Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось

Недавно на испанский язык было переведено эссе DesConectado, где говорится о том, что т. н. центры власти — политические, деловые или иные — просто нашпигованы нарциссическими или психопатическими личностями. В книге профессора психологии из Университета Лидса Беккета термин «патократия» используется для описания сумасшедших людей, которые отвечают за страны или организации, практически не сочувствуя страданиям, вызванными их решениями и действиями. Знакомо? У вас тоже, в вашей стране? Эта категория мировых лидеров настроена воинственно против тех, кто не думает с ними одинаково.

Согласно опросу 1,5 миллиона человек из 113 стран, распространенность чувства дистресса выросла с 25,16% в 2009 году до 31,19% в 2021 году. Дистресс — состояние, при котором человек не может полностью адаптироваться к стрессовым факторам и демонстрирует неадекватное поведение. Дистресс связан с длительными психофизиологическими нагрузками, которые ведут к истощению глубинных ресурсов человека и могут приводить к серьезным расстройствам — неврозам и психозам, выгоранию на работе и синдрому хронической усталости. Резкий рост негатива в СМИ может частично объяснить эту тенденцию. Чтобы противостоять эмоциональному стрессу, подпитываемому средствами массовой информации, психологи рекомендуют отключить уведомления смартфонов от новостных источников и ограничить время, проводимое в социальных сетях.

В книге «Мудрость психопатов», опубликованной три года назад в Испании, доктор психологии Кевин Даттон утверждает, что психопатические черты очень распространены у успешных лидеров, поскольку их собственное расстройство помогает им не просто оставаться на плаву, но и управлять массами. Удивлены? Ничуть. И вот почему. По мнению ученых существует восемь характеристик тех, кто осуществляет свою власть над людьми без каких-либо угрызений совести:
— социальная среда. Нарциссы и большинство психопатов любят быть в центре внимания. Они умеют вести себя перед публикой, которая воспринимает их как харизматичных лидеров;
— личное бесстрашие и невозмутимость. То, что обычный гражданин не осмелился бы сказать, невменяемый лидер выразит естественно, и то же самое происходит с его действиями, поэтому этот класс лидеров обычно предпринимает рискованные авантюры;
— иммунитет к стрессам. Трудности, протесты и даже гнев народный не останавливают его, он любит плыть против течения. В разгар конфликта он чувствует себя как рыба в воде. В этом суть конкурентного преимущества перед более мягкими оппонентами;
— неумеренный эгоцентризм. Те, что ищут свое место в Истории, готовы платить любую цену за приносимых ими в жертву ради личной выгоды;
— бунтарский нонконформизм. Опасное пренебрежение к исходу своих планов и действий: вторжение в Россию Наполеона и Гитлера как два хорошо известных примера;
— физически ощущаемая другими холодность при контакте. Отсутствие чувствительности к страданиям других.

Интересно, что многие люди склонны ассоциировать эмпатический профиль лидера с неэффективностью. Возможно, по этой причине опросы в США негативно оценивают работу президентов, считающихся сдержанными и мягкими, таких как Джимми Картер или Джеральд Форд, в то время как те, кто обладает атрибутами, которые мы описали выше, воспринимаются избирателями как обладающие полномочиями для решения не только их, но и мировых проблем, короче посланы Богом.

Возвращаемся к нашим баранам, простите, к психопатам. У многих из них было травмирующее детство: либо из-за родительского пренебрежения своими обязанностями, либо потому, что они были свидетелями или жертвами эпизодов насилия. После того, как у них в полной мере стало проявлять себя психопатическое поведение, многие терапевты считают, что их почти невозможно исцелить именно потому, что они не верят, что они неправы, не говоря уже о том, что больны. Говорят, что один из путей к их выздоровлению — прямой контакт с теми, кто пострадал от их деяний, как это якобы происходит во время встреч между террористами и родственниками жертв. Спорный аргумент, прямо скажем. Можно ли тронуть сердце патократа?

Вот подлинная история, фрагмент письма Ганди Гитлеру. Произошло это в 1939 году, когда Ганди решил написать Гитлеру, узнав о вторжении в Чехословакию. Он начал письмо с обращения «Дорогой друг» и далее спросил:
Прислушаешься ли ты к просьбе человека, который сознательно избегал воинственных действий и риторики и добился значительных успехов в непротивлении злу насилием?
Мы не знаем, дошло ли письмо до Гитлера, который так и не ответил, но год спустя Ганди попытался снова написать второе письмо, в котором он умолял его «остановить войну», взывая к его чувству человечности. Обе попытки оказались неудачными, что подтверждает тщетность попыток отмыть чёрного кобеля добела, следуя народной поговорке.
(фрагмент "Не унывай")


Рецензии