Король Гавайев Дэвид Калакауа

Легенды и мифы Гавайев: басни и фольклор странного народа.
АВТОР:  ДОСТОПОЧТЕННЫЙ Р. М. ДЭГГЕТТ,
 Покойный министр Соединенных Штатов на Гавайских островах.
1888 год издания.
***
Легенды в порядке их публикации, начиная с первой и заканчивая "Разрушением храмов", могут быть рассмотрены, поскольку они относятся к выдающимся политическим событиям, с которым они связаны, как в какой-то мере историческим. Те выбраны наиболее яркие и характерные, что остатки сказочного фольклора Гавайской группы.
Содержание.


 Страница

 Предисловие. 5
 Гавайские легенды: Введение. 9-65
 Хина, Елена Гавайская. 67-94
 Королевский горбун. 95-113
 Тройной брак Лаа-май-кахики. 115-135
 Апофеоз Пеле. 137-154
 Хуа, король Ханы. 155-173
 Железный нож. 175-205
 Священный Наконечник копья. 207-225
 Келеа, серфингистка с острова Мауи. 227-246
 Уми, принц-крестьянин с Гавайев. 247-315
 Лоно и Кайкилани. 317-331
 Приключения Ивикауикауа. 333-349
 Пророчества Кеаулумоку. 351-367
 Каннибалы Халеману. 369-380
 Кайана, последний из гавайских рыцарей. 381-408
 Каала, Цветок Ланаи. 409-427
 Разрушение Храмов. 429-446
 Гробница Пуупехе. 447-452
 История Лайекаваи. 453-480
 Лохиау, Возлюбленный богини. 481-497
 Кахавари, вождь пуны. 499-507
 Кахалаопуна, принцесса Маноа. 509-522
 Приложение. 523-530.
****
Легенды следующие группы солнечных островов, лежащих почти
на полпути между Азией и Америкой--скопление вулканических кратеров и
коралловых рифов, где горы окутана вечным зеленый и
взгляните вниз на долины вечной весны; где две трети
года пассаты, дующие с северо-западного побережья
Америки и смягчающиеся в своем движении на юг, развлекаются с
величественные кокосы и раскидистые пальмы, и смешайте их прохладное дыхание
с вечнозеленым ароматом фруктов и цветов. Глубоко обняла
в Тихом отходов широкой части Тихого океана, не пригодную для жизни землю
ближе чем две тысячи миль, эти острова приветствую глаз
приближается Маринер, как призрачный рай, вдруг поднял от
синие глубины от злых духов мира вод,
либо заманить его на верную гибель, либо исчезнуть, когда он бросит свой
якорь у зачарованного берега.

Легенды повествуют о маленьком архипелаге, который был неизвестен
цивилизованному миру до конца прошлого столетия, и о
народе, который на протяжении многих веков не обменивался ни словом, ни продуктами с
остальное человечество; утратившее все знания, за исключением того немногого, что сохранилось
в самых сказочных легендах о великом мире за пределами их острова
дома; чье происхождение можно проследить до древних кушитов Аравии,
и чьи легенды повторяют историю еврейского происхождения; кто разработал
и прошла через эпоху рыцарства, возможно, несколько более варварскую,
но едва ли менее богатую предприимчивостью и доблестью, чем та,
которая характеризовала современные расы континентального
мир; вожди и жрецы которого заявляли о родстве с богами и
шаг за шагом рассказывали свою родословную не только тому, кто оседлал
потопы, но и грешной паре, чье возвращение в утраченный
радости Рая помешала большая белая птица Кейн;
которые сражались без щитов и шли на смерть без страха;
чей реализует войны и промышленности были из дерева, камня и кости,
кто воздвигали прекрасные храмы своим богам, и построены баржи
и байдарки, которые они ориентировались по звездам; кто населил элементы
с духов, почитают священство, поклонился откровения
их пророки, и представила, не жалуясь на притеснения
из табу; кто наблюдал за обряд обрезания, построенный мест
убежище подобно древним израильтянам, и свято чтит
религиозные легенды жрецов и хронологические Мелес из начальников.

