Два сына

- Моя жизнь закончена! – причитала Катерина Ивановна, сидя в тёмном углу своего давно не топленого дома. Электричество отключили за долги. Катерина Ивановна пыталась нелегально подключиться к соседям, но они её быстро вычислили. Хорошо, что дело обошлось только руганью.

Ещё вчера Катерина Ивановна была уверена, что скоро в её судьбе наступит долгожданная светлая полоса, но, увы. Несколько часов назад все её мечты рухнули.

- Как же так? - не могла успокоиться женщина. – Ведь он сказал, что дело выгорит… Как же так?


Женщина поёжилась от холода, затем встала и накинула второй тулуп. И снова села обратно. Вспомнив, что ничего не ела со вчерашнего дня, дёрнулась в сторону кухни. Но спохватилась, что и там пусто.

«Надо что-то делать, срочно! - подумала она. – Что-то предпринять! Кому-то позвонить!»

За окном завывала февральская метель, поэтому выходить из дома сейчас было бы чистой воды безумством.

Она потянулась за телефоном. Это был старенький аппарат, который ей подарил сосед, когда его сыну он надоел. На счастье женщины, заряд на телефоне ещё держался. Хорошо, что она догадалась подключить его к розетке во время суда. Катерина Ивановна быстро набрала сообщение: «Срочно приезжай, я в беде!». Набрала без особой надежды. Однако ответ пришел сразу же: «Утром буду!».

- Слава богу! – улыбнулась женщина. – Он меня простил, простил…

Да, она понимала, что наделала много ошибок в жизни. Но хотя бы старший сын её должен был понять и простить. Она ведь для него старалась. Одну ночь она продержится, только одну. А потом для неё всё закончится…

С такой мыслью женщина закрыла глаза и задремала. Она даже не подозревала, насколько же подвели её предчувствия.

* * *

В 22 года остаться вдовой с двумя детьми – к такому Катерина не была готова ни морально, ни материально. Совсем иначе она планировала свою жизнь.

С мужем Алексеем они сразу договорились, что Катя занимается только очагом и детьми, а он является добытчиком. Катю всё устраивало. Собственно, именно к роли жены и матери она себя и готовила с 14 лет, когда познакомилась с Алексеем. Парню тогда было 18, и он честно ждал, когда его избранница подрастёт.

Катерине было все равно, что её убеждения большинство окружающих считали несовременными. Зато её будущий муж был от них в восторге. Алексей трудился на заводе, где был на отличном счету и хорошо зарабатывал.

- Не люблю баб-карьеристок, – говорил он. – От них тогда толком нигде пользы нет. Природа сама распорядилась, кто, чем в этой жизни занимается. А сейчас всё с ног на голову перевернули.

Сам Алексей, встретив Катю, вместе с отцом начал строить дом для будущей семьи. И как только Кате исполнилось 18, они поженились и отпраздновали новоселье. Хозяйкой Катя была отменной, поэтому и муж, и его родители не могли нарадоваться на невестку.

Через год после свадьбы на свет появился первый сын Никита. Ещё через два года – Михаил.

- Ну, теперь будем девчонку делать, – смеялся Алексей. – Тебе тоже помощница нужна.

Но не сбылось… На заводе произошёл несчастный случай, и Алексей погиб.

Катерина осталась одна.


Родители мужа, конечно, помогали невестке, как могли, но сами они давно были пенсионерами. Алексей был младшим и поздним ребёнком. Собственно, добытчиком он был и для своих родителей тоже.

Его старшие братья не торопились обеспечивать молодую вдову - у них были свои семьи. Денег катастрофически не хватало, как и мужских рук в доме. И через год таких мучений Катерина задумалась о новом замужестве.

* * *

С Николаем её познакомила соседка Варвара (Та самая, у которой спустя много лет Катерина пыталась воровать электричество).

- Мужик хороший, непьющий, – говорила Варя. – Вахтовик. Зарабатывает отлично. Только ему уже 37 лет, и квартиру он бывшей жене и детям оставил. Подойдёт тебе такой вариант?

И Катя согласилась на свидание-смотрины. Николай был внешне не приметен, но чувствовалась в нём мужская сила, которую так любила Катя. В итоге, они друг другу приглянулись, и вскоре Николай переехал к ней.

Наличие у любимой двух детей поначалу Николая не смущало. Он даже честно пытался найти с мальчишками общий язык. Но если с четырёхлетним Никитой у него ещё получалось договориться, двухлетний Мишка его все больше раздражал.

Малыш был беспокойным и капризным. К тому же, он был очень похож на своего покойного отца, что тоже бесило отчима. И Николай всё чаще стал намекать Кате, что от мальчика надо избавиться.

- Но как же? – удивлялась она. – Это же мои дети, я их люблю.

- Первого ребёнка можешь любить. А второго бабушке с дедушкой сплавь, чтобы глаза не мозолил, – говорил ей Николай. – Тем более, старики его больше старшего любят.

В противном случае Николай грозился уйти.

Катя, которая уже вновь привыкла к сытому обеспечению, сдалась. Родители Алексея к новому замужеству Катерины отнеслись по-разному. Наталья Петровна дулась на невестку, считая, что та слишком рано нашла замену их погибшему сыну. Константин Владимирович, наоборот, старался за Катю заступаться.

- Мать, ну что ты взъелась? – упрекал он жену. – Девка же совсем молодая. Да и трудно ей одной с двумя, а от нас с тобою толку мало.

Катя не решилась сразу сказать старикам, зачем привела к ним маленького Мишку с вещами.

