Первый балашовский капиталист 90-х годов xx века

ВЯЧИН ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ

- первый балашовский собственник эпохи приватизации 1990-х годов XX века, выку-пивший у государства торгово - промышленное предприятие лесоторговую базу.
Мы были знакомы лет… в общем, много лет. И это сулило надежду, что я непременно найду быстрый выход на активного, общительного, всегда учтивого и приятного во всех отношениях человека. Он много лет был заместителем председателя участковой избирательной комиссии, где мне поручалось обеспечивать членам комиссии комфортные условия питания. Мне нравилось готовить, Игорь же был гурманом, но щедрым гурманом, который непременно одаривал всех дам чем-нибудь вкусным, ладил с мужчинами. Мог выпить на банкете полбокала шампанского, но был «заводным» и без этого.
Спустя лет 30, когда я узнала, что он теперь владелец лесоторговой базы, решила рассказать о нём. Всё-таки, он был не одним из первых, а самым первым «капиталистом» в нашем городе! Ждать, однако, пришлось очень долго, а это так не похоже на Игоря! Спустя несколько месяцев Вячин всё-таки согласился. Открыв ему дверь, я даже из вежливости не смогла произнести ни слова. Ожидала увидеть красивого, молодого, улыбающегося человека с лукавым, открытым взглядом и ямочками на щеках. А передо мной стоял мужчина средних лет, привлекательный, конечно, но чёрные когда-то, волнистые волосы и даже взгляд как будто припорошило пеплом. Несколько секунд не могла произнести ни слова. Игорь Викторович тоже молчал. Преодолев оцепенение, пригласила в дом. Вячин не спешил  изменить ситуацию. Он явно не настроен был на душевный разговор. И со свойственной ему когда-то прямотой, без предисловий заявил: «Вера Фёдоровна, приехал исключительно из уважения к Вам. Ну, нечего обо мне писать. Ничего интересного, честное слово!»  «Ну, это мы ещё посмотрим! – настырно решила я. Не ты первый так думаешь!» И начала так, как обычно делаю, чтобы «разговорить» самых скромных и молчаливых. «Ничего не надо сочинять и «художественно» формулировать. Просто расскажи всё с самого начала. Ну, да, где и когда родился, чем занимался и т.д.
Дальше «натура» постепенно превращается в «художника», то есть, описывает себя, даже не подозревая об этом. Откуда бы я могла узнать, что родился Игорь Викторович 3 января 1959 года в г. Энгельс Саратовской области? Я только уточнила, что фамилия Вячин – чисто пи-неровская. Всё правильно. Все родственники действительно жили, да и сейчас живут в пригороде Балашова, в большом рабочем посёлке Пинеровка. Туда мама и привезла Игоря ещё в раннем детстве. А балашовцем стал уже после службы в армии, в 1979 году. Первое пред-приятие, куда попросился на работу молодой «дембель»,  была лесоторговая база, расположенная в центре города, на улице Горохова. Начинал кладовщиком. Потом назначили мастером деревообрабатывающего цеха. А когда окончил заочно Балашовский пушно-меховой техникум, бухгалтерское отделение, стал заместителем директора по торговле. Директор базы П.А. Кибалин относился к молодому сотруднику с уважением, доверял ему, скупо хвалил: «Молодец, дело знает, за ним можно не проверять, не подведёт».
