Самый загадочный российский композитор

Самый загадочный и закрытый для мира российский композитор:

28 декабря 1927 года в Киеве родился Олег Николаевич Каравайчук, композитор, умевший практически с первых лет жизни бродить по небесным лугам.

Мама мальчика, прекрасно игравшая на фортепиано, давала уроки на дому, скрипач отец работал в кинематографических и театральных оркестрах.

В 1931 году семья перебралась в Ленинград, где четырехлетний Олег написал первое музыкальное произведение, услышав которое Николай Каравайчук с гордостью сказал: «Сынок, да ты же идешь по стопам Моцарта».

В 9 лет на сцене «Большого зала Московской консерватории юный композитор исполнил написанную им «Колыбельную песню».

В победном 1945 году талантливый парень окончил музыкальное училище по классу фортепиано, а в 1951 году «Ленинградскую консерваторию».

На этом можно было бы поставить точку, написав, что композитору, дирижеру, непревзойденному импровизатору и «неформалу от классики» 60 лет запрещали выступать на сцене, но наш рассказ только начинается.

Всю свою жизнь Каравайчук оставался одиноким, задиристым подростком со странностями, удивлявшим своим поведением и вызывающими нарядами коренных ленинградцев и гостей Северной Пальмиры.

В самом начале своих многогранных творческих поисков Олег Николаевич понял, что для создания чего-то нового в искусстве автор должен очистить свою душу, освободив ее от ненасытной человеческой алчности, низменных стремлений и соблазнов.

Творец всегда затворник и монах, уникальных гениев вроде Пушкина, Моцарта, Паганини поцелованных при рождении Господом в темечко и творивших по наитию, можно пересчитать по пальцам.

Утомляемый человечеством, Каравайчук дышал полной грудью только в период творчества. Околдованный потоком многоголосья звуков, он слышал божественные мелодии времени, радуги, черного квадрата Малевича, и мерно дышащего Ленинграда.

Написав музыку к 150 фильмам, композитор вспоминал, что иногда его пальцами Господь «перебирал клавиши». Так было, например, во время работы над музыкой к фильму Киры Муратовой «Долгие проводы» (1971).

Прочитав сценарий, и побывав на съемочной площадке, Олег сел за фортепьяно и с «первого дубля» сыграл тревожно-нервную историю любви матери к единственному сыну.

Фильм на долгих 17 лет «лег на полку», а в перестроечные годы вошел в список советской «кинонетленки».

После того как в 1965 году музыка Каравайчука прозвучала в фильме-сказке «Город Мастеров», классик советской литературы Даниил Гранин назвал композитора «Босхом от музыки».

Мастер прославился тем, что в наиболее интересных ему кинокартинах он снимался в эпизодических ролях, например в «Городе Мастеров» он появился в образе музыканта, дядюшки Тимолле.

В отличие от других композиторов у Олега никогда не было творческого кризиса, потому что во сне он слушал тысячи написанных до него мелодий, а перед пробуждением в его грезах звучала новая музыка, которую едва пробудившись, он тут же перекладывал на ноты.

Каравайчука всю жизнь преследовали влюбленные в него поклонницы, да чего уж тут греха таить и поклонники, но он боялся отвечать им взаимностью, вдруг однажды его чувство покажется человеку навязчивым. Композитор говорил, пожалуйста, люби объект своей страсти, но делай это издалека, осторожно, не забывая, что можешь стать человеку неприятен своим неловким вторжением в его интимное пространство.

Олег понимал, что поклонники влюблены в него никак в человека, а только как в композитора, их экзальтированная навязчивость своей уродливой сущностью доставляла ему много неприятных минут.

Запрет на выступления решительно не волновал композитора, ведь он был уверен, что гению понимающему, что он создал «абсолютный шедевр» будет достаточно этого осознания.

Жители 15-й линии Васильевского острова за глаза называли его «сумасшедшим композитором». Тотальный бессребреник маэстро в принципе не интересовался гонорарами и делал только то что приносило ему наслаждение.

В 90-х когда о Каравайчуке начали снимать документальные фильмы, брать интервью и выпускать диски с композициями, к нему пришли первые в его жизни серьезные гонорары. Эти небольшие по меркам творческой среды деньги, казались маэстро баснословными.

На публичных выступлениях странный музыкант надевал на голову наволочку, скрываясь в «коконе антисуеты», или играл на фортепиано лежа.

Необычная музыка композитора приводила его к сотрудничеству с уникальными режиссерами и музыкантами: Сергеем Параджановым, Василием Шукшиным, Ильей Авербахом, Кирой Муратовой и Сергеем Курёхиным.

13 июля 2016 года Олег Николаевич Каравайчук скончался в Санкт-Петербурге, ему было 89 лет.


Рецензии