Подаренное чудо.. рассказ одной знакомой

Давным-давно я прочитала книгу Владимира Солоухина «Черные доски» о древнерусских иконах, страсти собирательства, счастливых обретениях, горьких разочарованиях. Словом, обо всем том, что увлекает человека, вдруг увидевшего в старой ли марке, в позеленевшей от возраста медной монете или в старинном клинке осколочек минувшего, свидетельство истории, отблеск немеркнущей красоты. Книга меня поразила. Меня всегда интересовала живопись, всегда занимала история, а тут в иконах прекрасное говорило о прошлом, а прошлое дарило радость соприкосновения с прекрасным
Моя ровесница Люба, с которой мы были дружны с детских лет, однажды сказала мне, что у них в сарае в деревне бабушки ,много лет лежит старая икона. Откуда? Трогательная и печальная история открылась мне. Выхваченная из пламени, она оказалась в крестьянской избе и была помещена в правом углу горницы, который на Руси издавна называли красным. От огня верхняя часть иконы сильно пострадала и обуглилась, но изображенный на ней лик остался невредим и не утратил своей изначальной красоты. Черноту замазали серебряной краской и прикрыли вышитым полотенцем. Образ освящал эту избу сорок с лишним лет. Хозяйка выплакивала перед ним свои горести, просила духовной поддержки, делилась печалями и благодарила за радости. Но когда она ушла из жизни, ее внук, председатель колхоза и убежденный коммунист, сослал икону в курятник.               
Его дочерью и была рассказавшая мне о судьбе иконы Люба. Я загорелась. О, как мне хотелось поскорее заполучить этот образ, разглядеть его, узнать, кто на нем запечатлен! Отчего-то я была уверена, что в мои руки попадет шедевр.Но не получилось...               
Прошло много времени с начала моего рассказа тебе...И вот как лет 15 назад встречаю Любу  ,разговорились то да се,спросила .Икона то жива?  Да что ей будет в чулане ..                -И все там лежит?!!-Дай ее мне ,прошу, я ее отреставрирую!!               
Уговорились встретиться и Люба принесла икону..Опускаю все подробности,это было не легко.               
Дрожащими руками я взяла икону и, затаив дыхание, поднесла к падающему от лампы свету. Но что это?! Перед моими глазами оказалась совершенно черная доска, на лицевой поверхности которой был толстый слой сухой грязи и куриного помета. Не видно ни одной линии, которая могла хотя бы подсказать, на какой сюжет написана икона или какой святой на ней изображен. Часть доски обгорела, она рассохлась, прогнулась, две поперечные шпонки едва держались в пазах. Разочарованию моему не было предела. Но постепенно мысли мои приобрели иное направление. Это икона, сомнений быть не может! Да, она очень пострадала от огня, времени и человеческого равнодушия. Но я восстановлю ее!Умаляла долго .отдать икону мне на поправ.   
Люба не соглашалась!
Лицевая часть иконы была покрыта толстым слоем потемневшей олифы. Уже потом я узнала, что еще в древности иконы покрывали олифой для лучшей сохранности и блеска. Так они выглядели более празднично и нарядно. Но олифа имеет одну коварную особенность с годами она темнеет, скрывая изображение под непроницаемой пленкой. Древнюю икону каждые восемьдесят – сто лет мастера могли освежить: поверх олифы написать новый образ и заново покрыть олифой. Лицевая сторона древней иконы представляла собой как бы слоеный пирог: красочный слой  олифа, снова красочный слой  и снова олифа, и так несколько раз. Знаменитая «Троица» Андрея Рублева была обнаружена реставраторами, например, под восемью более поздними написаниями и подновлениями! Чтобы убрать старую олифу и наложенную краску, не повредив при этом изначальный образ, требуется большое искусство, время и терпение, поскольку одним неосторожным движением можно безвозвратно уничтожить тонкий живописный слой..
Уговорила, верну,говорю, интересно самой до жути!! На этом и условились. Отнесла я икону в Зачатьевский монастырь в Москве. Реставрация иконы заняла не мало времени и не дешево.
Встретившись с мастером я узнала, что -по всем признакам иконе было не более ста пятидесяти лет и по первоначальному образу никто не писал новый.  Реставратор мне потом рассказывал: " Налив в тарелочку подсолнечное масло и смочив им ватный тампон, я осторожно протер лицевую сторону иконы. Она как бы плавно проявилась, и я увидел проступившие контуры образа какого-то лика, но цвета красок при этом оставались тусклыми и неясными. Затем, смочив клочок ваты в смеси нашатырного и этилового спирта, я прижал его пальцами к поверхности на две-три минуты. Каноны реставрации требовали применить здесь фланелевую ткань, стекло и гирьку в качестве пресса, но под рукой этого не оказалось, и я действовал на свой страх и риск.осторожным движением снял слой разбухшей почерневшей олифы, и ,о чудо!  как кусочек неба среди туч, под ним засиял сине-голубой кобальт. Две недели сантиметр за сантиметром я очищал икону  и очистил ее полностью. "   А не хотели брать ,- сказала я , посмотрев в первый раз на эту черную доску.
-Ну несите говорю,не терпится уже..               
               
