Старец рафаил

СТАРЕЦ РАФАИЛ
«Дивный батюшка, дивный»

На старинном Петропавловском кладбище города Тамбова, слева от храма, есть скромная, но ухоженная могилка. Памятная надпись гласит: «Схиархимандрит Рафаил 1892 15 Х – 1976 25 III». Сорок лет прошло с тех пор, как она появилась, но и по сей день люди приходят на место захоронения, прикладываются к кресту, просят у батюшки святых молитв. Большинство могут сказать о нем только одно: это был старец. А значит – мудрый наставник, подвижник, молитвенник, предстатель пред Богом. Потому и неизгладим образ отца Рафаила в народе.


Старец Рафаил
Многострадальный путь
Родина архимандрита Рафаила (Брыксина) – село 2-я Иноковка Кирсановского уезда. При крещении мальчик из простой крестьянской семьи был назван Лукьяном.

В 1913 году он поступил в число послушников Вышенской Успенской пустыни – одной из прославленных обителей России. Но пройти ровный путь инока в монастыре не получилось: его жизнь была наполнена неожиданными поворотами и частыми переездами.

В 1915 году юношу призвали в армию, где он обучался сначала солдатскому делу, а затем – военно-фельдшерскому. Довелось будущему батюшке и побывать на Германском фронте в Первую мировую, и в далеких чужих краях пережить смутное революционное время. В 1918 году он вернулся на Тамбовщину. Через два года принял постриг в монашество с именем Рафаил в Вышенской пустыни. Вскоре архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов) рукоположил монаха в иеродиаконы. В обители отец Рафаил пребывал недолго: в 1922 году он вынужден был вернуться в Иноковку, а в 1925-м и вовсе уехать в Новосибирск. Батюшку много раз арестовывали, держали по два-три дня в заключении и отпускали. Но свет праведника сиял незыблемо. Епископ Новосибирский Нафанаил заметил его и в сентябре 1925 года рукоположил в иеромонахи. На этой земле, в скромном сельском приходе, начался путь старческого служения отца Рафаила.

Через девять лет, уже в сане игумена, отец Рафаил снова вернулся в Иноковку. На Тамбовщине старцу тоже довелось кочевать с прихода на приход. Он служил в храмах села Калугино, села Трескино Инжавинского района. Долгое время был вынужден жить как простой человек, оставаясь при этом монахом в миру.

В годы Великой Отечественной войны батюшка служил в эвакогоспитале военным фельдшером. После Победы он поступил в вооруженную охрану Ярославской железной дороги, где проработал три года.

Как только появилась возможность, игумен Рафаил в очередной раз вернулся на родину. Никольская церковь села Пущино Ржаксинского района, Михаило-Архангельская церковь села Чернавка, Троицкая церковь села Бондари, Покровская церковь села Моршань-Лядовка Инжавинского района – за несколько лет на один за другим приходы переводили игумена. В Бондарях он претерпел гонения со стороны властей и даже прихожан. В 1959 году, истощенный морально и физически, батюшка уволился за штат. И только через два года он вновь вернулся к священническому служению. В декабре 1961 года отца Рафаила назначили настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Питим, где он служил до апреля 1975 года.

Где бы ни оказывался отец Рафаил, он встречал любовь и почтение прихожан. К нему за мудрым наставлением приезжали люди из других районов области и даже из-за ее пределов. Он, в свою очередь, тоже лично посещал духовных чад в Тамбове.

В 1975 году многострадальный священник был возведен в сан архимандрита. Последним местом служения старца стала церковь в селе Александровка-Горюнки Сосновского района. 26 марта 1976 года батюшка мирно отошел ко Господу и был похоронен, согласно завещанию, в Тамбове.

Живое слово о старце
Старожилы хорошо помнили любвеобильного батюшку, великого молитвенника, целителя и прозорливца.

Схимонах Иоанн (Мокашов) на всю жизнь усвоил мягкий, ненавязчивый урок от старца:

- Захожу я в храм, там идет Литургия. Отец Рафаил служит сидя. Я подумал: «Как же так можно – Литургию служить сидя». Вошел в алтарь. Батюшка, заметив меня, молча приподнял одежды и показал ноги, все изъязвленные ранами. Он провидел мои мысли и обличил: что значит ревность не по разуму.

Свой благотворный след оставил батюшка в душе мальчика, беззаботно игравшего в футбол. Старец подозвал его и сказал: «Ты будешь священником». Тогда юному Владимиру об этом и не думалось, а впоследствии он стал одним из уважаемых протоиереев Тамбовской митрополии.

Схимонахиня Питирима (Мурзина) поведала об отце-архимандрите несколько удивительных случаев:

- Отец Рафаил уже с молодых лет был прозорливый, а расскажет, бывало, что-нибудь такое комичное, как блаженный. Случись, какой монах заскорбит, мало ли какие нападения, искушения, он сейчас прямо провидит, подбежит и утешит, рассмеются.

Потом его владыка Иоасаф пригласил в Тамбов, храм-то один был. Батюшка ответил: «Владыка, в Тамбов переводить меня хотите? Нет, меня из Бондарей никуда не переводите, я не пойду из деревни. Там я с Богом беседую, в алтаре стою один, а тут нужно: владыка повернется – то одному возглас сказать, то другому». Не пошел…

В 56-м году я собралась ехать на святые места, а тогда еще работала учительницей. Приходит к нам отец Рафаил, и я спрашиваю: «Отец Рафаил, благословите поехать в Почаев или в Киев, или в Загорск». А он мне говорит: «В Киев, Почаев тебе дорога набита гвоздями, а в Загорск езжай, езжай, там тебя преподобный Сергий давно-давно ждет». Поехали мы, я и еще две сестрички, под Троицу, престольный праздник в Лавре. И какое мне было тут большое утешение. Стояла в храме, все вышли уже, а я жду своих сестричек. Вдруг из алтаря выходит батюшка. Я, будто какая сила толкнула, побежала за ним взять благословение. На нем ветхий подрясничек, простой крестик, а глаза прямо вваленные, как будто он из затвора вышел на такой великий праздник. Подошли мы, благословение взяли у него, такая радость нас охватила, что не можем даже описать. Потом, как обычно, я заехала к матушке Серафиме Мичуринской и все рассказала. Она вдруг говорит: «Не сомневайся, сам преподобный Сергий вас благословил».

Когда отца Рафаила в Питим перевели, мы туда ездили. Он уже старенький был. Идем к нему с Жердевки, а он выходит на крылечко нас встречает: «Какие ко мне гости идут, я вас встречаю, как Авраам, с виноградом и с яблоками». Домик у него был, правда, и виноград. Угощал нас. Мы с ночевкой приезжали. У него какая-то маленькая была огорожена келеечка, там он спал, а нас в большой комнате положил. Причастились у него. Да, был дивный батюшка, дивный.

Александра Михайлова. При подготовке материала использована статья Олега Левина «Последний вышенский монах»


Рецензии