Откровенные диалоги с профессором А. Н. Ежовым. 3

Армия

В армию Вам хотелось идти служить?

Хотелось. Более того, сразу после техникума я мог не пойти в армию, а пойти на следующий год, как это сделали мои однокурсники. И они служили два года. А я очень хотел поскорее начать службу – считал, что каждый мужчина должен через это пройти, для будущей жизни необходим такой опыт, нужна военная специальность. 

В каких войсках Вы служили?

Сперва я попал в радиовзвод. На первых учениях был радистом. В «уазике» была передвижная радиостанция. Потом участвовал в соревнованиях по борьбе самбо, стрельбе.
Стал чемпионом дивизии. Меня командировали в спортивный батальон. Это был батальон спецназа. И мне очень захотелось в нем остаться.
По линии самбо мне это было сделать затруднительно, потому что там были члены сборной команды Белоруссии и члены сборной команды Советского Союза. В моей весовой категории мне ничего не светило. А вот по пулевой стрельбе я проходил как юниор  и мог попасть в сборную Белорусского военного округа. Так и получилось.
Батальон специального назначения, в котором я продолжил службу, – это спортивный батальон военной разведки. Там было несколько подразделений, я был в подразделении снайперов. Воинская специальность, которая записана в моем военном билете – «Военная разведка», а специализация «Снайпер». Я там профессионально занимался пулевой стрельбой. Стрелял из всех видов оружия – пистолетных, револьверных, автоматических, из всех видов винтовок. Стрельба по бегущему оленю, бегущему кабану, дуэльная стрельба из трехлинейки на 300 метров.
Я был с детства ребенком пышным, но сильным и очень подвижным, с детства занимался спортом. В армии я сосредоточился на стрельбе. Каждый день мы тренировались где-то по 6 часов.

Что больше всего запомнилось из периода военной службы?

Соревнования и встречи с разными людьми. У нас в Белорусском военном округе была очень сильная команда. Был чемпион мира Игорь Бакалов – стрельба из пистолета по силуэтам. Виктор Петров – стрельба из малокалиберного пистолета на 50 метров. Чемпионы мира по стрельбе из малокалиберной винтовки на 50 метров – член сборной команды Советского Союза Эдуард Ярош и Виталий Пархимович. Стандарт – 40 выстрелов лежа, 40 с колена и 40 стоя. И стрельба лежа – 60 выстрелов. Виталий Пархимович добился абсолютного результата: 600 попаданий из 600 возможных. После этого даже стандарт мишени немного изменили. С некоторыми из ребят, с кем вместе служили, встречаемся до сих пор.
Большую помощь в армии мне оказал Александр Иофинов, который по-братски меня опекал. Он выдающийся стрелок – член сборной команды СССР, БССР. Я буду ему благодарен всю жизнь.
До сих пор мы с ним дружим. Он меня старше на 6 лет – 1940 года рождения. И, несмотря на свой солидный возраст, втянулся в гиревой триатлон, здесь уже я его тренер. Он стал заслуженным мастером спорта, рекордсменом Гиннесса. Побудительным мотивом для него взяться за гири стал интерес внуков. И внуки им сейчас гордятся, и сам он рад, что стал заниматься гиревым триатлоном.

А Ваше творческое начало как-то проявлялось в эти годы? Ведь армия не очень этому благоприятствует.

