Консультирование психологическое
Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его психологической проблемы, осознать и изменить малоэффективные модели поведения, чтобы принимать важные решения
Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии.
Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его психологической проблемы, осознать и изменить малоэффективные модели поведения, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
По направленности цели психологического консультирования разделяют на:
связанные с исправлением (коррекцией);
связанные с обеспечением роста и развития.
В психологическом консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья как клиента, так и консультанта.
Таким образом, консультирование различается по своим формам и видам, а именно по формам консультирование бывает: индивидуальное, консультирование в малых группах и консультирование в коллективе.
По видам - интимно -личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое консультирование. Также выделяют экспертный, процессный и обучающий виды консультирования.
***
К. Роджерс в книге "Консультирование и психотерапия" написал:
"Метод приказов и запретов влияния на человека один из древнейших. Оказывалось давление на индивида, что по мнению, должно иметь терапевтический эффект. Доказано, что это не достаточно гуманно и сопровождаются принудительными мерами.
Сюда следует отнести использование зароков, клятв и обязательств.
Сейчас этот метод почти непригоден. Возникают рецидивы. Увещевания, клятвы и обещания не приносят успеха и
реально ничего не меняют.
Другой подход основывался на самовнушении, в плане разубеждения и убеждения (Куэ). Клиенту говорят: "Тебе становится лучше", "У тебя улучшение", "Ты хорошо себя чувствуешь". Оно отрицает проблему, которая существует, и отрицает чувства индивида в связи с этой проблемой.
Но такое внушение по существу репрессивно.
Катарсис - это ещё один метод древнего происхождения - это исповедь и катарсис.
Психоанализ применяет катарсис как не только освобождение индивида от осознанных страхов и чувства вины, но и проливает свет на глубоко скрытые установки, которые влияют на поведение индивида.
Советы и рекомендации
Один из наиболее распространенных приемов психотерапии - это убеждение и советы. Его можно было бы также назвать интервенцией. каждый хорошо подготовленный консультант знает ошибочность данного
метода. Иногда совет дается в столь жесткой форме. что беседа сопровождается угрозой. Такой метод работы широко распространен в учебном консультировании. Такая техника с её убеждениями и советами, несмотря ни на то, что иногда может помочь в решении каких-то срочных, безотлагательных проблем, вовсе не обязательно способствует становлению личности клиента.
Роль интеллектуальной интерпретации
Эту роль можно определить как попытку изменить установки индивида при помощи разъяснения и интеллектуальной интерпретации. В целом. этот подход является результатом более глубокого понимания человеческого поведения. Всё в чем нуждается человек - это в объяснении его поведения.
Современный подход направлен на независимость и целостность личности без расчёта на то, что если консультант будет помогать в решении проблемы, то будут достигнуты и результаты. Человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель - не решить отдельную проблему. а помочь индивиду "вырасти" настолько, чтобы он мог сам справляться с существующими проблемами, будучи более интегрированной, независимой, ответственной, ясно мыслящей и хорошо организованной личностью.
Во-первых,делается упор на стремление индивида к внутреннему росту, здоровью и адаптации. Задача психолога-консультанта - освободить клиента от того, чтобы он мог нормально развиваться, преодолевать трудности и продолжать двигаться вперед.
Во-вторых, новый терапевтический подход уделяет больше внимание эмоциональным факторам, чувственным аспектам ситуации, нежели интеллектуальным ее аспектам.
В третьих, подобная терапия уделяет значительно больше внимания настоящему, а не прошлому индивида.
***
Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии.
Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его психологической проблемы, осознать и изменить малоэффективные модели поведения, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
По направленности цели психологического консультирования разделяют на:
связанные с исправлением (коррекцией);
связанные с обеспечением роста и развития.
В психологическом консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья как клиента, так и консультанта.
Как пишет специалист в области психологического консультирования Римантас Кочюнас, данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые не имея клинических нарушений всё же искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.
Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы. Рассмотрим некоторых из них:
Бихевиоральные-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.
Для экзистенциального направления, как отмечает Эмми ван Дорцен, цель психологического консультирования «состоит в том, чтобы прояснить, оттенить и понять жизнь». Оказываемая консультантом клиенту помощь нацелена на поиск последним собственного направления в жизни с использованием инсайдов. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни.
Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его психологической проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией) и цели, связанные с обеспечением роста и развития, хотя такое разделение не всегда возможно произвести достаточно чётко.
В целом, в психологическом консультировании (с рядом исключений) большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психологического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придаётся повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте, — возможности жить без помощи консультанта.
Постановка цели психологического консультирования, являющейся предвосхищаемым его результатом, в силу обоюдной активности в процессе консультирования как консультанта, так и клиента в разных теоретических традициях является обычно единым совместным творчеством обоих субъектов, хотя вместе с тем, её понимание (например, глубина понимания), а также способы отношения к данной цели у них могут различаться, в силу того, что они занимают различные позиции в психологическом консультировании.
Одно из самых общих определений основной цели психологического консультирования является определение, данное Ю. Алёшиной — это оказание психологической помощи. Вместе с тем, дальнейшая конкретизация этой цели — достаточно сложное занятие. Например, как отмечает отечественный исследователь в области методологии психологии Анатолий Сергеевич Шаров, вопрос о том, что означает «помочь человеку?» не является таким уж простым. Ответ на него будет зависеть от теоретической позиции, которую занимает консультант, а точнее от её ценностной основы, которой определяется, что же является ценным, важным, существенным и значимым, а что таким не является. С другой стороны, различные сообщества, как и их члены, имеют различные базовые ценностные ориентации, и соответственно этим ценностным ориентациям должны определяться цели психологического консультирования. Цели психологического консультирования не могут быть поставлены только консультантом. Скорее совсем наоборот - цель ставит клиент, консультант сопровождает его в достижении этой цели.
В качестве цели психологического консультирования, практически вне зависимости от подхода, который использует консультант, может рассматриваться выслушивание и понимание клиента, которое уже само по себе, зачастую приводит к положительным изменениям. Другими словами, предвосхищаемым результатом консультирования является обеспечение клиента возможностью высказаться, поговорить откровенно, рассказать о том, что беспокоит и тревожит его.
Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:
Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента — один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущение собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться лёгким или приятным переживанием.
Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.
Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя чёткую границу между ними не проводят.
В частности, как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, большинство консультантов не считают использование отношений помощи (то есть психологического консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, и полагают, что необходимо использовать также целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи.
В психотерапии делается акцент на изменении в личности, в то время как в психологическом консультировании на использовании имеющихся у клиентов ресурсов. В психологическом консультировании, как правило, большее чем в психотерапии значение придаётся информированию и объяснению.
Психотерапевты, как правило, имеют дело с более тяжёлыми расстройствами, более глубинными проблемами, а «психотерапия» является более медицинским термином, чем «консультирование».
Ю. А. Алёшина, в частности, отмечает, что различия между потребностями в психотерапевтической помощи и психологическом консультировании «часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи» со специалистом, и локусе (точнее локусе контроля) этих жалоб. Клиентов, нуждающихся в психологическом консультировании, отличает обычно подчёркивание ими негативной роли других людей в возникновении их собственных жизненных сложностей, в то время как клиентов, нуждающихся в психотерапевтической помощи отличают, как правило, жалобы на «неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания», а также некоторые формы поведения. Кроме того, клиенты, нуждающиеся в психологическом консультировании уже проделали часть работы по анализу собственных проблем и неудач, решили, что им нужна помощь — это уже «шаг, требующий определённого мужества», в то время как клиенты, нуждающиеся в психотерапевтической помощи нередко проявляют себя менее осмысленными и активными по отношению к своим проблемам клиентами, что в некоторых направлениях рассматривается как их переход больше к качеству «пациента», чем «клиента».
Некоторые авторы, например Ю. А. Алёшина, отмечают также, что различна длительность психологической помощи — психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента), в то время, как процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях.
Виды
Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):
Индивидуальное психологическое консультирование;
Семейное психологическое консультирование;
Групповое психологическое консультирование;
Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;
Мультикультурное психологическое консультирование.