Когда разум возвращается к прошлому гавайской группы и останавливается на мгновение
на темной истории этого народа, возникают могучие формы
и исчезают - мужчины ростом восемь или девять футов, увенчанные
шлемами из перьев и с копьями тридцати футов длиной. Такими людьми
были Киха, и Лилоа, и Уми, и Лоно, все короли Гавайев
в пятнадцатом и шестнадцатом веках; и немногим меньше по массе
и тем не менее, доблестным был великий Камехамеа, который завоевал
и объединил несколько островов под единым правительством, и умер
еще в 1819 году. И рядом с Уми, чья жизнь была романтика, стенды
его скромным другом Maukaleoleo, который, задрав ноги на землю,
может достичь cocoanuts стоящих деревьев; и обратно о нем
прошлое рассматривается Кана, сын Хины, чей рост измеряется темпами.

И, оглядываясь еще дальше назад, на столетия, мы видим
отважных вождей, совершающих путешествие между Гавайскими и более южными островами на баржах и двухместных каноэ длиной в сто футов
.
группами, ориентируясь только по солнцу и звездам. Позже мы увидим сражения,
с темными тысячами в строю. Воины обнажены до пояса,
и вооружены копьями, пращами, дубинками, боевыми топорами, дротиками и
ножами из дерева или слоновой кости. У них нет ни луков, ни щитов. Они
либо ловят руками, либо защищают своими руками брошенное оружие
. Их вожди, возвышающиеся над ними ростом,
сбросили свои яркие плащи из перьев и шлемы и, вооружившись копьем
и каменной алебардой, находятся в первых рядах битвы. Противостоящие силы
расположены таким образом, что представляют собой правое и левое крыло и центр,
король или главный вождь лично командует последним. В тылу
каждой линии противника находится большое количество женщин с тыквенными бутылками
с едой и водой, которыми они могут подкрепить своих сражающихся отцов,
мужей и братьев. Пока бушует битва, их вопли, вопли
и молитвы непрестанны, а когда поражение угрожает их друзьям
они тут и там принимают участие в битве. Были проведены консультации с авгурами
, принесены жертвы и даны обещания богам, и,
по мере приближения враждующих сторон, боги войны противоборствующих вождей,
недавно украшенные и сопровождаемые длинноволосыми священниками, они переносятся в
вперед. Раздаются боевые кличи и возгласы неповиновения. Жрецы отступают,
и пращники открывают битву. Копья брошены, и вскоре
борьба рук в руки по всему полю. Они сражаются в группах
и отряды вокруг своих вождей и лидеров, которые варьируются области в
поиск враги достойные своего оружия. Пощады не дано или
ожидается. Первые взятые пленники приберегаются в качестве подношений
богам и считаются самой ценной жертвой. Наконец,
главный военачальник одной из противостоящих армий падает. Отчаянный
начинается борьба за его тело, и его удрученные последователи начинают
сдавать позиции и вскоре отступают. Некоторые убегают в крепость
в соседних горах, а некоторые, возможно, в храм
убежища; но большинство из них настигнуты и убиты. Пленники
те, кого пощадили, становятся рабами своих похитителей, и победа
отмечается пиром и обильными жертвоприношениями богам.

Это показательная битва прошлого, либо за превосходство
соперничающих вождей, либо за отражение вторжения с соседнего острова. Но
то тут, то там мы замечаем проблески реальных конфликтов, свидетельствующих о
воинственном духе и рыцарстве ранних гавайцев. Еще
в прошлом мы видим красивый Хина похищена из своего Гавайский
супруга принца Молокаи, и держали в плену в крепости
из Haupu пока ее сыновья повзрослеют, когда она спасла в
конец штурма, который покинул последний из ее защитников мертвыми. Позже
мы видим восемьсот вождей в шлемах короля Гавайев,
все благородной крови, бросающихся на погибель под
копья армий Мауи на равнинах Вайлуку. А потом,
менее чем через поколение Камехамеха появляется в последней битве
завоевания, когда во главе шестнадцати тысяч воинов он
сметает армию Оахуана с обрыва Нууану и становится
хозяином архипелага. Наконец, мы видим Кекуаокалани, последнего
защитника гавайских богов и храмов с оружием в руках, попирающего
королевский указ против поклонения его отцам и умирающего,
со своей верной женой Маноно, на поле Куамоо.

