Парфений Холодный. Полковой священник

 священник.Подвиг полкового священника,
+++++++++++++++++++++++++++
П.М. Холодный родился в 1874 г. в с. Кирилловка Черниговской губернии в семье диакона.
Сведения о ранних годах его жизни отсутствуют. В Николаев прибыл в качестве военного священника 209 пехотного резервного Николаевского полка и настоятеля походной Свято-Петропавловской полковой церкви, располагавшейся по ул. Кузнечной. Время назначения отца Парфения на это служение не известно, но в справочнике «Военное и морское духовенство на 1905 год» его имя указано по этому месту службы. Однако, в биографических материалах, собранных Православным Свято-Тихоновским богословским институтом, указывается, что П.М. Холодный принимал участие в боевых действиях русско-японской войны (1904-1905 гг.) в составе 58-го пехотного Прагского полка, т.е. в качестве священника этого полка. Как полковому священнику, в условиях военных действий ему приходилось благословлять солдат, идущих на бой; отпевать погибших воинов, исповедовать и причащать раненых и умиравших в лазаретах, а в случае необходимости помогать санитарам и врачам; проводить церковные службы в походных храмах.
По возвращении с войны протоиерей П. Холодный продолжал служить полковым священником 58-го пехотного Прагского полка, а с 4.08.1911 г. и настоятелем Свято-Никольской церкви этого полка, располагавшейся по ул. Аптекарской одновременно исполнял обязанности законоучителя в первом приходском училище г. Николаева, частной гимназии Березовского и в городском начальном училище.
Вместе с полком протоиерей П. Холодный участвовал в боевых действиях Первой Мировой войны.
Подвиг, совершенный священником на фронте получил общероссийскую известность. О нем упоминается в «Воспоминаниях последнего протопресвитера Русской армии и флота» Г.И. Шавельского, изданных в Нью-Йорке в 1954. Он писал: «58-й пехотный Прагский полк действовал тогда в Галиции. Отец Парфений с полковым врачом и одним из младших офицеров в двуколке переезжали по мосту реку. Тут они наткнулись на австрийскую засаду, сидевшую под мостом. Выскочив с ружьями на перевес, австрийские солдаты окружили двуколку. Отец Парфений не растерялся. Осенив крестом своих врагов, он обратился к ним с увещанием, что не стоит братьям проливать кровь и, помимо того, впереди и позади большие русские отряды, засаде не уйти от гибели и поэтому лучше, не проливая крови, сложить оружие. Речь отца Парфения была понята, так как среди напавших большинство были чехи и угроруссы. Пошептавшись между собой, они начали сдавать оружие, которое было сложено в двуколку. И пленники, конвоируемые офицером и доктором, с отцом Парфением были приведены в находившийся невдалеке штаб полка». О подвиге священника стало известно Николаю ІІ. Герой-священник был пожалован золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте Награда вручена лично императором в Ставке Верховного Главнокомандующего.
В Николаеве священника встречали как героя, но будучи человеком очень скромным, в интервью, которое он дал по прибытии местному корреспонденту, он не счел необходимым подробно говорить о своем подвиге. Он отметил: «Я только что прибыл из ставки Верховного Главнокомандующего, куда был вызван для получения знака монаршей милости ко мне. Событие, за которое я удостоен столь высокой награды, уже подробно описывалось в газетах, и прибавить к нему нечего. Случай этот произошел 15 августа. В этот же день над расположением наших войск появился неприятельский аэроплан, а под утро на следующий день завязался жаркий бой, длившийся 16 и 17 августа. Нашему полку до прибытия подкреплений удалось выдержать натиск шести австрийских полков, а в конце штыковым ударом опрокинуть противника и выиграть бой. В этом штыковом бою первым пал капитан Эсмонт, увлекший в атаку весь полк. Дух войск в высшей степени бодр и крепок. Неудачи никого не приводят в уныние, все уверены в благоприятном исходе борьбы».
За пастырские заслуги и участие в боевых действиях П. Холодный награжден орденами Святой Анны II степени, Святого Владимира IV степени с мечами (ордена «с мечами» вручались только участникам боевых действий).
