Ответы на неудобные вопросы

В последние годы мне стало неинтересно писать на такие темы как политика, экономика, СМИ, и вообще, то, что называют "на злобу дня". Я практически не слежу за информационной лентой новостей. Всё дело в том, что в какой-то момент времени я вдруг совершенно отчётливо увидел, что решить возникающие перед нами проблемы с помощью СМИ и экспертов в области политики и экономики нельзя. Корень всех проблем лежит глубже в нашем собственном сознании. И пока мы не сможем заглянуть туда, мы будем продолжать страдать от невозможности что-то изменить в своей жизни.

Собственно говоря, все мои статьи за последние несколько лет -- это попытка вскрыть те самые глубинные причины наших проблем, опираясь и на собственный опыт и на произведения киноискусства. Я считаю, что вообще то, что мы называем шедеврами искусства (не только кино) и приписываем каким-то конкретным мастерам, является гораздо большим, чем произведениями этих мастеров. Через мастеров с нами говорит сама Вселенная. Можно сказать и так: мастер -- это портал, через который Космический Разум или Бог (слова могут быть использованы разные, но они лишь указатели) отвечает на наши вопросы. Не случайно в Бхагават-Гите говорится о непривязанности к результатам своего труда. Тем самым, мастер отдаёт пальму первенства Абсолютной Истине, признавая авторство за Тем, что лежит в мире непроявленном. На эту тему есть шикарный фильм, который так и называется: "Работа без авторства/Werk ohne Autor" (2018)

Каждый из нас, в той или иной степени, ищет ответы на свои вопросы о жизни. Каждый из нас идёт по дороге поисков рецептов счастья. Но каждый на этом пути находится в разной степени готовности понять и принять Истину. Всё зависит от нашего жизненного опыта и степени осознанности. Здесь нет и не может быть правильного или неправильного пути. То, что мы называем ошибками, на самом деле всего лишь разные способы проверки наших гипотез, наших представлений о жизни.

Сколько людей, столько и путей к Истине. И отрицать или отвергать какой-то из путей совершенно бессмысленно. Также как бессмысленно говорить, что чья-то жизнь бесполезна, бездарна или плоха. Это всего лишь другой способ поиска Истины. Поэтому, когда я говорю, что не вижу для себя смысла уделять слишком много внимания новостям или аналитическим программам, я не отвергаю интерес к этому других людей. И вопросы, которые мне иногда задают по поводу важности той или иной новости, моего к этим новостям отношения, я не считаю не имеющими права на существование. Но всегда готов высказать свою позицию по отношению к тем или иным событиям.

Приведу один из таких примеров. Как-то в разговоре с одним моим знакомым мы коснулись темы, которая очень часто в последнее время обсуждается среди тех, кто считает себя сторонником западных ценностей. Моему собеседнику не понравилось то, что я не интересуюсь последними новостями, довольно спокойно реагирую на то, что, по его мнению, происходит в нашем обществе и стране.

-- Как ты можешь оставаться спокойным к тому, что на наши свободы идёт непрекращающееся наступление? -- голос у него при этом дрожал.

-- А ты можешь привести какие-либо примеры этого наступления? -- попросил я его.

-- Конечно. Закон об иностранных агентах приводит к тому, что многие общественные деятели и творческие личности фактически становятся персонами "нон грата". Они не могут свободно выступать на телевидении и радиостанциях, на концертных площадках страны. Книги таких людей перестают печатать и продавать. Понятно же, что это бьёт по их карману, потому что в этой стране они лишаются возможности зарабатывать деньги.

-- Я не могу ответить на вопрос о том, что делать людям, которые попали в список иностранных агентов. Но хочу обратить твоё внимание вот на что. Мы живём сейчас в едином информационном пространстве. Интернет привёл к тому, что весь мир, вся наша планета на информационном уровне не имеет границ. Это парадокс! Есть физические границы между государствами, которые тщательно охраняются и контролируются. И на этом уровне власти разных стран могут ограничить въезд определённым категориям людей на свои территории. Но на уровне информационном границ нет. Я моментально могу связаться с любым человеком в любой точке нашей планеты, организовать видеоконференцию и общение с большими группами людей, каждый из которых может находиться в своей стране, никуда не выезжая. Таким образом, жить за "железным занавесом" (как это было ещё лет 40 назад) уже невозможно. Современные технологии даже снимают проблему языковых барьеров. Это во-первых.

Во-вторых. Когда речь ведут о введении какой-либо цензуры, то все такие ограничения, опять же, касаются традиционных средств информации. Запретить можно только то, что можно контролировать. Но контролировать можно только так называемые традиционные нецифровые средства информации: радиостанции, телеканалы, издательства. Могу сказать, что в последние годы я не смотрю телевидение, не слушаю радио, не читаю бумажные книги. Но при этом я смотрю те фильмы и видеоканалы, которые меня интересуют, слушаю музыку, которая мне нравится и читаю книги, которые выбираю. Но всё это я нахожу именно в Интернете. Без каких-либо ограничений. Преимущества Сети в том, что не мне что-то навязывают, а я сам сознательно выбираю.

