Пасха в Санкт-Петербурге. 1883

ЦИКЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"
****************************
Еженедельник "Gartenlaube".
Leipzig, 1883, Heft 12, S. 188-191
"Das Osterfest in St.Petersburg“.
*********************

Рассказывают, что один русский генерал однажды дал своим солдатам необычное обещание: «Кто сегодня на поле боя падет, в жизни вечной возродится». Эти слова нашли живейший отклик в солдатских сердцах, и битва была выиграна. Сегодня, в наш просвещенный век, детская наивная вера давно уступила место другим, более практическим, взглядам. Империя Белого царя здесь не исключение. Но как бы ни был прогрессивен и образован молодой современный россиянин, он со дня своего крещения и до самой смерти носит на груди крест, а случись нужда, исполнит все обязанности, которые налагает на него вера его предков. Нигде в христианском мире жизнь народа не связана так тесно с религией, как в России, и краткое описание русских пасхальных обычаев должно дать лучшее доказательство истинности нашего утверждения.

Этому величайшему празднику христианства предшествуют семь недель Великого поста — долгий и серьезный период подготовки к Пасхе. Но погодите: не семь недель, а на один день меньше, потому что последнее воскресенье перед Великим постом еще не постный день. Оно называется Прощеным воскресеньем и по праву носит это название, так как в этот день каждый православный старается примириться со всеми своими недругами.

Но вот подходит к концу и этот, последний, день перед долгим постом, и с понедельника не будет больше в Петербурге ни театров, ни балов, ни прочих празднеств. Впрочем, Великий пост – это сезон концертов, и поскольку Петербург известен во всем мире как Эльдорадо артистов, на ледяные берега Невы в это время слетаются корифеи искусства со всего мира.

Однако, несмотря на соблазны, истинные верующие добросовестно соблюдают пост. Впрочем, в высших аристократических кругах семейные врачи во время поста часто выступают спасителями, «из высших соображений здоровья» позволяя иногда своим подопечным есть мясо, что в Великий пост строжайше запрещено. Мужчины же зачастую сбегают из дома от лишних глаз домочадцев в рестораны, где мясные блюда широко подаются в частных кабинетах за запертыми дверями. Но это всё тайны, о которых не принято говорить вслух.

Как же постятся православные россияне? В течение семи недель им запрещено есть мясо, масло и любую животную пищу, за исключением рыбы. И приходится восхищаться искусством русских поваров, ведь многие западноевропейцы едят здесь постную еду, не подозревая, что ни в бульоне, ни в котлетах нет ни мяса, ни масла. Особенно это касается аристократических домов.

Основные дни поста — среда и пятница, но наиболее строгие посты соблюдаются в середине Средокрестной и на Крестопоклонную недели. Средокрестная неделя получила свое название от того, что в это время в церквях всегда выставляется украшенный цветами крест и вокруг него с утра до вечера собираются бесчисленные благочестивые толпы молящихся. Крест целуют и в качестве оберега берут с него цветок.

Православные постятся первые шесть недель и переходят на строгий пост на седьмую. Рыбу есть уже тоже нельзя, разрешенный рацион на строгой неделе поста составляют грибы, огурцы, квас, а, кроме того, необходимо почти постоянно присутствовать на богослужении. Так что русскому человеку действительно приходится с боем пробиваться к радости Пасхи, и не удивительно, что он отдается ей целиком: его радость доверчиво-наивна, как и вера.

В Страстную пятницу ничего не едят вплоть до положения Христа во гроб. Тем временем вокруг храмов уже проложили деревянные настилы, и сейчас все готовятся к высокому празднику. В каждом доме красят яйца, пекут кулебяки (сладкий белый хлеб цилиндрической формы), покупают пасху (конус из творога, т. е. створоженного молока с изюмом). Ветчина, жаркое, птица вместе с икрой, сардинами и прочими яствами также являются необходимым украшением праздничного пасхального стола, фоном которого является ряд бутылок, тем более впечатляющий, чем дальше вы углубляетесь в Россию. От бального костюма до простого «лучшего» платья, от фрака и парадного мундира до «ненадёванной» расписной рубашки — праздничные наряды давно готовы. Дворовые господ приготовили цветные фонари, артиллерия Петропавловской крепости зарядила холостыми снарядами сто одну пушку, пиротехники держат наготове ракеты для фейерверка. А на городских площадях уже стоят большие дощатые ярмарочные балаганы. И лишь в жилищах священников царит благоговейная тишина умиротворения.