Мне всегда было интересно делать все как-то по-своему. И всегда было желание делать то, что я делаю, лучше других. Это не связано со стремлением выделиться; скорее со стремлением раскрыть максимально свой потенциал, реализовать возможности. Получилось так, что служба в армии иногда наоборот благоприятствовала раскрытию моего творческого начала.
В апреле 1968 года, в Краснознаменном Белорусском военном округе впервые проходил смотр строевой песни. Все песни были старые, избитые, надоевшие. Требовалось что-то новое, свежее. Это было ясно даже нашему старшине роты Ивану Забродину, деревенскому мужичку, стороннику всего устоявшегося, неизменного. Его мечта была доползти до пенсии без волнений, риска и ЧП. Но здесь и он оказался сторонником обновления. Командир батальона поставил задачу:
– На смотр приедет генерал. Нужна новая песня о спортсменах-воинах батальона. Ищите, где хотите. Не будет песни – всех посажу на гауптвахту. Будет песня – щедро награжу.
Командир роты и старшина бегом ко мне. И оба хором:
– Ежов, выручай, ты сможешь. Сделаешь – озолотим. Если не выручишь, то демобилизуешься только вместе с нами.
Делать было нечего. Тут не поспоришь. Я никогда не писал песен. Да и сейчас не представляю, как это делать. Но тогда было не до рассуждений. Пришлось писать. На удивление, песня получилась. Она понравилась всем. Наша рота заняла на смотре первое место. Генерал расцеловал комбата. Тот объявил благодарность командиру роты. Ротный дал отпуск на трое суток старшине. А старшина, посмотрев на меня с удивлением, изрек:
– Надо же, и тут сдюжил.
Песня прижилась. Ее еще долго пели солдаты после моей демобилизации. Как водится, слова и музыка стали народными. Полагаю, что это лучшая награда любому автору.
Эта песня годилась для нашей пятой роты. Командир батальона, который находился под впечатлением благодарственных объятий и поцелуев генерала, поставил новую задачу:
– Написать песню для всего батальона, чтобы с ней выступить на смотре песни в округе.
Я дал согласие. Песня была готова через два дня, и долгие годы ее пел наш первый гвардейский спортивный батальон.
И меня тогда демобилизовали в срок. А других ребят-сослуживцев задержали буквально на два дня. И как раз начались чехословацкие события 1968 года, когда 21–22 августа в Чехословакию были введены войска стран Варшавского договора.
 Некоторых из ребят, с кем мы вместе служили, отправили туда в составе советского контингента, это отложило демобилизацию месяца на три, но были ведь и погибшие…    
 
А тексты стихов сохранились?

Да, и они выдержали уже целый ряд переизданий с того времени, хотя являются простыми и наивными.

ПЯТАЯ СПОРТИВНАЯ

Спортсмены округа, шагай смелей и шире,
Мы честно служим и честно живем.
На ринге, на треке и в тире
Армейского спорта знамя несем.

Припев: Мы пятая, спортивная,
        Солдаты  у нас все на подбор,
        Могучие и сильные,
      Врагу любому дадим мы отпор.

Зимой морозною и летом жарким
Мы тренируемся круглый год.
Спортсмены сильные и отважные,
                Спортсмен Матросовым стать готов.

Припев:  тот же

И если Родина от нас потребует,
Пойдем на подвиг все как один.
Все мастерство свое и все умение
Народу, партии мы отдадим.

Припев: тот же.
Апрель 1968 года
СПОРТИВНЫЙ БАТАЛЬОН

Мы – поколение послевоенное,
Пришла пора нам в армии служить.
И знаем с детства: Родина священна!
Умеем славой предков дорожить.

Припев:
Доверьем Родины гордись и будь достоин,
 Почин ракетчиков  сумеем поддержать:
Стремиться должен каждый спортсмен-воин
 Отличником своей учебы стать.

Мы любим жизнь, леса, поля и реки
И не хотели б рано умирать.
Но, Родины враги, запомните навеки:
Границ священных рубежи сумеем отстоять.

Припев:  тот же.

Спортсмены округа, мы призваны для дела
Оберегать покой людей и сон.
Спокойно спите, матери и дети,
Стоит на страже наш спортивный батальон.

Припев: тот же.
Апрель 1968 года

Что было труднее всего в годы службы по призыву?