Индивидуальное психологическое консультирование — это форма профессиональной психологической помощи в виде взаимодействия компетентного консультанта и клиента, базирующаяся на полном сосредоточении консультанта на уникальности клиента, проводимая исключительно только с тем, кто обратился за консультацией, в ходе которой применяются адекватные методы и средства для приобретения клиентом знаний о себе, обучению связывать полученные знания с целями.
Индивидуальное психологическое консультирование сравнительно молодая дисциплина и появилась в середине XX века вследствие возникновения потребности в помощи решения проблем повседневной жизни (работа, семья, неуверенность в себе, возрастной кризис, низкая самооценка) у людей, не имеющих клинических нарушений.
Разрешение насущных жизненных трудностей;
Развитие, социализация и самореализация;
Согласования личных и социальных интересов;
Выработка иных способов поведения, идентичных определённым жизненным ситуациям;
Выбор и принятие ответственности за него.
Предмет работы — один человек с его уникальным внутренним миром;
Возможность сосредоточиться на свойствах внутреннего мира одного человека;
Полное внимание консультанта к клиенту;
Полная психологическая безопасность;
Соблюдение конфиденциальности;
Эксклюзивность работы.
Минусы
Ограничение индивидуальным психологическим пространством клиента;
Отсутствие возможности работы с окружением клиента (использовать в работе родственников);
Ограниченный выбор психологического инструментария.
Общий принцип индивидуального психологического консультирования: всё, что делает консультант в своей профессиональной деятельности, должно быть обусловлено интересами клиента и направлено на его благо.
В литературе к консультантам предъявляются требования не только профессиональные, но и личностные (организованность, краткость, конкретность, дружелюбие, терпение). Для недопущения выгорания (физического и психологического опустошения) консультанту необходимо постоянно заниматься своим психическим здоровьем. В качестве профессионального требования эффективного консультанта выдвигается образование, проводимое по утверждённой программе[11].
Этические принципы консультанта
Консультант должен не только знать этические принципы, но и следовать им:
Конфиденциальность
Ответственность перед клиентом
Профессиональная компетентность
Вопрос оплаты
Реклама профессиональной деятельности
Процесс консультирования
Сам процесс консультирования сложен, обширен и не может подчиняться установленным алгоритмам, тем не менее, на практике условно выделяют стадии работы, хотя их порядок может меняться, или они могут смыкаться с другими.
Общей и распространённой моделью консультационного процесса является эклектическая модель, состоящая из 6 стадий:
Исследование проблемы. Установление контакта (raport) и доверия между консультантом и клиентом, для чего необходимо внимательно слушать, максимально проявлять искренность, заботу без оценок и манипулирования, поощрять проявление чувств и самостоятельное раскрытие проблемы, уделяя внимание невербальному поведению, чувствам, содержанию высказываний.
Двумерное определение проблем. Консультант стремится точно характеризовать проблемы клиента через установление их эмоциональных и когнитивных аспектов, пока не достигнет обоюдного понимания с клиентом через конкретные понятия, что позволяет понять их причины и иногда способы разрешения. При возникающих трудностях необходимо возвращаться к первой стадии — исследованию. Поощряется выражение клиентом отрицательных эмоций (тревога), вербализация переживаний, клиент подталкивается к самораскрытию, получению обратной связи.
Идентификация альтернатив. Стадия выяснения и открытого обсуждения вероятных вариантов решения проблемы. Консультант через открытые вопросы склоняет клиента назвать все возможные версии, являющиеся для клиента реальными и подходящими, помогает сформулировать дополнительные, но не навязывает свои решения.
Планирование. Стадия критической оценки выбранных альтернатив решения, когда консультант помогает клиенту разобраться, какие варианты ему подходят, исходя из опыта и имеющейся готовности к изменениям; проверка реалистичности выбранного решения через различные тактики (репетиции действий, ролевые игры).
Деятельность. Стадия последовательной реализации плана решения проблемы. Построение деятельности клиента, учитывая обстоятельства, время, эмоциональные затраты и возможные неудачи. Усвоение клиентом, что даже при частичной неудаче необходимо продолжение реализации плана.
Оценка и обратная связь. Стадия оценки степени достижения цели и обобщение результатов, уточнение плана решения при необходимости. В случае возникновения новых или выявления глубоко скрытых проблем возвращение к предыдущим стадиям.