Сейчас вечер. С девяти часов у церквей собираются небогатые прихожане, а также слуги из зажиточных домов. Все они нагружены куличами, пасхой, крашеными яйцами. Все принесенное с собой должно быть освящено священнослужителем. Каждый кулич украшен красивым бумажным цветком и его тощей соседкой — свечкой. По четырем углам великолепного Исаакиевского собора вокруг огромных светильников  высятся группы ангелов. Сегодня вечером эти светильники заправляются газом, который вспыхнет в них уже в первый час Пасхи.

Смолкает шумный день, и благоговейная тишина окутывает город. В десять часов вечера открываются ворота храмов. Пестрая толпа быстро заполняет церковные пределы. Пока воскресение Христа еще не объявлено, в храмах читают Евангелие, как это принято на церемонии похорон по греческому обряду. Сегодня любому разрешено подойти к небольшому молитвенному столику, на котором лежит Библия, и прочитать пару строчек из Евангелия в память о распятом Христе, так что каждый охотно подменяет другого.

Все молящиеся стоят с восковой свечой в руке. Она не зажжена, ибо Христос еще не воскрес, его гроб пуст. Глаз христианина тщетно ищет своего Спасителя, но сердце надеется на утешение, и тихо-тихо зарождается пасхальное песнопение. Слова незнакомы немецкому уху, но мелодия завораживает. Она звучит все громче и громче, и наконец первосвященник в сопровождении всего духовенства с крестами и церковными хоругвями отправляется на поиски Спасителя. Огоньки свечек мерцают, и это шествие представляет собой обильный поток света, который, волнуясь, пять раз обтекает Дом Божий. Молящиеся следуют по деревянным настилам за своими пастырями в поисках Христа, вновь и вновь обходя храм, чтобы вернуться внутрь него к алтарю – единственному месту, где можно отыскать Спасителя.

Песнопение становится все более полным и мощным, достигая кульминации в гимне:

"Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ,
И сущим во гробех живот даровав".

Это апофеоз греческого пасхального песнопения, и тот, кто его услышит хоть раз, наверняка не забудет. В тот же момент на Петропавловской крепости раздается 101 пушечный выстрел, на Исаакиевском соборе вспыхивают факелы, на всех улицах и в переулках зажигаются цветные фонари, звонят колокола всех церквей Петербурга – священник подходит к дьякону, христосуется с ним, а вслед за ним и стар, и млад, богат и беден — все приветствуют друг друга в храме братским пасхальным целованием.

Отстояв ночное бдение, люди спешат домой к праздничному столу. Грешно спать в такую ночь, когда многие ждут и получают свой пасхальный поцелуй, иногда тайный. Сегодня особая ночь, и никому не позволено отказывать другому в поцелуе. Даже сам император поцелует последнего из своих подданных, если тот сможет приблизиться к нему в эти часы.

Духовенство освящает яйца, куличи и пасху как в храме, так и вне него, получая в качестве пожертвования по три копейки и яйцо за каждое освящение. В губерниях священнослужители тотчас же после окончания службы обходят владения самых знатных людей, чтобы благословить хозяина дома со всем его семейством. Визиты друг к другу, начавшись в пасхальную ночь, продолжаются всю неделю, и повсюду гостей радостно угощают едой и питьем.

***********

Знаменитый петербургский плац, Марсово поле или, как его называют в народе, Царский луг, на котором за столетия не выросло ни травинки, но с комфортом может маршировать до 50 тысяч солдат, в эти дни так неудержимо манит петербуржцев народными театрами, зверинцами, каруселями, пивными и чайными павильонами, что противостоять этому искушению можно только одним способом — посетив их.

