Старец Михаил

Старец Михаил
Этот изможденный, но одухотворенный лик на фотографии необъяснимо притягивает взгляд. Только великие личности, святые и поэты, одарены столь исключительной способностью – вести за собой. Старец Михаил – один из сонма исповедников веры, которых дала Церкви Россия. Он прошел через горнило войны, годы гонений, гнет советских лагерей, но выстоял и на пепелище своей земной жизни вознес хвалу Богу.

Росчерк истории
Всю жизнь старца будто бы покрывает сень таинственности. О нем мало кто знал даже из верующих, он себя тщательно скрывал и лишь с друзьями, близкими по духу людьми делился пережитым. И уже эти люди передали нам память о великом тамбовском подвижнике.

Еще при рождении на судьбе этого человека отразились трагичные события в нашей стране. Он появился на свет в 1918 году в селе Корино Нижегородской области и получил имя Михаил Михайлович Ширяев. Но о настоящем своем происхождении и фамилии старец ничего не знал. Тогда, в 18-м, по этапу шли осужденные. Среди них была беременная женщина, которая прямо в пути родила ребенка. Конвоир сжалился и разрешил отнести малыша в стоявший неподалеку домик, где жили церковный староста Михаил с супругой Анисией. Они приняли новорожденного, а мать вынуждена была идти дальше.

В этой благочестивой семье мальчик вырос и получил христианское воспитание. Мирно жил, как все люди, работал в колхозе.

Грозные годы
Летом после будничных трудов Михаил любил спать на сеновале, зарывшись в мягкую груду душистой сухой травы. Однажды ночью молодому человеку явился Господь и, приподняв его за плечи, сказал: «Сегодня начнется война, и тебя заберут на фронт. Но не бойся, Я буду с тобой». В этот день 22 июня объявили о нападении Германии на Советский Союз. Михаила вместе с молодыми односельчанами сразу же мобилизовали. Когда призванные собрались на пересылочном пункте, один генерал, присмотревшись к юноше, приказал: «А ты выйди из строя». По промыслу Божию будущего старца назначили заведующим складом, под его надзором оказалось военное обмундирование. Так, он не попал на передовую и оружие в руках не держал.

У него было другое, духовное оружие – молитва, угодная Богу. Однажды летним вечером Михаил увидел в небе вереницу немецких самолетов, которые пересекли линию фронта и направились в тыл. Судя по гулкому, грозному звуку, они были нагружены снарядами и летели на беду людям. «Господи, не допусти!» - взмолился воин и перекрестил вечернее небо. Никто на земле так и не узнает, сколько жизней он защитил тогда. Но это замечательный пример того, как много значит искреннее прошение из любви к ближним, пусть даже незнакомым. Ни один пилот не выполнил задания, все вражеские самолеты непостижимым образом упали. Господь не допустил случиться большому несчастью.

Старец Михаил воевал с первого дня до последнего. Ни разу не был ранен.

На пределе
Когда кончилась война, Михаил попытался установить связь с приемными родителями. Но мать и отец уже умерли. Молодой человек остался один в целом мире и не имел места, где главу преклонить. Он ходил по селам, проповедуя слово Божие. Время было богоборческое, и странник оказался в поле внимания милиции. В трехтомном мартирологе протоиерей  Александр Сарычев пишет: «В архивных документах указано, что на момент ареста, в 1950 году, Михаил Ширяев «не имел постоянного места жительства, являясь бродячим монахом в приходах Рязанской и Тамбовской областей». Подсудимый был приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к десяти годам исправительно-трудового лагеря с отбыванием срока в Магадане. По воспоминаниям старожилов, отца Михаила арестовывали трижды, а в тюрьме он сидел два продолжительных срока.

В суровых условиях лагерей, где человек и так живет на пределе своих сил, истощенный голодом и изнуренный работой, с осужденными зачастую обращались так, будто они утратили человеческое обличие и достоинство. Однажды на старца Михаила бросили огромную тяжелую дверь, и под ней он пролежал много часов. Когда ее, наконец, подняли, с удивлением обнаружили, что узник жив. Но на это мучители лишь язвительно отозвались: «Бессмертный».

Господь не оставлял Своего избранника в испытаниях. По молитвам старца даже в заключении совершались великие чудеса и непостижимые уму события. С отцом Михаилом разделяли тяготы люди непростые: архиереи, начальники, офицеры. Среди них был генерал, который не мог ходить. Всякий раз, как старец проходил мимо его койки, сокамерник норовил плюнуть в него. Но подвижник ни разу не укорил гонителя, зная, что это бесовские действия. Как-то в весенний день старец подошел и, несмотря на гнев больного, сказал: «Ты хочешь быть здоровым? Если будешь помнить и призывать Бога, то Господь даст тебе, что ты будешь ходить». Генерал подумал и согласился: «Если Он меня подымет, я буду почитать Его». Иисус Христос говорил: «По вере вашей да будет вам». Так и исполнилось: старец взял лежачего за руку и вывел во двор. Конечно же, все очевидцы очень удивились. А исцеленный генерал с тех пор стал ревностным исповедником веры и не терпел, если кто-нибудь из заключенных скажет что-то плохое о Боге.   

Предстояние
После заключения старец жил в пригороде Тамбова, его приютила благочестивая семья Герасимовых. Часто посещал Покровский храм, ездил на богослужения в село Вязовое и в Псково-Печерский монастырь. Много читал, молился, ежедневно вычитывал Псалтирь, причем книга лежала на табурете, а подвижник стоял на коленях. Годы, проведенные в холодных краях, отозвались серьезным заболеванием: он постоянно кашлял.

Всецело преданный Церкви, закаленный в испытаниях старец, словно свеча, горел пред престолом Всевышнего. Однажды, когда отец Михаил посетил своих знакомых в Жердевке, хозяйка дома Татьяна Ивановна убедилась в этом воочию. Открыв дверь в комнату, чтобы позвать гостя на обед, она тут же захлопнула створки. Как позже рассказала женщина, от старца исходило ослепительное сияние, будто от солнца.

Верующие люди обращались к человеку высокой духовной жизни за молитвенной помощью и советами. Из уст в уста передают, например, историю с охраной прудов. Некая девица Шурочка дежурила при Араповских прудах, днем справлялась сама, а на ночь просила батюшку: «Отец Михаил! Я спать ложусь, а ты поохраняй, пожалуйста, пруды!». Подвижник, находившийся тогда за сотни верст на богомолье, слышал эту просьбу. По возвращении он сказал: «Хорошо тебе, ты спать идешь, а мне всю ночь пруды охранять…». Спросили как-то: «Батюшка, а семечки можно грызть?». Он ответил: «Можно. Одну очистишь, съешь – одну Иисусову молитву прочитаешь». Старец был строг и к себе, и к окружающим, прямолинейно обличал в тайных грехах, его слово звучало уверенно и непререкаемо. Как-то решили ехать в храм на такси, а водитель курит сигарету. Старец резко так крикнул: «Брось!» - и незнакомец мигом, не раздумывая, ее выкинул.

Отец Михаил скончался 30 марта 1974 года, стоя на коленях перед раскрытой Псалтирью, и был похоронен на кладбище села Красносвободное. Спустя восемнадцать лет прокуратура Тамбовской области реабилитировала невинно осужденного. В наши дни место его захоронения стало почитаемым среди верующих, люди просят молитвенного предстательства, помощи в духовных и житейских нуждах.

Александра Михайлова


Рецензии