В литературе также можно встретить Четырехступенчатую модель кристаллизации проблем (автор В. В. Макаров), состоящую из стадий «Присоединение — Кристаллизация проблемы — Терапевтическое завершение — Отсоединение», относящуюся к кратковременному консультированию;
Ретроспективную модель (Т. Ахола, Б. Фурман), в отечественной литературе известную как «краткосрочная позитивная психотерапия» (Т. Ахола, Б. Фурман), в США — «терапия, сфокусированная на решении» (Solution Focused Therapy), в Финляндии — разговор о решении (Solution Talk), представляет собой обратный обычному процесс от решений к пониманию; Пятишаговая модель (Взаимопонимание — Сбор информации — Желаемый результат — Выработка альтернативных решений — Обобщение).
Классификация индивидуальной работы
Интимно-личностное психологическое консультирование — затрагивание человека как личность, вызывание сильных переживаний, скрываемых от окружающих
Индивидуальное семейное консультирование — вопросы о собственной семье или о семьях близких людей (выбор супруга, построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов внутри семьи, решение текущих внутрисемейных проблем)
Психолого-педагогическое индивидуальное консультирование — обсуждение вопросов обучения, воспитания, развития и просвещения.
Деловое консультирование — связано с решением людьми деловых проблем (выбор профессии, организация труда и т. д.)
Профессиональное психологическое консультирование — направлено на решение проблем улучшения профессионального просвещения, смены профессиональной деятельности после потери работы, повышение квалификации.
Организационное консультирование (в психологии управления и менеджмента) — направлено на решение психологических проблем системы управления, руководства и т. п.
Этические принципы
В деятельности психолога-консультанта, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д.
Очень сложно и вряд ли возможно различить этические принципы психологической помощи в целом и психологического консультирования. Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования (согласно Ю. А. Алёшиной) традиционно выделяют следующие:
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
Запрет давать советы — психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Помимо этого, давая совет, психолог может изменить профессиональную позицию, а принимая совет, клиент также может изменить свою позицию в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом любые неудачи в реализации совета клиентом могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.
Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.
Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.
Подходы
В психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения — на чём концентрируется подход):
поведенческое (бихевиоральное) направление, в том числе:
рационально-эмоциональная поведенческая терапия А. Эллиса (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс, относят его к когнитивному направлению);
клиническая поведенческая терапия Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона (А. Эллис относит его к когнитивному направлению);
когнитивное направление, в том числе:
социально-когнитивное консультирование А. Бандуры;
когнитивное консультирование А. Бека;
краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса;
психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе:
психоанализ З. Фрейда и др.;
индивидуальная психология А. Адлера;
аналитическая психология К. Г. Юнга;
самоанализ К. Хорни;
гештальт терапевтическое направление Ф. Перлза (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс, относят его к гуманистическому направлению);
психодраматическое направление Я. Л. Морено;
экзистенциальное (экзистенциально-гуманистическое) направление, в том числе:
экзистенциальное консультирование И. Д. Ялома и Р. Мэя;
личностно-центрированное консультирование К. Роджерса;
транзактный анализ Э. Берна;
логотерапия В. Франкла;
консультирование реальностью У. Глассера;
конструктивистские направления, в том числе:
нарративное направление;
диалогическое направление, в том числе:
теория диалогического я Г. Херманса;
феминистское направление;
эклектическое и интегративное направление, в том числе:
мультимодальное консультирование А. А. Лазаруса;
консультирование по жизненным умениям Р. Нельсона-Джоунса.
***
Материал studfile.ru
Экзистенциальное консультирование И. Д. Ялома и Р. Мэя
Слово «экзистенция» («существование») происходит от лат.- выделяться, появляться. Этим подчеркивается, что существование- не прозябание, не статический процесс, а динамический, т.е. рост — связано с возникновением и становлением. В норме человек всегда находится в состоянии превращения во что-то, причем люди благодаря самосознанию могут выбирать собственное бытие.
В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы.
Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по конструктивному, так и по деструктивному пути развития.
Деструктивный путь — многочисленные формы психологических защит от этих данностей.
Конструктивный путь - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует их пеперерождению, иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию.
Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком.
Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит в том, чтобы помочь клиенту переключиться с деструктивного пути психологических защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существования. Консультанты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы психологической защиты, осознать отрицательные последствия их действия. Они помогают клиенту найти иные, чем психологическая защита, способы совладания с тревогой, которую вызывает ситуация.
Экзистенциальный подход применим в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных решений, изоляцией.
Рассмотрим данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную.
1. Смерть. Тревога, которую вызывает эта данность, всем субъективно знакома и не нуждается в комментариях.
2. Свобода. Человечество долгое время жило в рамках традиционных систем, когда выбор отсутствовал. Новое время открывает для человека возможность выбирать, но многие люди оказываются не готовыми выбирать. Они не знают, как и что выбирать, не ощущают ответственности за свой выбор, не умеют желать, проявлять волю, принимать решения и оставаться им верными.
3. Изоляция. Во всем мире происходит разрушение традиционных общинных связей и одновременно наблюдается рост самосознания. Озабоченные проблемами развития своего самосознания люди склонны изолировать себя от других в ответ на угрозу зарождающемуся у них чувству «Я». Однако природа человека такова, что подобного рода изоляция также вызывает дискомфорт. Путь, альтернативный изоляции, - все-таки вступать в общение, несмотря на угрозу своему внутреннему самоощущению. Этот путь предполагает развитие у себя ощущения внутренней силы, чувства уверенности, самобытности. Люди должны учиться испытывать подлинную стимулирующую любовь, приобретать навыки относительно того, как предлагать ее другим, уметь быть преданными другому и одновременно аутентичными в отношениях с этим другим.
4. Бессмысленность как отсутствие ощущения смысла у людей. Раньше люди не столько искали смысл, сколько получали его в готовом виде (например, через религию). Современная ситуация жизни европейского общества характеризуется тем, что каждый его член имеет представление о многих культурах и религиях и знает, что вопрос о смысле жизни в разных культурах и религиях решается по-разному. Ему труднее в этих условиях принимать что-то на веру.
Современная жизнь требует поиска, выбора, иначе рискуешь остаться с ощущением бессмысленности. В прежние времена контакт с природой помогал человеку обрести смысл жизни. Красота и гармоничность природного устройства наводили на мысль о неслучайности человеческого существования, о высокой миссии человека в мире, побуждали искать свое место в ней. Урбанизация в значительной степени сократила влияние этого фактора. Работая, люди отчуждены от результатов своего труда. Это также способствует тому, что человек перестает замечать смысл своего существования. Если в прежние времена значительная часть времени людей была поглощена проблемами выживания, то сейчас люди имеют больше свободного времени для поиска смысла. Это создает ощущение вакуума в плане смысла, при этом человек не всегда задумывается о том, что смысл может быть найден, если его целенаправленно искать. Безработица, угроза ядерного уничтожения и глобального разрушения окружающей среды подчас создают у человека иллюзию отсутствия смысла жизни: «Если мир идет к концу, то зачем тогда все?» При этом человек зачастую упускает из виду, что смысл своей жизни можно найти и при наличии этих реальных угроз.
Выделяют два типа механизмов деструктивной психологической защиты от тревоги, связанной с основными экзистенциальными беспокойствами:
1) обычные, которые работают независимо от источника тревоги; например, проекция, отрицание;
2) специфические от каждого из четырех экзистенциальных беспокойств, которые поддерживаются целыми культурами.
Рассмотрим специфические механизмы психологической защиты от основных экзистенциальных беспокойств:
От тревоги, связанной со смертью, люди защищаются:
верою в свою особенность, собственное бессмертие и неприкосновенность;
верою в земного спасителя, который придет на помощь в последний момент. Такими спасителями могут быть народный целитель, знахарь, известный врач.