Известен и еще один факт военной биографии П. Холодного. В день Успения Божьей Матери 15 августа 1915 г. во время праздничной литургии на боевых позициях он обратился к Господу со страстной молитвой, в которой просил не допустить кровопролития хотя бы в этот день. И чудо свершилось на участке фронта 58-го Прагского полка в тот день действительно не прозвучало ни одного выстрела ни с одной, ни с другой стороны.
В 1917 г. протоиерей П. Холодный возвратился в Николаев, но в 1918 г. декретом советской власти военное духовенство было ликвидировано. Отец Парфений продолжал служить в том же Свято-Никольском храме и, очевидно, примкнул к так называемой «Живой церкви», общине которой местными органами власти было передано здание храма.
В 1936 г. священник признал ошибочность идей «Живой церкви», возвратился в лоно Русской Православной Церкви и с этого времени служил первым священником в храме св. Николая на ул. Фалеевской.
В 1937 г. отец Парфений Холодный был арестован по надуманному обвинению. Какое-то время он находился вместе с уголовниками в одной камере, однако те, узнав своего духовного наставника, помогали ему. Так, даже находясь в тюрьме, священник до последних дне исполнял свой пастырский долг. Как вспоминала на встрече с дочерью священника тюремная медсестра, которая была свидетелем его последних дней, «он оставил о себе светлую память, был утешителем для окружающих, примером кротости и терпения. Когда же ее спросили, не поддавался ли священник пыткам, медсестра судорожно зарыдала, а потом она ответила: Нет! Не били! Тогда дочь решила, что это было сказано для ее утешения.
Постановлением «тройки» при УНКВО по Одесской области Парфений Михайлович Холодный был приговорен к высшей мере наказания; расстрелу. Приговор приведен в исполнение 23 августа 1937 г.
По заявлению Н.Б. Сироты Наталии Борисовны и А.Г. Назаровой (внучки протоиерея), его дело, пересмотрено Николаевской области и закрыто ввиду отсутствия состава преступления 18 июля 1989 г., что означало полную реабилитацию П.М. Холодного. На запрос родственников о месте его гибели получен ответ, что «сведений о местах смерти и захоронения Холодного П.М. в архивных материалах не имеется».
Жертвой репрессий стал и брат Парфентия Холодного протоиерей Холодный Алексей Михайлович, служивший в Черниговской губернии, который арестован в конце 1930-х гг. и сослан в исправительно-трудовые лагеря на Север, где и погиб.
Подтверждением ратных заслуг военного духовенства служит тот факт, что по неполным данным за годы Первой мировой войны священникам было вручено: 14 офицерских Георгиевских крестов 4-й степени, 227 золотых наперсных крестов па Георгиевской ленте, 85 орденов Св.Владимира 3-й степени с мечами, 203 ордена Св.Владимира 4-й степени с мечами, 643 ордена Св.Анны 2-й и 3-й степени с мечами. Только в 1916 г. к высоким боевым наградам было представлено 46 святых отцов. Военное духовенство в подавляющем большинстве с достоинством, не жалея своей жизни выполняло возложенные на него обязанности. Однако далеко не всем отличившимся на полях сражений довелось увидеть свои награды, почувствовать славу и почет, заслуженные в нелегкую военную пору. Молох войны не щадил и военных священников, вооруженных только верой, крестом и желанием послужить Отечеству. Генерал А.А.Брусилов, вспоминая о неудачах русской армии в 1915 г., писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры – то полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением... Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой»
По далеко неполным данным за всю войну погибло и умерло от ран более 30 военных священников, получило ранения и контузии более 400 (по другим данным сложили свои головы или были искалечены в боях более 4,5 тысяч священнослужителей), попало в плен более 100, что значительно превосходило потери в предыдущих войнах.
Это также яркое свидетельство того, что военные пастыри не кланялись пулям и снарядам, не отсиживались в тылу, когда их подопечные проливали кровь на поле боя, а до конца исполняли свой патриотический, служебный и нравственный долг.


Рецензии