Корсиканец. Ч. 3. Глава четвертая

Глава четвертая
Свидание в Эрфурте и дальнейшие события

Эту демонстрацию устойчивости франко-русского союза Наполеон замышлял довольно долгое время. Уже была указана причина этого – готовность Австрии выступить против французского императора воспользовавшись тем, что значительная часть лучших наполеоновских войск увязла в Испании, причем, по мнению лучших военных специалистов, довольно надолго. В качестве ответа для Наполеона было бы желательным внушить австрийцам, что русский император Александр вторгнется в их страну с востока со стороны Галиции, пока Наполеон будет идти на Вену с запада. Вот для того чтобы уверить своего потенциального противника в серьезности этих намерений и была затеяна демонстрация дружбы обоих повелителей крупных держав.
Российская империя переживала трудные времена после Тильзита и Фридланда. Это заключалось в том, что эта страна была вынуждена нести тяжелое для себя бремя континентальной блокады. Эти действия наносили ущерб всем русским феодалам, которые, как прежде упомянутые испанцы и португальцы, лишались возможности экспортировать в Великобританию результаты крестьянского труда в своих поместьях, а также импортировать оттуда очень качественные продукты британской легкой промышленности. Сам же русский правитель опасался рвать с Наполеоном, поскольку его страна вела две войны – одну с Османской империей, а также вторую со Швецией. Благодаря этим конфликтам территория Российской империи несколько увеличилась, в частности благодаря присоединению Бессарабии и Финляндии. Но эти территориальные экспансии не могли утихомирить гнев русских феодалов, которые были очень недовольны присоединением их страны к континентальной блокаде. Нередко российскому императору писали анонимные письма с напоминанием о том, чем кончил его отец Павел Первый, который надумал вступить в более тесный союз с тогда еще Французской республикой. И тут стоит отметить, что эти записки тоже производили большое впечатление на Александра.
Оба правителя прибыли в Эрфурт 27 сентября 1808 года после путешествия Наполеона в Испанию. Там они с первого же дня постоянно проводили время вместе, развлекаясь, охотясь и в обществе довольно симпатичных дам. Кроме того, они постоянно высказывали друг другу свое расположение, чтобы всем была очевидна нерушимость той их дружбы, которую они так искусно разыгрывали. Тут стоит отметить, что для Наполеона пребывание в обществе Александра стало бы менее приятным, если бы о нем не узнали австрийцы, в свою очередь для Александра – если бы о нем не узнали турки. Также, в обществе двух императоров проводили время вассальные правители стран Рейнского союза, которые всем своим существом выражали лояльность Наполеону и использовали отведенное им время чтобы решить необходимые для них вопросы. Плюс, в Эрфурт приехал выдающийся немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте, который дал Наполеону прочитать свой новый роман «Страдания юного Вертера». Французскому императору роман так понравился, что он сказал Гёте:
- Иоганн, ваше произведение очень хорошее, написано великолепным литературным языком и заслуживает всяческой похвалы. Кроме того, главный герой напоминает меня самого в молодые годы. Если вам будет угодно, я окажу содействие в печатании этого романа по всей Европе.
- О, ваше величество, то, что вы мне предлагаете, выше всяких похвал! – ответил старый писатель. – И я искренне благодарю вас за такую хорошую оценку.
- Что тут сказать, я всегда покровительствую людям с выдающимися способностями – сказал французский император.
После окончания аудиенции с Гёте император Франции отправился беседовать со своим русским визави.
- Что ж, как вам организованная мной программа развлечений? – спросил Наполеон.
- Должен признать, что я прекрасно провожу здесь время и чувствую себя хорошо – ответил Александр.
- Наш союз по-прежнему остается в силе?
- Да, так как ни мне, ни вам его крайне невыгодно сейчас разрывать.
- Может, подпишем дополнительное соглашение? – спросил Наполеон.
- Я тоже думаю об этом – ответил Александр. – Что будет в нем оговорено?
