О вечном мире и общественном договоре
В конце 19 века многое изменилось. Государства, в чем-то приближавшиеся по своим политико-правовым основаниям к принципам, изложенным в концепции общественно договора, не только не являлись демонстрацией торжества доброй воли в общественной жизни и международных отношениях, но наоборот - по причине роста милитаризма, социальной нетерпимости, национальных противоречий - были очагами разгорания в будущем массовых кровавых конфликтов. На рубеже веков будущие кровавые войны предсказывали многие - политики, экономисты, публицисты. Они казались неизбежными - такими же неизбежными, как и применение новых видов вооружений, достижений военной промышленности, накопленных за десятилетия бурного научно-промышленного прогресса. Надежда на добрую волю, всё еще витавшую иногда в то время на мирных конгрессах, в статьях и книгах пацифистов и гуманистов, была небольшой. Поэтому Лев Толстой - подлинный носитель духа эпохи Просвещения в ту пору - и ратовал уже не за проекты межгосударственных соглашений и договоров, а за принципиально внегосударственное сосуществование людей, основанное на тех же представлениях о добром начале, но уже таком, которое не допускает государственного насилия... Кантовский вечный мир в толстовской интерпретации был возможен не между государствами, а между людьми, отказавшимися от всякого насилия в общественных отношениях, как и от самих государств.
Свидетельство о публикации №224043000876