километров пять. Я взял Саяна на поводок и пошёл вместе с ним по следам. Приятель поехал к отстоям, надеясь услышать лай Саяна, остановился приблизительно около километра от крутой сопки, у подножья которой, находились отвесные скалы, прямо на берегу крупного ручья. Но запланированная удача на сей раз сыграла злую шутку, и всё пошло совершенно не так, как мы предполагали. Не отпуская Саяна, я продолжал идти по следам. Через некоторое время звери услышали меня и бросились бежать от опасности. Вскоре я по следам обнаружил, что один изюбр отделился от группы и побежал в сторону, где находился тот самый отстой. Я облегчённо вздохнув, внутренне обрадовавшись существующей ситуации. Отпустив Саяна, который на больших прыжках бросился по нужному следу. Я временно остановился, и через некоторое время услышал довольно громкий визг собаки, это обозначало, что собака, увидев зверя, который стоял на не большом бугорке и внимательно прислушивался к шороху, который мы издавали при ходьбе. И вдруг изюбр отчётливо увидел стремительно бегущую по его следам большую собаку. Собака тоже увидела зверя, и громко взвизгнув бросилась за ним. Началась погоня. Короткий зимний день быстро заканчивался. Через некоторое время уже в сумерках пошёл снег, который значительно усугубил данную ситуацию. Я насколько мог быстро шёл по следам. Стремительно надвигалась темнота. Вдруг на довольно длительном расстоянии, я услышал лай Саяна. На мгновение остановившись я определил, что Саян лает совершенно не там, где ожидалась. Многократно, по совершенно разным причинам, в любое время года, мне приходилось в тёмное время суток находиться в тайге. Худшее времянахождение было в тот момент, когда я шёл по следам. Тёмные тучи совершенно полностью закрыли звёздное небо, тем самым кратно ухудшая моё продвижение по заросшим разными кустарниками тайге. В очередной раз кратковременно остановившись, я, лая собаки не услышал. Продолжая идти не так быстро, как хотелось, я вновь остановился, чтобы услышать лай собаки. Но вместо ожидаемого звука, была только зловещая тишина. Так продолжая идти по следам, через некоторое время, я вдруг обнаружил, что рядом со следами, которые принадлежали Саяну, появились аналогичные следы ему не принадлежавшие. Насколько возможно была в данной ситуации, пытаясь разобраться, достал спички и кратковременно освещая, старался выяснить, что же происходило. Чем дальше я шёл, тем больше появлялась назойливая мысль, что “чужие” следы принадлежат волкам. Остановившись, я напрасно ждал услышать голос моей собаки, некогда любимая тишина в настоящее время казалась зловещей. Недолго думая, я снял карабин, и несколько раз выстрелил, в глубине душе надеясь, что мною увиденное, вряд ли пагубно отразиться на Саяне. Не без труда я развёл костёр и стал ждать, что произойдёт чудо, и собака снова окажется возле меня. Но время шло и положительных перемен не произошло. На небе начали появляться звёзды, мороз крепчал. Поняв, что моё ожидание безрезультатно, я решил по своим следам возвращаться обратно. Небо почти полностью очистилось от тёмных туч, и неожиданно при лунном свете, я вдруг увидел затёски на деревьях, которые оказались квартальным визиром. Эта была большая удача. Я круто повернул и пошёл по квартальному визиру, который через некоторое время вывел меня на лесовозную автодорогу. Пройдя по дороге в противоположную сторону от посёлка, я через некоторое время обнаружил несколько передвижных вагончиков, в которых находились лесозаготовители. Переночевав у них, я утром ушёл к месту трагедии. Проведённый анализ вчерашних событий упрямом подтверждал, что, я к сожалению, оказался прав. Подходя к злополучному месту, я без особого труда нашёл обезображенный труп Саяна. Между двумя лиственницами я похоронил его под толстым слоем снега. Сделал четырёхсторонние длинные затёски на деревьях. Между деревьями, которые росли очень близко друг к другу, я натянул поводок, предварительно повесив на него белый лёгкий мешок, для отпугивания пернатых и хищников. Вот так я потерял одну из лучших своих собак.
8 апреля, 2024 год, ПГТ Уруша, Амурская область.   


Рецензии