И французский император принялся перечислять свои предложения:
- Ну, начну с того, что я признаю Молдавию, Валахию и Финляндию владениями Российской империи. Я и вы обязуемся не заключать сепаратные соглашение о мире с нашими военными противниками. Мы обязуемся вместе вести мирные переговоры с Великобританией и назначить для этой цели своих полномочных представителей, которые незамедлительно должны отправиться в то место для дальнейшего ведения переговоров, которое нам предложат британцы. Базовым принципом для переговоров с ними должно быть признание тех территорий, которыми владеют Франция и ее союзники. Франция и Россия будут добиваться признания нового порядка в Испании. Они также не будут принимать со стороны Великобритании никаких предложений с ее стороны без взаимного предварительного согласования. Я обязуюсь признать все территориальные границы, которые складываются по итогам русско-османской войны. Также я отказываюсь от посредничества в переговорах между конфликтующими сторонами во время этого конфликта. Если же война продолжится, то Французская империя обязуется не принимать в ней участия ни на чьей стороне в целях поддержания хороших отношений с Османской империей. И, наконец, если Австрия вступит в войну против Франции, то Россия должна также объявить ей войну и войти в ее( Австрии ) пределы.
- Хорошо, я согласен на ваши условия – сказал Александр. – Давайте на следующей неделе соберем полномочные делегации, дабы подписать полноценный союзный договор.
Что было и сделано. Но австрийцы, узнав об этом, не прекратили вооружаться и готовиться к выступлению против Франции, поскольку всезнающие англичане сообщили им, что Россия не собирается нападать на них в случае выступления против Наполеона. Для успешного осуществления будущей военной кампании ускоренно создавались колоссальные запасы боеприпасов, ускоренно изготовлялись ружья, обмундирование и другое военное имущество. Вскоре австрийский император Франц Первый провел совещание с участием кабинета министров, где и рассматривались вопросы подготовки к будущей военной кампании и план ее осуществления.
- Каков сейчас уровень нашей подготовки к войне с Францией? – спросил император.
- Довольно высокий, ваше величество – ответил министр, который отвечал за военную промышленность. – Продовольствием и вещевым имуществом наша армия полностью обеспечена, оружием тоже, а вот с боеприпасами есть некоторый дефицит.
- Какие меры вы предлагаете для преодоления этого потенциально опасного явления?
- Я предлагаю построить в ускоренном порядке новый завод, мощности которого позволят покрыть дефицит боеприпасов и привести их количество в определенную норму.
- Какие сумма и сроки вам необходима для осуществления этого мероприятия?
- Триста миллионов флоринов и два с половиной месяца – ответил министр.
- Хорошо, приступайте – сказал император. – Господин министр обороны, как обстоят дела с подготовкой наших войск?
- Потихоньку заканчиваем обучение и боевое слаживание – ответил министр. – Мы планируем закончить все мероприятия и уложиться в месяц.
- Хорошо. Что  касается нашего плана нападения на Францию, то мы должны быть готовы к действиям в самом начале военных действий. Поэтому вам необходимо ускорить процесс подготовки войск к бою.
- Понятно, ваше величество. Мы приступим к этому незамедлительно – заверил министр обороны.
- Я не сомневаюсь в ваших управленческих способностях – ответил император.
Подобные приготовления делал и Наполеон. Он приказал объявить очередной рекрутский набор, который дал ему сто тысяч новых солдат. Затем император приказал германским государствам выставить сто тысяч немцев для военных нужд. Потом он выделил 110 тысяч особо надежных старослужащих, из которых 70 тысяч отправил в Италию, где следовало ожидать нападения австрийцев. Но французский император  с каждым годом был все меньше и меньше доволен качеством своих солдат, поскольку хорошо знал, какие лучшие свои войска он вынужден был отправить на усмирение партизанской войны в Испании. До него все чаще и чаще доходили сообщения о том, какие потери в количестве ветеранов несет тамошняя французская военная группировка. Все это отнюдь не способствовало хорошему настроению императора, и ему с каждым днем становилось все труднее скрывать истинное положение дел, хотя, кроме Испании и Португалии, больше в Европе никто не помышлял о настолько серьезном сопротивлении его экспансии, хотя первые ростки этого явления уже потихоньку проявлялись. Так, Наполеон не знал, что немецкий философ Иоганн Фихте в своих лекциях призывает немцев к моральному возрождению и делает весьма туманные намеки на сопротивление. Также до него дошли сведения, что тирольский крестьянин Андреас Гофер готовиться начать у себя на родине партизанскую войну, и для осуществления этой цели уже вступил в сношения с Габсбургским двором. Согласно донесениям, это восстание должно было начаться в момент вступления австрийских войск на территорию вассальных Франции государств.