Посреди этих кровавых сцен взгляд с облегчением останавливается на
многочисленные эпизоды любви, дружбы и самопожертвования трогательными с
размягчение цвет румяный холст в прошлое. Мы видим Kanipahu, в
изгнанный король Гавайев, вникая, как обычный работяга на соседней
острова и отказывается принять снова скипетр в старости, потому что
его спина стала криво, с трудом и он больше не мог смотреть
над головами своих подданных, как стал Гавайский король. Мы видим Уми,
простоватого юношу с царственной осанкой и могучими пропорциями, смело перепрыгивающего через
дворцовые стены великого Лилоа, отбрасывающего копья стражников,
войдите в королевский особняк, сядьте на колени к королю и
благодаря демонстрации забытого знака любви получите мгновенное
признание в качестве его сына. И теперь Лоно, королевский правнук
Уми, встает перед нами, и мы видим, как его выманивает из самоизгнания
голос его королевы, тайно доносящийся до него из-за стен
от верховного двора Оаху, чтобы вернуться на Гавайи и одержать победу
над своими врагами. Эти и многие другие романтические происшествия представляют собой
сами по себе связанные с ранними гавайскими королями и принцами,
и предлагаются на последующих страницах со всеми интересными подробностями
обеспечивается имеющейся традицией.




ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Несколько общих замечаний относительно физических характеристик
Гавайских островов, по-видимому, будут уместны при представлении
сборника легенд, относящихся как к истории, так и к фольклору
их народа. Острова занимают место в обширной части Тихого океана
между девятнадцатым и двадцать третьим градусами северной широты
и сто пятьдесят четвертым и сто пятым
шестьдесят первый градус долготы к западу от Гринвича. Это два
тысяч ста милях к юго-западу от Сан-Франциско, и о
на таком же расстоянии от Таити.

Группа состоит из десяти островов, в том числе двух небольших.
больше, чем голые скалы. Самые удаленные находятся примерно в трехстах милях
друг от друга, если считать от их крайних границ, и их
общая площадь составляет чуть более шести тысяч ста квадратных
миль. Из восьми основных островов все пригодны для жизни, хотя
небольшие острова Ниихау и Кахулаве используются почти исключительно
как пастбища для скота.

Большая часть берегов нескольких островов окаймлена кораллами,
но их происхождение, по-видимому, неоспоримо подтверждается многочисленными
кратеры потухших вулканов, разбросанные по всей группе, и в
могучие пожары, все еще полыхающие с горных вершин Гавайев.

На сегодняшний день большая часть островов гориста; но
изнутри фасады, некоторые из них, достигая высоты от
десяти до четырнадцати тысяч футов, расход множество маленьких ручейков пресной воды,
расширение в плодородных долинах, как они достигнут побережья, а вот и
там между ними аллювиальное плато остались на возвышенности, мыть.

За редкими исключениями склоны гор покрыты растительностью,
некоторые из них крепкого роста, пригодные для изготовления строительных материалов
и каноэ, в то время как ниже по течению охия, пальмы, бананы и
лавки с хлебными фруктами, утопающие в вечной зелени, с величественными рощами
кокосовые пальмы между ними и морем.

После ароматного сандалового дерева было в изобилии в горах, но
он стал предмет торговли с туземцами в их начале
общение с белых рас, и сейчас редко встретишь. Когда-то
долины и плато были покрыты растущими таро и картофелем; теперь
тростник и рис чужеземцев узурпировали места обоих,
и в немногих оставленных ему затененных местах всепрощающий
и мстительный гаваец печально распевает свои дикие песни прошлого.