В-третьих, я хочу предупредить твой следующий вопрос, который, наверное, уже ты хочешь задать. Что делать, если вслед за определёнными твоими высказываниями в социальных сетях, за твоими публикациями в Интернете могут наступить неприятные последствия? И здесь имеет значение, где ты находишься физически: в России или за её пределами. Возможно, ответ мой тебе не понравится, но я его выражу. Мы говорим о новых цифровых технологиях, о том, что они подразумевают новые подходы к старым вещам. Например, электронная книга -- это фактически вся твоя домашняя библиотека на одном устройстве. И даже не на устройстве, а в облаке. Конечно, это меняет и  психологию восприятия информации. Нет бумажных носителей, не надо покупать диски с музыкой, не надо бежать к телевизору в определённое время, чтобы посмотреть нужный тебе фильм или программу. Но менять надо не только подход к новым формам представления информации. Надо менять принципы взаимодействия с другими людьми, своё отношение к тем, кто живёт и думает по-другому. Мы уже говорили о том, что сегодня можно быстро наладить контакты с людьми, которые живут в разных уголках нашей планеты, имеют разный менталитет, свои традиции, свой опыт жизни и своё понимание о том, что правильно, а что неправильно. Но то же самое существует и в твоей собственной стране. Когда система государственной власти устанавливает свои правила игры, то надо понимать, что это возникает не на пустом месте. Есть большой слой людей, который этот подход, эти правила поддерживают. Сейчас вообще в мире наблюдается тенденция к попытке всеми правдами и неправдами удержать разрушающийся осыпающийся старый мир, сохранить так называемые традиционные ценности (которые для каждой страны могут выглядеть по-разному). Если мы хотим того, чтобы мир успокоился, нам надо признать то, что есть до сих пор люди, которые придерживаются тех самых традиционных ценностей. Они же и продолжают смотреть ТВ, читать газеты, слушать радио. Поэтому непримиримость к тому, что делает власть, на самом деле выливается в то, что мы испытываем неприязнь не к власти, а к той части населения, которая думает не так, как вы.

Именно по этой причине я пишу не о том, как что-то плохое происходит в стране,  а о том, что есть другие пути. Но нельзя заставить других выбирать путь, который вам кажется правильным. Но можно показать, что выбор есть. Кто-то, может быть, согласится с вами и станет вашим единомышленником. Кто-то не воспримет вашей правды. И это тоже нормально. Но менять надо всё равно не других людей, не власть, а себя. Начинать всегда надо с себя. Новая эпоха, новый эволюционный скачок уже происходит. Но заметен он станет, когда подтянутся другие. Не надо ждать этого, не стоит ждать светлого будущего. Надо жить Здесь и Сейчас в соответствии с вашими представлениями о самих себе. Если вы даёте себе возможность быть самими собой, то вы будете терпимы и терпеливы к другим, кто не похож на вас.


Рецензии
Дорогой автор, спасибо вам за то, что вы так четко и лаконично описали эту мысль. Вы практически точь-в-точь выражаете те мысли, о которых последнее время задумываюсь я (для меня сейчас стало удивительно приятным то, что кто-то вообще мыслит аналогично со мной). Но у меня есть один побочный вопрос, который мучает и меня самого. Мы с вами мыслим с точки звания наблюдателя, свысока, абсолютно обезличенно и безэмоционально, анализируя ситуацию в целом, но, тем не менее, остаемся людьми чувствующими (де факто). Отсюда и возникает вопрос, на сколько это честно, по отношению к самому себе и своему чувственному восприятию, не занимать никакой стороны, а лишь наблюдать за происходящим с высокой горы? Не должны ли мы, тем не менее, спуститься с нее и дать волю нашим потребностям и эмоциям в данных вопросах? Может ли философ быть отречении от мира? Заранее благодарю за ответ)

Олег Гаусс   03.05.2024 02:54     Заявить о нарушении
Спасибо за ваш комментарий. Очень здорово, когда есть обратная связь. Тем более, когда кому-то созвучно то, что было высказано. Собственно, моей целью не было давать какие-то рецепты для жизни. Тем более, провозглашать какие-то истины о том, как всё должно быть устроено или куда мы должны плыть и что делать. Каждый человек это решает сам для себя с позиций своего опыта. Для каждого человека такой опыт уникален. И моей единственной целью является желание показать, что мы можем всегда найти свой собственный путь, отличный от общепринятого. Поэтому я всегда предлагаю рассмотреть альтернативы, но не навязываю их. Поэтому в своих текстах я стараюсь избегать таких слов, как должен или обязан. Мы вправе выбрать свой собственный путь и посмотреть, куда он нас приведёт.

Процесс получения любого опыта - это всегда какая-то активная деятельность. Но мы не можем зацикливаться на том, какой результат мы от этой деятельности получим. Иначе он приведёт нас к разочарованиям. Получать надо удовольствие от самого процесса. Результат - это просто возможность сделать новый выбор, изменить цели и способы движения к ним. Используя метафору, можно сравнить это с игрой. Сегодня вы играете в настольный теннис, а завтра вам интереснее волейбол. И когда вы играете в волейбол, вас нет за теннисным столом, вы не играете в теннис. Вам он не интересен. Но точно лишь то, что я не предлагаю быть наблюдателем, свысока смотрящим на то, что делают другие люди. Просто вы видите, что они играют в другие игры, которые вы не выбирали. Не обязательно действовать по тем шаблонам, которые были в употреблении на протяжении долгого времени. Если вы видите, что что-то не работает, попробуйте выбрать другой способ. И пусть этот способ не приведёт к желаемым результатам, но у вас будет за плечами бесценный опыт, который позволит вашему сознанию эволюционировать.

Максим Странник Петров   04.05.2024 23:33   Заявить о нарушении