Самым сложным для меня был ранний подъем. Мой организм устроен по биоритмам так, что я ярко выраженная «сова». Мне бы попозже лечь и попозже встать. И ежедневный подъем в шесть часов утра был определенным испытанием. Поэтому каждую свободную минуту использовал, чтобы идти и поспать хоть немного. В воскресенье я даже просил разрешения у старшины не идти на завтрак, спал до обеда. Ребята этому были рады, потому что мой завтрак делили между собой те пять человек, которые сидели за столом в столовой вместе со мной. На завтрак в спецназе давали кусочек сыра, кусочек сливочного масла, две столовые ложки сгущенки – в обычных частях этого не было.
Иногда приходилось и постоять за себя. Хотя, так называемая «дедовщина» в спецназе не была настолько выражена как в простой линейной части, но отдельные моменты имели место. Однажды мне пришлось со старослужащими поработать кулаками, чтобы они больше ко мне не приставали. Это было, когда со мной хотели провести существовавший в то время в некоторых частях достаточно дикий ритуал «присяги»: молодого солдата клали на лавку лицом вниз и хлестали кедами ниже спины под определенные слова. Считалось, что это «посвящение» в старослужащие. Я тогда сказал: «Нет, ребята, это унижение, а я не позволю себя унижать никому».

Что дала Вам армия?

Армия научила меня ценить время. Когда я только поступил в институт после армии, то, учась на одном курсе со студентами на три года моложе меня, иногда всплывавала мысль, что «вот, три года потерял». Но очень быстро понял, что не потерял, а приобрел – жизненный опыт, спортивную закалку, умение общаться с людьми в разной обстановке. Приобрел физическую выносливость, потому что у нас были марш-броски на 50 километров в полной выкладке. За один такой марш-бросок я терял 5 килограммов. Сапоги привязывали веревками к ногам, чтобы нога в них не болталась. Потому что если это не сделать, то на ногах образовывались кровавые мозоли, и в сапогах хлюпала кровь. Причем бежали километр в противогазе и километр без него, потом опять километр в противогазе и километр без него. Все это вырабатывало умение терпеть, делало более выдержанным.
Служба в армии дала возможность уже в молодости понять ценность искренних человеческих отношений, дружбы. Мы ведь не со всеми поддерживаем отношения, а с теми людьми, с кем есть определенная духовная, душевная связь. Все это полностью окупило время, проведенное в армии. А потом было наверстано семимильными шагами, благодаря приобретенным качествам и навыкам. 

Были у Вас мысли стать профессиональным военным?

Я  уже говорил, что хотел быть летчиком, причем именно военным и именно летчиком-истребителем, а позднее летчиком-космонавтом. Были юношеские мечты о полетах в космос, освоении других планет. Но спортивные травмы помешали – не пропустила бы военно-врачебная комиссия. Выявили еще недостаточную способность в различении цветов. Все цвета я хорошо различаю, а вот легкие оттенки перехода из одного цвета в другой – не всегда. Для службы по призыву, получения прав и многого другого это не имеет никакого значения, а вот для службы офицером авиации является одним из противопоказаний.
Уже в зрелом возрасте Вы стали активно сотрудничать с казачеством – почему?
Казачество меня с детства привлекало. Сначала нравились фильмы о казаках. Потом начал выяснять, кто это такие. Некоторые думают, что это такая национальность, народность. На самом деле казак – это свободолюбивый человек. Образовались казаки из беглых людей, которые бежали от закрепощения, селились на западных границах Руси. Чтобы выжить, объединялись. Занимались не только земледелием, но и воинским делом, чтобы свои поселения отстоять в тех сложных исторических условиях. Поэтому еще до того, как встретиться с представителями казачьих объединений, в душе я считал себя казаком.
Когда в 1990-е годы началось возрождение казачьих обществ, мы познакомились с В. В. Коваленко-Романовым. Он, кстати, потом познакомил меня с Мариной Лаврентьевной Попович. И он же принял меня в Великое братство казачьих войск Руси и Зарубежья.

У Вас высокий статус в казачестве – первый заместитель Верховного атамана Великого братства казачьих войск Руси и Зарубежья по науке, образованию, физической культуре и спорту. Что это за братство, чем Вы занимаетесь в этом статусе?