Знаешь ,я конечно не асс. и не знаток русской древней культуры иконописи  ,но кое что увидеть могу.. Вспоминаю сейчас волнение свое.. И мысль..-Что я привязалась к этой иконе?.. А дело то не в иконе , а во мне,это я сейчас понимаю и рассказать решила тебе, после того как буквально неделю назад встретила случайно Любу.. и попросила сделать снимок этой иконы.. Икона живет все так же в том доме.,но теперь уже не в курятнике , а  стоит в красном углу дома.
Наконец реставратор вынес икону , и улыбался..довольный видимо результатом ,на лице была написана радость, Я еще подумала , какой счастливый..Вдыхает жизнь , мастерят руки через душу.. Развернув икону , я увидела поновление  и открытый лик .. видя мое спокойствие он сказал, -Пойдемте на солнце.. выйдя позвав меня на улицу..
И тогда в солнечном свете передо мной явилось в первозданном сиянии красок ДИВО!!  потрясающЕй огромной силой цвета, пленительной красоты образ Архангела!!. Даже тонкие трещинки – кракелюры, паутинкой покрывавшие лик, не испортили, а скорее, наоборот, придали иконе особенное благородство, как бесспорное свидетельство ее почтенного возраста. Мой восторг не передать словами. Быть может, нечто подобное испытывает ребенок при встрече с матерью после долгой разлуки. Я чувствовала себя невероятно счастливой! оттого, что смогла вернуть к жизни эту прекрасную икону, написанную неизвестным художником в первой половине  19 века.               
И огромное спасибо мастеру!!
Вот сейчас покажу ее, представь только это была просто черная доска. А тогда , на солнце , она была необыкновенно красива!! Золочение нимба и одежд ,крыльев Архангела,  по канве(киот) золочение , всегда такие иконы  считались праздничными или заказывали  в подарок.
Архангел Уриил .в переводе с еврейского языка означает просветитель, свет или огонь Божий.В книге Еноха Уриил передал человечеству информацию о звездах, движении Луны и Солнца.
Уриил как-бы напоминает людям, что прежде всего душа (энергия), а тело вторично.Уриил вместе с Богородицей считается покровителем и защитником России.. Север и Северная Россия - область покровительства архангела Уриила.В православии считают, что Уриил охраняет врата райского сада.                Существует легенда, что возникнет армия людей, которые захотят духовного возрождения России. Символом на их знамении будет алый крест. Ангел Уриил призовет всех православных к этой духовной миссии. Эту духовную роль России подтверждали многие прорицатели.
Что смог реставратор отчистил,но говорит если делать канву ,то все золото того века, слетит , а новое будет новым.. Мне икона очень понравилась и представь какой был восторг Любаши,когда отдала икону!! Даже ее отец и тот ,удивился..   
Вот ,знаешь , не мое , а радостно , как свое дарю людям..


Рецензии