От тревоги, связанной со свободой, люди защищаются посредством следующих
форм активности, которые помогают человеку избежать осознания ответственности за собственную жизнь:
компульсивность (серийное поведение);
перенос ответственности на других людей, в том числе на консультантов
изображение себя невинной жертвой
уклонение от автономного поведения
от тревоги, связанной с изоляцией, люди защищаются тем, что перестают относиться к другим, как к самим себе;
начинают манипулировать ими, использовать их для удовлетворения своих потребностей
начинают использовать окружающих для самоутверждения в глазах других и в собственных глазах
подчиняют себя другим, идут на слияние с другим индивидуумом или группой
компульсивная сексуальность, когда с другими общаются как, с объектами, а не как с людьми
от тревоги, связанной с бессмысленностью, люди защищаются через следующие виды компульсивной деятельности- с маниакальным упорством добиваются денег, удовольствия, власти, признания, статуса, совершают просто какую-либо деятельность- участвуют в разных кампаниях, которые поглощают время. От тревоги, связанной с бессмысленностью существования, люди защищаются также через нигилизм. Нигилизм (от лат. ничто)- крайняя степень скептицизма, когда человек подчас отвергает и саму возможность объективно понимать окружающий мир, целенаправленно и осмысленно действовать в нем. При этом человек также отвергает наличие каких-либо критериев истины, общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, формы общественной жизни, религиозность. Эта позиция в значительной степени публична: человек отвергает не просто, а напоказ, как бы просит, чтобы его остановили, чтобы ему показали, что и почему отвергать не следует. Нигилизм зачастую связан с натурализмом, в данном контексте- повышенным интересом к физиологическим сторонам природы человека.
***
Материал из книги А.Н.Романин "Практическая психология и психотерапия":
"Именно Ролло Мэй (вслед за Карлом Роджерсом) внес решающий вклад в становление психологического консультирования как полноценной научно-психологической специальности.
Ролло Мэй считал, что психотерапевт не обязан быть консультантом, но консультант обязательно должен знать основы психотерапии.
Для психологического консультирования существенны следующие моменты:
Первый момент - вы должны составить себе портрет того человека, с которым вы общаетесь, кто пришел к вам на консультирование Здесь помогает определённое чтение характера по тому как он вошел в кабинет, как одет, как сел, как пожал руку и т. д. Но может присутствовать завуалированность характера. Завуалированность бывает, когда человек защищает себя перед собой же и выдает себя именно тем, что некоторым "чересчур". Он входит чересчур уверенной походкой, он жмёт руку крепче, чем надо, начинает говорить громче и т. п. Иными словами, через чур сигнализирует о том, что клиент обнаружить отсутствия того качества, которое он нам слишком демонстрирует: уверенность, скромность , преданность, честность и т. п.
Зачем он это делает? Он думает, что если покажет себя истинного, то, наверное, это будет недостаточно интересно и красиво. Надо дать ему понять, что он интересен именно своей естественностью, так как она неповторима и многогранна, а любые маски так или иначе одномерны и карикатурны. Усильте свои доводы ссылкой на мнение Сартра (Неаутентичный человек живёт в дурной вере, у него нечистая совесть") и Фрейда ("Поймите себя, примите себя, и вы почувствуйте себя свободным").
Мэй считает, что психолог- консультант должен быть не менее чем на семьдесят процентом слушателем и только в оставшееся время времени говорить, потому что человеку важно высказаться, выговориться, а консультанту с позиции "участливого слушателя" легче составить о нём правильное впечатление. Но для того, чтобы клиент захотел вам выговориться "до конца и без утайки", у вас всё время должно быть лицо человека, которому действительно интересно то, что вам рассказывают.
Психолог не должен перехватывать инициативу, потому что невротик только этого и ждёт и с удовольствием отдаст её вам вместе с ответственностью за свою проблему.
Выговаривание клиента в консультировании называется исповедь и имеет катарсическое значение. Вы знаете, что катарсис по Аристотелю - это очищение через страдание, через переживание.
Мэй считает, что если человек просто выговорится по наболевшей проблеме сочувствующему и понимающему слушателю, он уже почувствует облегчение.
Выслушивая клиента, вы должны приучить себя не только во взгляде, но и в мыслях не высказывать осуждения. Это смущает клиента, искажает его рассказ, он будет невольно стараться говорить так, чтобы выглядеть в ваших глазах лучше, и скорее всего, не скажет самого главного, без чего вы не сможете помочь ему.
Для психолога-консультанта нет плохого или хорошего человека. Клиент пришёл к вам лечиться или, по крайней мере, приходить в себя, и если уж вы его приняли, то должны работать только на него, а не на свой образ всезнающего моралиста. Выражение вашего лица должно быть нейтрально-доброжелательным и вежливо-любознательным.
