Казахстан давит на Запад

Казахстан хочет отсудить у западных нефтяных компаний 150 миллиардов долларов. Власти считают, что они недостаточно эффективно разрабатывают казахские месторождения, и в такую круглую сумму оценили упущенную выгоду за последние годы. Однако истинная цель Казахстана может быть вовсе не в том, чтобы заставить нефтяных гигантов заплатить один раз и продолжать качать «черное золото».
Как пишет Bloomberg, речь идет о претензиях Казахстана к компании-оператору месторождения Кашаган и еще ряда проектов North Caspian Operating Company N.V.

Сегодня в этот консорциум входят крупнейшие западные нефтяные компании — Eni (16,81%), Shell (16,81%), ExxonMobil (16,81%), TotalEnergies (16.81%), Inpex (7,56%), а также китайская CNPC (8,33%) и казахская KazMunayGas (16,88%). Первый иск против NCOC Казахстан подал год назад на сумму 13 млрд долларов. Позже сумма была увеличилась до 15 млрд долл., а теперь и до 150 млрд. долл.
Казахская сторона утверждает, что международные нефтяные компании нарушали тендерные процедуры и не выполняли в полном объеме подрядные работы, затягивали разработку месторождения.

Дополнительный иск касается упущенной выгоды на сумму 138 млрд долларов и отражает расчет стоимости добычи нефти, которая была обещана правительству Казахстана, но не была доставлена разработчиками месторождений, пишет Bloomberg.
Конечно, заявленная сумма претензий выглядит астрономической. В Eni уже заявили, что не считают «основания для претензий или конкретные суммы запрашиваемой компенсации достаточно обоснованными или заслуживающими доверия». Остальные члены консорциума отказались от официальных комментариев по поводу претензий, так как это коммерческая тайна.

У Казахстана уже есть опыт успешных разбирательств в арбитраже с западными компаниями. В 2008 году партнеры по Кашагану согласились выплатить Казахстану 5 млрд долл. и продать долю в предприятии государственному «КазМунайГазу».
В 2020 году Shell, Eni и их партнеры по Карачаганакскому нефтегазовому предприятию заплатили 1,3 млрд долл., чтобы урегулировать давний спор с государством по поводу распределения доходов. А в прошлом году арбитражный суд страны обязал NCOC выплатить более 5 млрд. долларов из-за нарушения экологический требований на том же Кашаганском месторождении.

Тем не менее, порядок этих сумм далеко не так велик, как новые претензии. Для сравнения, весь годовой ВВП страны составляет 255 млрд. долл. Тем более, что инвесторы утверждают, что выгода вовсе не так велика, месторождение сложное, да еще и есть проблемы с маршрутами доставки нефти до конечного потребителя.
Но, как рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, на самом деле Казахстан не собирается вытрясать штраф в сотни миллиардов из западных компаний. Чего на самом деле добивается государство, так это пересмотра невыгодных соглашений о разделе продукции. И сейчас, с учетом ситуации в мире, у него есть хорошие шансы добиться успеха.


Рецензии