Такой статус появился не сразу. Первое мое звание в казачестве в далекие 1990-е годы было штабс-капитан. Потом было присвоено звание сотник, которое соответствует званию подполковника. Затем казачьего полковника. В 1998 году я был произведен в генерал-майора казачьих войск, стал заместителем начальника управления по науке Великого братства казачьих войск Руси и Зарубежья. В 1999 году мне было присвоено звание генерал-лейтенанта казачьих войск с назначением начальником управления по науке и образованию этого Братства. Мы занимались помощью в обучении представителей не только казачьего сословия, но и военнослужащих Российской Федерации, представителей разных силовых структур.
В Институте управления на благотворительной основе прошли обучение очень многие военнослужащие, сотрудники полиции, Министерства юстиции РФ. Мы сотрудничали с Генеральной прокуратурой РФ, региональными прокуратурами, Министерством обороны РФ, воинскими частями, Министерством юстиции РФ и его региональными управлениями, с космодромом «Плесецк», многими другими структурами.
Существуют разные казачьи  организации, со многими мы сотрудничали. В 2002 году мне было присвоено высшее, существующее в Великом братстве казачьих войск Руси и Зарубежья, звание генерал-полковника казачьих войск с назначением первым заместителем Верховного атамана по науке, образованию, физической культуре и спорту.
Великое братство зарегистрировано в ООН и в Краснодарском крае. В Нью-Йорке мы издали совместную книгу по экономике с верховным атаманом В. В. Коваленко и руководителем американского казачества. Эта книга была отмечена дипломом Всероссийского конкурса научных работ преподавателей вузов.
Потом у нас были совместные издания Института управления с Верховным судом РФ, существовавшим в то время Высшим арбитражным судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Главной военной прокуратурой.
Мы встречались с генерал-полковником Г. Н. Трошевым – советником Президента РФ по делам казачества. Встречались и с генералом армии Героем России П. С. Дейнекиным, который с сентября 1998 по февраль 2003 года был начальником Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества; с ним мы подписывали договор о сотрудничестве.
В России существует 10 государственных казачьих формирований. Но суть казачества, как мы  его понимаем, что они на службе государства, а не в составе государственной армии. В частности, атаманов выбирали сами казаки. Когда казак попадает в зависимость, он перестает быть полноценным казаком.  Поэтому Великое братство казачьих войск Руси и Зарубежья продолжает свою деятельность в качестве международного общественного объединения.
При этом мы тесно сотрудничаем с государством. С генералом армии Михаилом Алексеевичем Моисеевым – в 1998–1991 годах начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, в 1991 году и.о. министра обороны Советского Союза. Когда в 2001 году он был назначен генеральным директором Государственного унитарного предприятия «Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас», мы заключили договор о переподготовке офицеров в Институте управления. 
Депутат Государственной Думы ФС РФ, в 1996–1997 гг. министр обороны РФ генерал армии И. Н. Родионов в 2005 году вручил грамоту Институту управления за помощь российским военнослужащим.
В 2014–2015 годах представители Великого братства казачьих войск Руси и Зарубежья были добровольцами на Донбассе, сейчас воюют там добровольцами в рамках Специальной военной операции. Есть раненые, есть и погибшие. Андрей Душеин, мой ученик по гиревому спорту, получил тяжелейшее ранение левого плеча. Перенес уже 6 операций, сейчас находится на лечении. В конце лета 2023 года добровольцем в составе Вооруженных Сил России стал участвовать в Специальной военной операции Геннадий Белодед. Мой ученик по гиревому триатлону, рекордсмен Гиннесса, был подполковником МЧС Украины, казачий полковник. Получил гражданство России. И в возрасте 65 лет снова встал в строй для освобождения своей Родины от нацизма. Получил тяжелое ранение правого плеча. Перенес ряд сложных операций. За мужество и героизм произведен в чин генерал-майора казачьих войск.
Сам я передал уже более ста разных гуманитарных посылок на Донбасс. Мне присылали благодарности от Донецкой народной республики, Луганской народной республики. С Донецком и Луганском активно сотрудничаем с 2014 года в спортивном плане, в культурных мероприятиях.
Так что можно с полным основанием сказать, что тесное взаимодействие с Армией России у меня продолжается и сейчас


Рецензии