А потом – разгульные, мутные 90-е. Нет, не Игорь разгулялся. Страна была в сумасшедшем угаре приватизации. Народ получал ваучеры, свидетельствовавшие о том, что они теперь собственники. Но мало кто верил в эти игры с делёжкой государственного добра, созданного миллионами людей. Игорь рискнул. Ведь работники предприятия единогласно избрали его директором! У тех, кто не захотел стать совладельцем, обменивая ваучеры на акции, скупал их. А потом и акции, т.к. люди не готовы были ждать дивидендов в неопределённом будущем, предпочитали получить хоть жалкие гроши, но сразу. На предприятии ра-ботало всего-то 30 человек, и только 14 стали долевыми собственниками. Выкупили его в 1992 году. Вячин Игорь Викторович – владелец лесоторговой базы, первый официальный предприниматель, получил регистрационный № 1. В это время предприятие было единственным в городе. Здесь продавалось всё, что относится к понятию стройматериалы: доски, брус, оконные рамы, двери, шифер, трубы, цемент и т.д. Покупательная возможность населения была невысокой в связи с затянувшимся переходным периодом и чехардой в це-новой политике государства. Но дела шли неплохо. Спустя два года создали рабочую мо-бильную группу, которая выполняла строительные и отделочные работы в городе и районе. Работало уже около ста человек. Деревообрабатывающий цех выпускал практически все виды столярных изделий. С развитием торговли и ростом спроса появились более сильные конкуренты. Более сильные и в смысле наличия оборотных средств, и технически более оснащённые. Наверное, нужно было вовремя привлечь инвесторов, которые искали возможно-сти вложиться в бизнес. Так или иначе, предприятие стало сдавать позиции.
Неизвестно, знакомо ли было предпринимателю золотое правило древних китайцев – не держать все яйца в одном решете, но он, следуя этой мудрости, параллельно начинает развиваться в сторону села. (Вот они, деревенские корни, где обнажились!) Когда колхозные земли стали делить на паи, люди, не зная, что делать голыми руками с 14 га, стали продавать сертификаты. Кто-то отдавал свою долю в аренду тем, кто знал, что делать, а, главное, имел какую-то базу развития. Игорь Викторович попросил у Г.И. Кривова, исполнявшего в то время функции главы администрации Балашовского района, землю. Тот отговаривал, но всё-таки выделил 267га. Позже познакомился с председателем СПК Девиным А.И. Он убедил  Вячина перебраться в Хопёрское, где была возможность поменять отдельные, разрозненные участки на единый клин в 400 гектаров. Начинал главой фермерского хозяйства «Есаульское», теперь – ИП КФХ «Вячин И.В., расположенного на землях Хопёрского округа. Основное направление – растениеводство.
Выращивают подсолнечник, пшеницу, просо, овёс, ячмень, гречиху. Работают всего три человека. Случайно ли пришёл на землю со своими заботами Игорь Викторович? Да нет, конечно. Зов предков, можно сказать, корни от земли, из земли – никуда не денешься. И про-является эта связь, как правило, тогда, когда человек в чём-то сомневается, ищет при-станища.
И другие его связи с предками проявились давно, ещё до того, как началось возрождение религии и казачества. Увидел однажды сон, неизвестно, откуда пришедший: бабушка рассказывает ему о казаках. Сон не отпускал, требовал расшифровки. Поехал к бабушке, наяву, приступил к ней с расспросами. Она долго отнекивалась, но потом сдалась, рассказала. Они действительно из казачьего сословия. Или народности? Ведь учёные так ещё и не решили, казаки изначально – это народ, нация или часть русских, бежавших когда-то от неволи? Правда только, что казаки время от времени подвергались притеснениям, и власти то искали у них защиты, то, опасались их силы, удали, способности дать жёсткий отпор, а то и пойти в наступление. Были ведь и Кондратий Булавин, и Степан Разин, и Емельян Пугачёв… После революции 1917 казачья семья Вячиных тоже подверглась репрессиям. В 1914 молодые казаки, братья бабушки, ушли на империалистическую войну, как называли Первую мировую. Пришли большевики, начались расправы. Подогнали эшелон, согнали казаков, семьи разделили. Загоняли в теплушки, везли до пустынных мест, в районе Барнаула. Зима, мороз трескучий. В чистом поле отцепляли вагон, приказывали выходить. Тех, кто не подчинялся, не выходил в надежде, что пожалеют, расстреливали на месте. В семье на эту тему был негласный запрет. Вопреки семейным запретам и страхам Игорь решил, что корни надо сохранять, традиции чтить. Так вот и надел казачью форму. О будущем казачества Игорь Викторович говорит с грустью: «Боится власть казаков. Заигрывает, а воли не даёт».
