Мысли на заметку. 20 ноября 2020 года
110 лет со дня смерти Толстого.
Десятилетие улетело в прошлое, как день.
Кажется, зараза в лёгкие опускается. Не хотелось бы. Ну, как будет, так будет.
_________________
О природе вещей = о сути вещей = о сущности вещей. Тут природа и сущность — слова синонимы. Природа и есть сущность. И у неё есть воспринимаемая сущность и глубинная сущность, которую мы воспринять не можем, но предполагаем, потому как эта глубинная сущность порождает ту природу, которую мы можем воспринять. Можем воспринять в форме пространства и времени.
_________________
Спал и не спал, и так целый день. Лечусь. [...]. Выпал снег. Температура — около нуля.
_________________
Поразительно, Россия блестяще выиграла в Холодной войне, а профессоры, эксперты в один голос утверждают, что Советский Союз проиграл.
Причем, я не говорю, хорошо это или плохо. Но как это можно не видеть. Это просто факт. И не понимать это опасно, потому что Россия, как государство, будет принуждать граждан к тому образу жизни, который нужен государственности, а не Человеку.
И как у них это вяжется с тем, что Россия возрождается и становится центром военной, экономической и политической силы?! Уму непостижимо!
А это может быть только в том случае, если они противостояние идеологем (лозунгов) принимают за реальное противостояние. Неужели они всерьез считают, что кто лозунг сменил, тот и проиграл?! Не хочется в это верить, но получается так: они верят, что Россия хотела построить в мире коммунизм, а США — капитализм. И США победили. Детский сад, штаны на лямке.
И победители ничего с проигравшим не могут поделать. «Я медведя поймал». — «Так веди сюда». — «Да не пускает!»
_________________
[...].
_________________
Сегодня «Толстого» обдумывал. И рад, что к 100-летию не удалось написать. Другой бы получился Толстой. Я был не готов. Только вот вопрос: готов ли я теперь?
_________________
Что-то я разозлился сегодня, что о Толстом — ничего по телевизору. Ругался на них.
[...].
30-ая годовщина гибели Цоя — это новость, а 110-я Толстого — не новость. Елки-палки!
Зато посмотрел передачу Ивана Толстого о методе, которым пользовался Толстой и который Шкловский назвал «остранение». Это когда воспринимаемое не составляется в то, что оно должно означать для человека, а остаётся случайным набором каких-то действий. Иван приводит пример из «Войны и мира», когда Наташа смотрит оперу, но самый яркий пример — это описание службы в «Воскресенье», в тюремной церкви. Это когда ты видишь не то, что тебе в условном виде пытаются донести, а то, что ты видишь. Ты как бы отказываешься играть в условность, а называешь вещи своими именами. Кажется, что это переход от отвлечённого мышления к конкретному. Но это на первый взгляд так кажется. Отстраниться, как бы отойти в сторону и наблюдать всё со стороны, это и есть настоящее абстрагирование, настоящий путь в развитии абстрактного мышления.
Что же получается? Человек создаёт условность (оперу, например), а потом её же и разрушает «остранением»? По идее, он, наоборот, должен был бы принимать эту условную форму и этим самым уходить от конкретного мышления. Выходит, условность и отвлечённость — это не одно и то же. «Срывание всех и всяческих масок» ведёт к пониманию сути происходящего, к переходу от видимого к понимаемому.
(Что-то никак не могу сформулировать то, что ясно понимал без слов.)
Лев Толстой, как ледокол, ломает все эти нагромождения льда, торосы и наледи, чтобы добраться до чистой воды, до сути, которая всё и держит на своей поверхности. Абстрагироваться надо в своей сущности, а не по форме. Обдуманное отличается от надуманного. Методом «остранения», кстати, Толстой и Шекспира развенчивает. И по делу.
Виктюк, к слову, с которым сегодня прощались, призывал людей к псевдополёту, по-шекспировски. Толстой же зовёт к полёту настоящему. Толстой и научился «летать». А Виктюк так с вениками вместо крыльев и остался.
Свидетельство о публикации №224050201393