Мы называем это выражение лицом "любящего исследователя". Поясню.
Если вы только исследователь, то будете как бы "анатомировать" клиента, и он перед вами не станет раскрываться.
Если вы только любящий, на вас повесят все "гири", и вы вместе с клиентом начнете тонуть в его беде.
Мэй предупреждает, что невротику такой подход очень удобен. Наша лень и стремление уйти от личной ответственности очень хитры, и они готовы переложить её и на инстинкты и комплексы ( по психоанализу), и на издержки социального научения (по бихевиоризму), и даже на Господа Бога (всё по воле его), забывая, что Бог создал человека по образу и подобию своему, т. е. Творцом. Мы тем и отличаемся от животных, что у нас есть разум, Господь дает нам возможность принимать решения, а значит, и нести за них ответственность.
Исповедь и толкование
Главная часть встречи - исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться". Это главный момент консультирования и психотерапии(2/3).
Когда клиент рассказал всё, что у него наболело, описал свое настоящее положение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования.
Клиент и консультант вместе анализируют обнаружившиеся факты и пытаются с их помощью раскрыть личностную модель клиента, гнездится причина душевного разлада. Толкование требует совместной работы двоих.
Исповедь
Во время исповеди на авансцену выступает клиент и ведёт свой монолог, но в толковании инициатива переходит к консультанту, который сначала задает наводящие вопросы, затем дает подсказки клиенту, с тем чтобы ему было легче разобраться в себе, и, наконец, эмпатически воздействуют на клиента. Консультант делает записи исповеди клиента по ходу общения. Потом, необходимо получить необходимую информацию о клиенте от него самого.
Далее, необходимо начать стадию толкования
Консультант пытается установить различные взаимозависимости в личностной модели, тем, чтобы определит его характер.
Во-вторых, следует осознавать, что сама по себе исповедь содержит элемент катарсиса. Уже сама возможность выговориться перед объективным и понимающим консультантом оказывает оздоровляющий эффект на психику клиента. Он избавляется от некоторых "тормозов", исповедь высвобождает мыслительный поток из подсознания в сознание и слово подмывает соединяющий их канал; она помогает клиенту увидеть свои проблемы в ясном свете объективной реальности.
нельзя ожидать таких результатов, излив душу первому встречному. Катарсис исповеди во многом зависит от консультанта, который устанавливает с клиентом эмпатическую связь.
Опытный консультант умеет во время исповеди подвести клиента к главной проблеме. Большинство клиентов тянут время, останавливаясь на малозначительных деталях, стараясь оттянуть момент, когда надо, наконец выложить свою проблему. Поэтому от консультанта требуется умение распознать проблему сквозь не относящееся к делу многословие.
Во время исповеди консультант ни в коем случае не должен проявлять никакого изумления или возмущения. Надо помнить, что многие клиенты, сознательно или неосознанно , пытаются шокировать консультанта. это одна из форм, в которой проявляется невроз клиента. Если консультант выдаст свою эмоциональную реакцию, невроз клиента усугубиться, и беседа не принесёт пользы.
Невозмутимая объективность, основанная на понимании того, что ничто человеческое не является чуждым или недостойным понимания, такой должна быть позиция консультанта.
Исповедь может вызвать эмоциональное расстройство клиента, что иногда служит для него облегчением, а иногда, наоборот, усиливает его сопротивление. Если клиент рыдает у вас на плече, это говорит не столько о том, что вам удалось завоевать его доверие, сколько о том, что Вы неудачно ведете беседу. Рассказывая о своих тайных страхах и переживаниях, которые до этого никогда и никому не открывал, клиент может расстроится и расплакаться. Вот здесь и нужен весь опыт консультанта. Сохраняя спокойствие, он передаст его посредством эмпатии клиенту. Иногда следует дать клиенту время немного поплакать, но как только напряжение разрядилось, следует вернуть клиента в состояние эмоционального равновесия. Вот почему консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы.
Сострадание, как чувство личное и субъективное, может ещё больше расстроить клиента. В подобной ситуации гораздо лучший помощник - эмпатия.