 И ведь всегда так было. И при Петре Великом тоже. Он ведь хотел совсем казачьи вольности уничтожить, старался рассеять основные поселения. Указом от 22 июля 1700 года было предписано переселить верховых казаков с Хопра, Дона, Медведицы для обслуживания почтовых трактов. А казачество всё прирастало. Чем хуже жилось народу, тем больше прибивалось беглых. Даже решение войскового круга (собрания, съезда) на запрет приёма беглых в ряды казачества под угрозой смертной казни не спасал. Ну да, ладно, проблем и сегодня хватает. Обидно, когда казаков почитают за ряженых. Казачество – это уникальное явление в истории России, охватывающие все стороны жизни: экономическую, военную, политическую, культурную. Семья казака – это универсальная, эффективная воспитательная среда, где девочки воспитывались как будущие матери и домохозяйки, а мальчики, с младенчества, - как воины, не боящиеся боли и даже смерти.
Казачеству Вячин посвящает много времени и душевных сил. Принимает участие в войсковых мероприятиях, учениях, сборах, встречах с молодёжью, в проведении казачьих кругов. Побывал в местах дислокации казачьих диаспор: в Новочеркасске, Ростове, Урюпинске, Омске. В 90-е в Прихопёрье было порядка 250 человек. На юге впервые встретился с казаками. Владимир Батанов приехал тогда с Дальнего Востока и стал основателем возрождения Хопёрского казачества. «Встреча с ним произвела тогда сильное впечатление, я окончательно утвердился в решении стать казаком», - говорит И.В.
«Православие и казачество – понятия нерасторжимые – продолжает Вячин, - И хотя крещён был ещё в младенчестве, но по-настоящему верующим стал будучи взрослым. После армии особенно остро почувствовал потребность в духовной поддержке. Бывает, происходит нечто, переворачивающее наше сознание или проясняющее его. Вот и у меня было грустное время, полоса неудач, что ли. Уволился с работы, и около полугода болтался без дела. В советское время за тунеядство можно было получить реальный срок. Бог, видно, послал мне навстречу Касимовского Н.А.- старосту храма Михаила Архангела, который, узнав о моих терзаниях, предложил поработать в храме смотрителем и дворником. Согласился. Поработал.
Дела пошли на поправку, вернулся на лесоторговую базу. К вере приобщился сознательно и всерьёз. Отказался от вредных привычек. С 1989 года не нарушил ни одного поста. Храм посещаю регулярно. Время от времени совершаю паломничество к святым местам. На Крещение давно уже совершаю таинство омовения в купели. Постоянно перечитываю священные писания. В них такая мудрость заключена! На все вопросы можно найти ответы. Всё вместе это помогает преодолевать трудности, укрепляет дух.
Не всё в моей жизни просто и гладко, но за то, что Бог посылает, благодарен ему. Стараюсь жить в ладу с совестью. Тружусь, чужого хлеба не ем, свой добываю. Бога и русские, казачьи традиции чту, и того же молодёжи желаю. Думаю, это самый верный путь.
Игорь Викторович умолчал о том, что он принимает участие во всех благотворительных деяниях: и в установке Поклонного креста в Балашове, в парке Куйбышева. И в обустройстве источника Параскевы Пятницы в районе с. Лопатино. И в Подгорном (Романовский район) – источник Сергия Радонежского. И в строительстве храма в Мордовском Карае того же Романовского района. Основной спонсор был московский, чьи родители когда-то там, но И.В. принимал участие в сборке сруба и установлению его. В с. Пинеровка, где рос герой нашего очерка Вячин, из сельского клуба воссоздали приход имени святых Косьмы и Демьяна. Здесь уж основные заботы и затраты легли на плечи Игоря Викторовича.
Июль – декабрь 2015 г. В. Ильина


Рецензии