Здесь есть и ледяные горки — настоящее национальное удовольствие русских /1/. Ну, разве не чудесно лететь по ним на узких санках в обнимку со своей Груней, Катей, Марфушей? Тем более, что стоит это удовольствие очень дешево. А вот народные театры Берга, Семёнова, Федорова и прочих. Одна картинка сменяет другую! Вот битва под Плевной, а там поход по Балканам. Тут славный казак спасает турчанку, рядом славянские танцы и песни. А неподалеку стоит уютный кабачок, где можно согреться и подкрепиться. И, конечно же, везде продавцы мороженого, разносчики, кондитеры, сбитенщики (продавцы горячего медово-травяного напитка) — кто сможет устоять перед всеми этими соблазнами? Уж точно не «широкое русское сердце»! И услышав, что возведение в течение двух недель каждого из этих деревянных балаганов обошлось примерно в 8.000 рублей, не считая стоимости декораций, костюмов, реквизита и зарплаты актерам, мы не удивляемся. Эти народные театры вмещают в себя от 1.000 до 2.000 зрителей, и каждое представление повторяется не реже одного раза в час.

Мы невольно вспомнили о китайском народном театре в Маймачине /2/, где с первого дня китайского Нового года (в феврале при температуре до - 30 град. С) на открытой сцене в «свободный мороз» ставятся бесплатные спектакли продолжительностью от десяти до тридцати дней.

На Марсовом поле принимаются все мыслимые меры безопасности. Каждый театр имеет множество входов и выходов, на ближнем канале стоит постоянно подогреваемый паровой пожарный насос, по соседству всегда дежурит пожарная часть, не забыты и полицейские, но не для того, чтобы призывать народ к порядку — на Пасху в этом нет необходимости — полиция должна только регулировать каретное или, вернее, санное движение. Балаганы Марсова поля посещают все петербуржцы: даже самые знатные – из чувства патриотизма, что уж говорить о простых людях. То и дело звучит послание радости и мира: «Христос воскресе!», а в ответ слышится радостное: «Воистину воскресе!» и раздается братский поцелуй.

Не забывают на Царском лугу и веселить народ. Повсюду вы видите Ваньку-дурака, забавного старика, у которого для каждого найдется хлесткое двустишие, бьющее не в бровь, а в глаз.

Впрочем, бывают здесь и ситуации, вынуждающие вмешаться полицию. Несколько лет тому назад владелец небольшого балаганчика объявил на Пасху об открытии аттракциона «Живейшая панорама Петербурга, вход 5 копеек».

Толпы народа пропускались по узкому коридору, на турникете с каждого брали по 5 копеек. Один за другим люди подходили к маленькому окошечку размером в полфута, через который можно было взглянуть на ближайший городской ландшафт, в котором не было ничего необычного — естественная панорама вокруг Марсова поля. Хотя никто не жаловался, на следующий день пришел городовой и, посмотрев в глазок, попросил жуликоватого импресарио прикрыть свою лавочку. Так и произошло, хотя значительная часть приехавшей позже публики громко сожалела, что больше не может наслаждаться прекрасной панорамой чудесной Северной Пальмиры!

В России воскресенье после Пасхи называется Фоминым воскресеньем, или Антипасхой. С нее начинается Фомина неделя, которая посвящена поминовению усопших. Благочестие русской веры требует, чтобы в эти дни все от мала до велика приходили на кладбище и крошили красочные пасхальные яйца на могилы своих родителей. Обычай этот, наверняка, восходит к древним языческим временам, но для русского человека он священен, и православные свято чтут его, ибо радость в настоящем должна сочетаться с выражением почтения и памятью об ушедших поколениях. Это поистине достойное завершение русской Пасхи.



ПЕРЕВОД С НЕМ.ЯЗЫКА
ТАТЬЯНЫ КОЛИВАЙ
******************

ОРИГИНАЛ ПЕРЕВОДА В БЛОГЕ (КАРТИНКИ!):
https://vbaden.blogspot.com/p/1883.html


ПРИМЕЧАНИЯ

1. В 1883 году Пасха пришлась на 29 апреля. Погоду в Петербурге на этот день мне найти не удалось. Но вот температура 24 апреля 1881 года (Пасха) была - 6.3 град С. Абсолютный минимум температуры воздуха весной в Санкт-Петербурге был зафиксирован 22 марта 1883 года: -29,9 °C.

2. Майматчин (Maimatschin) — название приграничного городка в Китае, который был основан в XVIII веке для торговли чаем с Россией.


Рецензии