О неразрешимом противоречии капитализма

Нет, сейчас  не об антагонистических противоречиях между трудом и капиталом, о котором так любят разглагольствовать коммунисты. Ныне речь пойдет о противоречии внутри самого капиталистического производства.  Все виды производимых товаров и услуг при капитализме обобщенно называются общественным производством, так как производятся в обществе, посредством общества и для общества. Согласно политэкономии, общественное производство глобально делится на ЧЕТЫРЕ этапа: производство - распределение - обмен - потребление.

Образно говоря, это состав из четырёх элементов: головного локомотива и трёх вагонов. Локомотив выполняет функцию производства, а за ним следуют вагоны: распределение, обмен и потребление. После производства товары распределяются по рынкам, где обмениваются (продаются) через деньги. На последнем этапе товар (продукт) потребляется  индивидом и выходит их сферы политэкономии.

В обозначенной схеме общественного капиталистического производства есть системное, т.е. не устранимое противоречие в рамках капитализма. В чем оно заключается? Легко догадаться, что «локомотив» и «вагоны» функционируют по разным законам, т.е. первый этап общественного производства и последний управляются  ПО-РАЗНОМУ.  Где производство, а где потребление!

Обратимся к первому этапу цепочки - производству. Принципом капиталистического производства является производство прибавочной стоимости в ПОСТОЯННО возрастающих размерах (в виде товаров и услуг). То есть капитал постоянно стремиться к УВЕЛИЧЕНИЮ производства и рынков сбыта. Главное - продать!!! Будет ли товар потреблен - капиталиста не заботит. Это ВНЕ сферы производства, за горизонтом мыслей капиталиста и поэтому он не замечает (до поры – до времени) приближающихся кризисов перепроизводства, которые периодически случаются.

На четвертом этапе человек потребляет определенное количество пищи в сутки. Условно говоря, около 2500-3000 килокалорий для нормальной жизнедеятельности. Если потреблять меньше, то истощение и смерть. Если потреблять больше, то ожирение и смерть. Там образом, есть ЛИМИТ-ПРЕДЕЛ потребления. Его легко вычислить если умножить количество килокалорий на число жителей Земли. И не только пищи. С остальными предметами потребления, поступающими на потребительский рынок, аналогично. Таким образом, есть мировые пределы потребления, хотя и они постепенно увеличиваются с каждым новым поколением по закону возрастающих потребностей. 

У Ф.Энгельса читаем: «Огромная способность крупной промышленности к расширению, перед которой расширяемость газов оказывается настоящей детской забавой, проявляется теперь в виде ПОТРЕБНОСТИ расширять эту промышленность и качественно, и количественно, - потребности, не считающейся ни с каким противодействием.

Это ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ образуется потреблением, сбытом, рынками для продуктов промышленности. Способность же рынков как к экстенсивному, так и интенсивному расширению определяется совсем ИНЫМИ ЗАКОНАМИ, действующими с гораздо меньшей энергией. Расширение рынков НЕ МОЖЕТ поспевать за расширением производства».   [Соч. т. 20, с.286-287].

Таким образом, налицо системное противоречие между первым этапом общественного производства и последним - потреблением. То есть противоречие между постоянным стремлением к расширению и ПРЕДЕЛОМ потребления. Это противоречие буржуазные экономисты заметили еще во времена А.Смита, т.е. молодого капитализма. Однако предложить пути его разрешения не смогли и капитализм продолжил свою эволюцию через периодические кризисы.

Так как при капитализме производство осуществляют отдельные производители, т.е. каждый производит сам по себе,  то  напрашивается мысль о каком-то согласовании этапа производства и потребления в масштабах всего общества.  Так как капиталистическое производство является общественным, то единственным кто может взять на себя функцию КООРДИНАЦИИ производства, распределения, обмена и потребления является общество в лице государства.

Читаем у К.Маркса:

«Первое поверхностное представление:  в процессе производства члены общества приспосабливают (создают, преобразуют) продукты природы к человеческим потребностям;

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ устанавливает долю каждого индивида в произведенном;

ОБМЕН доставляет ему те определенные продукты, на которые он хочет обменять доставшуюся ему при распределении долю;

наконец,  В ПОТРЕБЛЕНИИ продукты становятся предметами потребления,  индивидуального  присвоения.  [человека. С.К.].

ПРОИЗВОДСТВО создает предметы, соответствующие потребностям;

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ распределяет их согласно общественным законам;

ОБМЕН снова распределяет уже распределенное  согласно отдельным [индивидуальным, С.К]  потребностям;

наконец, в ПОТРЕБЛЕНИИ продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной [человеческой, С.К.] потребности и удовлетворяет её в процессе потребления.

Производство выступает, таким образом, как исходный пункт, потребление – как конечный пункт, распределение и обмен – как середина, которая, в свою очередь, заключает в себе два момента, поскольку распределение определяется как момент, исходящий от общества, а обмен – как  момент,  исходящий от индивидов.

В производстве ОБЪЕКТИВИРУЕТСЯ личность;  в потреблении СУБЪЕКТИВИРУЕТСЯ вещь;

В распределении общество берет на себя, в форме господствующих всеобщих определений [законов, С.К.],  опосредствование между производством и потреблением; 

в обмене они опосредствуются случайной определенностью [индивидуальностью, С.К.] индивида».  [К.Маркс.  Соч., т.46, ч.1, с. 25]. 

ВЫВОД.  Вне воли частных собственников (объективно) эволюция капиталистического общества неуклонно дрейфует в сторону усиления координации общественного производства со стороны государства на всех четырех этапах для исключения кризисов.  Другого пути для избегания хаотичности капиталистического производства в масштабах общества просто нет.  Слишком оно стало огромным.


Рецензии