Она объективна и включает всё то ценное, что есть в чувстве сострадания. Невозможно переоценить значение эмпатии, ибо она держит под контролем атмосферу беседы, в этом её секрет.
***
40 фраз эмати при общении
1. Ты все правильно делаешь.
2. Я понимаю, что ты чувствуешь.
3. Представляю, какое отчаяние ты испытываешь.
4. Я чувствую такую боль в твоих словах.
5. Понимаю, как тебе больно.
6. Да, эта ситуация точно не из простых.
7. Плохо, что люди вокруг не замечают, как тебе больно.
8. Как бы я хотела избавить тебя от всего этого.
9. Я всегда на твоеи; стороне, помни.
10. Жаль, меня там не было.
11. Ого, это звучит просто ужасно.
12. У тебя, наверное, просто руки опускаются.
13. Мне так больно это слышать.
14. Я тебя в этом вопросе полностью поддерживаю.
15. Полностью с тобои; согласна.
16. Тебя деи;ствительно в угол загнали.
17. Неудивительно, что у тебя угнетенное настроение.
18. Я бы себя точно так же чувствовал.
19. Я думаю, ты прав.
20. Хорошо бы это всё быстрее закончилось.
21. Понятно. Значит, ты считаешь, что эта ситуация складывается из-за того, что ...
22. Я чувствую, как тебе больно и неприятно.
23. Тебя это действительно из себя выводит.
24. Меня бы это тоже взбесило.
25. Звучит раздражающе.
26. Это так страшно!
27. Я согласна с большеи; частью того, что ты мне рассказываешь.
28. Меня бы это тоже сильно расстроило.
29. Меня бы это тоже сильно ранило.
30. Я бы тоже от этого загрустила.
31. Бедняжка...
32. Ого, это было неприятно.
33. Понимаю твои чувства.
34. Прекрасно понимаю твои деи;ствия.
35. Ладно, я поняла. Ты так заводишься, потому что тебе...
36. Значит, ты хочешь вот что сказать:..
37. Я бы с такои; ситуациеи; вряд ли справилась так же хорошо, как ты.
38. Мне так нравится, как ты в этои; ситуации...
39. Я бы на твоем месте тоже чувствовала себя неуверенно.
40. Звучит пугающе, но ты молодец.
***
Что касается стадии толкования, то здесь консультант может извлечь для себя ряд рекомендаций.
Во-первых толкование это совместная работа консультанта и клиента. Эта стадия не должна сводится к тому, что консультант определяет модель и преподносит её на блюдечке клиенту.
Здесь мы подходим к важному моменту: консультанту не следует безапелляционно формулировать своё толкование, он лишь предлагает возможный вариант. Не стоит заявлять: "Дело обстоит так-то и так-то", больше подойдёт фраза: "Мне кажется, что дело в том-то и том-то" или "Здесь прослеживается связь с тем-то", при этом следует наблюдать за реакцией клиента.
Как мы уже говорили выше, все выводы, характера личности, являются лишь гипотезой, а истинность гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность.
Отсюда следует третье заключение: консультант должен обладать способностью читать значение реакции клиента и на его предположение. Если тот соглашается с толкованием и произносит: "Да я думаю это верно", значит, этот вариант как бы принимается за основу обоими участниками процесса консультирования. Однако, если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится отказаться от этого варианта. Видимо он не затронул ничего серьёзного в душе собеседника. Но если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что это возможно, и есть верное толкование, и консультант близок к сути проблемы. Если ему удается попасть в самую точку, клиент обычно сдается и признает правоту собеседника, невзирая на бурное сопротивление в начале.
Ограниченные возможности консультирования
Возможности консультанта в известной мере ограничены. Не стоит надеяться на полное раскрытие личностной модели клиента, да это и не входит в задачу консультанта. Главное для него - объективно выслушать рассказ клиента, помочь ему "исповедоваться" и "провентилировать все стороны своей проблемы.
Второе - помочь разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему, и третье - выявить те связи, которые позволяют клиенту по новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями. Чем меньше у консультанта опыта, тем больше времени надо отводить для исповеди и тем осторожнее излагать возможный вариант толкования.
Свидетельство о публикации №224050101585