Словом, спасти положения для Наполеона могла бы только победа. Он в срочном порядке собрал триста тысяч своих солдат и отдал им приказ быть готовыми к выступлению по первому его зову. Вскоре, 10 апреля 1809 года, австрийцы под командованием эрцгерцога Карла перешли реку Инн и таким образом вторглись в Баварию. Наполеон в срочном порядке выступил со своим войском туда и вскоре вступил в первые серьезные столкновения с австрийским войском неподалеку от города Абенсберг. И хотя австрийцы в этом бою потерпели в очередной раз поражение, французский император был вынужден признать, что они дрались в этот раз намного лучше, чем под Арколе, при Маренго и под Аустерлицем. Следующая битва – при Экмюле – опять кончилась победой французов. Там им удалось рассечь надвое боевые порядки противника и вынудить его к организованному отступлению. Стоит отметить, что в ходе этого сражения Наполеон был ранен в ногу. Он приказал сделать себе перевязку и вновь посадить его на лошадь. Никто не должен был узнать о ранении, дабы не смутить солдат Великой армии, дабы они продолжили упорно сражаться. Вскоре французские войска переправились через Дунай, нагнали отступающего Карла и нанесли ему новое поражение под Эбенсбергом. Но австрийцы успели переправиться на левый берег реки Дунай и при этом уничтожить все переправы на пути французов.
Увидев такую картину, Наполеон вначале чуть было не растерялся. Но потом он внимательно посмотрел на карту и увидел ниже по течению Дуная остров Лобау. Император принял решение навести к этому острову понтонные переправы и создать там хороший плацдарм, а вскоре французские войска заняли деревушки Асперн и Эслинг. Австрийцы, после наблюдения за противником, приняли решение атаковать его, и вскоре разгорелось яростное сражение. Первая фаза сражения была за французами, но тут подломился мост, по которому непрерывно подвозились боеприпасы для французской артиллерии, и войска этой страны были вынуждены отступить.
Австрийское правительство, которое уже успело уехать из Вены, уже было готово возвращаться. Но французский император не собирался сдаваться, он подождал, когда подтянутся дополнительные резервы, и принял решение нанести главный удар по самому центру австрийской армии близ селения Ваграм, при этом неизменно руководствуясь правилом никогда не делать того, что ожидает противник. При этом, удар был такой силы, что часть войска эрцгерцога Карла обратилась в бегство, хотя некоторые части еще сохраняли боеспособность. Но и потери французской армии были колоссальными – 34 тысячи солдат, 18 генералов, 12 знамен и 11 орудий. Тем не менее, Наполеон хоть и с трудом, но одержал победу и вскоре принялся диктовать условия мира побежденной стороне.
Условия мира были довольно тяжелыми для Австрийской империи: Крайна, Каринтия, Истрия и Триестская область передавались во владения Французской империи. Также Австрия была обязана выплатить контрибуцию в 134 миллиона флоринов золотом. Наполеон не без некоторого труда добился выполнения этих условий, так как его визави активно торговались. Французский император согласился лишь сбавить размер контрибуции до 85 миллионов и сделал некоторые ничтожные уступки территорий по сравнению с первоначальным запросом.
В итоге, война пятой по очереди антифранцузской коалиции снова закончилась победой Наполеона. Он продолжал диктовать свои условия и держал Европу в страхе своей мощи. Его планы на завоевание всей континентальной Европы становились все более явными, и многие страны уже начали бояться его власти. Но несмотря на все свои победы, Наполеон все равно сталкивался с противодействием и сопротивлением. Войны были дорогими и кровопролитными, и многие страны не хотели подчиняться французскому владычеству.


Рецензии