- Никита заболел, – соврала она. – Боюсь, чтобы Мишку не заразил. Пусть пока у вас поживёт.
Старики с радостью согласились, поскольку в младшем внуке души не чаяли. Он им так напоминали потерянного сына.

* * *

Но шло время, а Катя забирать Михаила не спешила. К тому же, Наталья Петровна заметила, что Катерина в положении.

- Дед, а не сплавила ли она нам Мишку насовсем? – спросила она как-то у мужа.

- Быть того не может, – удивился Константин Владимирович. – Такую мать, как Катя, ещё поискать.

Но Наталья Петровна с каждым днём всё больше убеждалась, что права. И однажды при встрече просто припёрла Катю к стене, требуя от неё правды. Бывшая невестка расплакалась и призналась во всём.

Дома Наталья Петровна костерила Катерину на все лады.

- Как же мы его тянуть-то будем на свою пенсию? – гневно вопрошала она у мужа. – Её новый уж точно чужого пацана обеспечивать не будет.

- Вытянем как-нибудь, раз такое дело, – растеряно говорил Константин Владимирович. – Не в детдом же его сдавать. Огород расширим, кур ещё прикупим.

* * *

Тем временем, Николай стал всё чаще выпивать. Две недели он находился на вахте, а две – в запое и загулах. Попытки Катерины как-то вразумить мужа заканчивались скандалами.

- На свои пью! – огрызался мужчина. – Работаю, имею право. Ещё и тебя с твоим недоноском кормлю.

От волнения у Кати на шестом месяце начались преждевременные схватки, а потом на свет появилась мёртвая девочка. После такого удара судьбы Николай запил с удвоенной силой, упрекая жену, что не смогла уберечь его ребёнка. Теперь он не только орал на жену, но и бил её на глазах у старшего Никиты. Когда мальчик подрос и окреп, стал бросаться на защиту матери, но и сам огребал от отчима.

- Мама, выгони его! – упрашивал он Катерину. – Или я его сам убью!

- А жить мы как будем, сынок? – говорила она Никите. – Потерпи немного. Вот увидишь, он изменится.

Едва Никите исполнилось 18, он сбежал в город, где устроился на работу.

* * *

16-летний Мишка, живя у стариков, всерьёз заинтересовался огородными делами и начал экспериментировать. Затем, познакомившись с устройством теплиц, соорудил собственную прямо во дворе дома Натальи Петровны и Константина Васильевича.

Первый урожай был довольно скромным, однако мальчику удалось его продать и получить свои первые деньги. И Мишка окончательно понял, чем хочет заниматься в жизни – фермерством.

Сплавив младшего сына бывшим свекрам, Катерина старалась его не навещать, чтобы не травмировать. В силу маленького возраста, Мишка свою мать не помнил. Он, вообще, до определенных лет считал родителями дедушку и бабушку. Но едва подрос, нашлись «добрые люди», которые открыли ему глаза.

Мишка сначала плакал от обиды на мать, но затем решил принять ситуацию, как есть и, попросту говоря, «на неё забить». Никита тоже избегал контактов с младшим братом все эти годы, хотя они и жили в одной деревне. Однако, перед отъездом в город, сам пришёл к старикам и всё рассказал Мишке.

- Как ты понимаешь, я сам жил далеко не в шоколаде, – сказал Никита.
Братья тогда обнялись и возобновили общение. А вот про мать оба предпочли забыть. Даже при случайных встречах с ней на деревенских утицах Мишка старался перейти на другую сторону.

Никита обосновался в городе, женился, и Михаил несколько раз ездил к нему в гости. Сам он уверенно двигался в выбранном направлении. У него уже было несколько теплиц, в которые он постепенно стал нанимать на работу односельчан. Дела шли всё лучше, и лучше.

Женился и сам Михаил.

За свадебным столом радовалась за внука только Наталья Петровна. Константин Владимирович к тому времени уже ушёл в мир иной. Матери на свадьбе не было. О том, чтобы бросить бабушку одну, и речь быть не могло, поэтому Миша с женой жили с ней.

Катя так и не смогла больше забеременеть, и вскоре Николай её бросил. Он просто не вернулся с очередной вахты. Катя случайно узнала, что он нашёл ей замену в соседней с вахтовым посёлком деревне. Женщина была сломлена, и не представляла, как ей жить дальше.

И она пришла к младшему сыну с покаянием. Но молодой мужчина её не принял. Он заявил, что ему всё равно на её судьбу. С женой они ждали уже второго ребёнка, и брать на иждивение мать, которая его многие годы знать не хотела, он не собирался.

* * *

Та же соседка Варвара, с которой Катя воевала за электричество, посоветовала ей обратиться в суд и взыскать с Мишки алименты.

- Какая – никакая, а ты ему мать, – заявила Варвара. – Вот пусть тебя и содержит.
На самом деле, Варвара вовсе не беспокоилась о судьбе Катерины, ей просто надоело её вечное попрошайничество.

Бесплатный юрист в суде райцентра заверил Катерину, что у неё всё получится. Правда, он не учёл одного момента. Судья, которая рассматривала дело, была из той же деревни, и отлично знала семейную ситуацию. Поэтому в удовлетворении иска Катерине отказали.

И вот она сидела в тёмном углу нетопленного дома, закутанная в два тулупа. И ждала приезда Никиты, даже не подозревая, что свой телефон тот подарил старшему сыну. А мальчик просто из развлечения ответил на сообщение отчаявшейся Катерины Ивановны.

Нашли Катю только через неделю. Она так и сидела в углу холодного дома, а рядом валялся давно разрядившийся телефон. Для Катерины всё закончилось.


Рецензии