Ни на памяти людей, ни в пределах досягаемости их легенд,
которым более тысячи лет, не было действующего вулкана
в группе вулканов за большим островом Гавайи, который охватывает
две трети всей площади архипелага. Могучий кратер
Халеакала, более тридцати миль в окружности, на острове
Мауи, веками мирно спал среди облаков, и сотни
из малых и более низких кратеров, многие из которых покрыты растительностью,
найдены разбросанными среди гор и предгорий группы;
но их костры давно потухли, а отложения шлака и пепла, захороненные
у их оснований, рассказывают историю их деятельности в далеком прошлом.

Должно быть, это было зрелище, слишком грандиозное для человеческих глаз, когда
все эти мертвые вулканические вершины, пылающие сернистым пламенем, озарились
безлунными ночами восьми гавайских морей с их сочетанием
бомбардировка небес!

Только на острове Гавайи сохранились природные огни
неугасимый. С интервалами в течение последней тысячи лет или более
посылали ли Мауна-Кеа, Мауна Хуалалай и Мауна Лоа свои разрушительные потоки лавы в море?
а сегодня ужасные, беспокойные и
вечно горящий котел Килауэа, почти миля в окружности,
это самый грандиозный пожар, который освещает землю. В его
зловещих глубинах, в огненных гротах и камерах из горящего хрусталя,
обитают Пеле и ее спутники, и суеверные туземцы до сих пор бросают им подношения
. Верят ли они все еще в этих божеств после
более шестидесяти лет христианского учения? после того, как их храмы
были сровнены с землей, а их боги уничтожены? после того, как их
табу были нарушены, а их жречество свергнуто с престола и
обесчещено? Единственный ответ: "Подношения все еще совершаются".

Хотя побережья островов в проливе ла-Манш и океане, как правило,
крутые, скалистые и обрывистые, здесь есть многочисленные заливы и выемки.
частично защищены рифами и мысами, а многие участки
гладкий и желтый пляж, где волны, тронутые коной или
дыханием пассата, гоняются друг за другом высоко среди зарослей какао.
корни и ветви скромного дерева хау, цепляющегося за пески. Однако
гавань Гонолулу на острове Оаху является единственной,
где пассажиров и грузы морских судов можно принимать или
высаживать на берег без помощи лихтеров.

Большинство полезных и декоративных растений тропиков сейчас
процветают на островах. Местные растения, однако, ограничены
бананом, подорожником, кокосовым орехом, плодом хлебного дерева, охией, сахарным тростником,
корень стрелы, батат, сладкий картофель, таро, клубника, малина и
охело. Лайм, апельсин, манго, тамаринд, папайя, гуава и все остальные
другими съедобными продуктами, помимо названных местными, являются
импортированные в прошлом веке.

Единственными домашними животными древних гавайцев были собаки,
свиньи и домашняя птица, а самыми грозными четвероногими существами
на их полях и в лесах водились мыши и ящерицы. Дикие гуси,
включая виды, характерные для островов, уток, бекасов и ржанок
были в изобилии в свое время года, но, похоже, употреблялись в пищу редко;
и совы, летучие мыши и несколько разновидностей птиц просто песня, а не
за блестящее оперение составила около совокупность жизнь животных
на островах сто лет назад. Но туземец вполне мог позволить себе
довольствоваться этим ограниченным запасом, поскольку в него не входили
змеи, москиты, многоножки, тарантулы или скорпионы.

Каким процессам создания или изоляции Гавайские острова
обязаны своим существованием? Были ли они подняты из глубин океана в результате
вулканической деятельности, о чем ясно свидетельствует их образование? или они
часть огромного затонувшего континента, который, как утверждают спекуляции, поддерживаемые
туманной традицией, когда-то занимал моря Полинезии? Гавайская
мельес упоминает острова, которых больше нет, и легкость, с которой
поддерживалась связь между гавайцами и другими
южными группами до двенадцатого века, делает вероятным
предположение, что это общение внезапно прекратилось шесть или семь столетий назад
из-за исчезновения ряда промежуточных атоллов или
островов, которые служили ориентирами для ранних полинезийских мореплавателей. В
гигантские руины храмов и других сооружений найден на Пасху и один
или два других острова в экваториальной части Тихого океана почти безответный
доводы в пользу теории затонувшего полинезийского континента;
но вопрос, вероятно, не должны быть удалены за пределы поля
догадок.




ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРТАНИЯ.

Истоки и ранняя история гавайского народа и, по сути,
полинезийской расы, частью которой они являются, подвергаются
сомнению. Обычно они рассматривались как ответвление великого
Малайская семья; но более свежий, а также более тщательное исследование,
в частности, судья Fornander, ученый и добросовестный
историк, с умеренной доказательность показывает, полинезийских и
Малайские расы имеют особое происхождение.

Принимая этот вывод, мы прослеживаем происхождение строго полинезийских племен до
арийского начала, где-то в Малой Азии или Аравии. Там, в
отдаленном прошлом, предполагается, они вступили в тесный контакт с
ранними кушитскими и халдео-арабскими цивилизациями. Впоследствии переместившись
в Индию, они в некоторой степени смешались с дравидийскими расами,
и, следуя каналам великой халдейской торговли того времени
период, в конце концов нашедший пристанище на Азиатском архипелаге от Суматры
до Лусона и Тимора.

Точное время их поселения на крупных прибрежных островах
южной Азии точно определить невозможно, но их легенды и
генеалогии не оставляют места для сомнений в том, что это было одновременно
с малайскими и индуистскими вторжениями на Суматру, Яву и другие
острова архипелага в течение первого и второго веков
христианской эры, когда полинезийцы были вытеснены - не сразу
однажды всем вместе, но семьями и сообществами, охватывающими период в
лет - на меньшие и более отдаленные острова Тихого океана.

Их первое общее рандеву состоялось в группе Фиджи, куда они отправились
они производят впечатление на коренных папуасов. Изгнанных или добровольно
уходя, Fijis, после пребывания там нескольких поколений,
полинезийцы разбросаны Тихого океана, занимая на этапах
несколько групп островов, где они сейчас нашли. Перемещаясь по пути
с островов Самоа и Общества миграционная волна не достигала
Гавайской группы примерно до середины VI века.

Нанаула, выдающийся вождь, был первым, кто прибыл с
южных островов. Неизвестно, обнаружил ли он группу сам.
быть унесенным на север неблагоприятными ветрами или сознательно отправиться в путешествие
далеко в океан в поисках новых земель. В любом случае, он
привел с собой своих богов, жрецов, пророков и астрологов, а также
значительную группу последователей и слуг. Ему также предоставили
собак, свиней и домашнюю птицу, а также семена и зародыши полезных растений
для размножения. Вполне вероятно, что он обнаружил группу без
человеческих обитателей.

В этот период - вероятно, при жизни Нанаулы - прибыли другие вожди
менее важные вожди также со своими семьями и последователями
с Таити или Самоа. Они прибыли на баржах и больших двухместных каноэ.
каждое могло вместить от пятидесяти до ста человек. Они
принесли с собой не только своих жрецов и богов, но и самые ранние
полинезийские традиции. Считается, что ни один из первопроходцев
времен Нанаулы никогда не возвращался на южные острова, как и
другие сразу же последовали за первой миграционной волной, которая заселила
Гавайскую группу.

На протяжении тринадцати или четырнадцати поколений первые обитатели
Гавайских островов жили изолированно от остального мира,
размножаясь и распространяясь по всей группе. Они воздвигали храмы
своим богам, поддерживали свою древнюю религию и подчинялись
своим вождям. Традиции периода столь скудные, как в
оставить впечатление, что это был один непрерывный мир, маленький
имея сохранились за пределами родословной руководители управляющих.

Но в конце десятого или в начале одиннадцатого века
Гавайцы очнулись от своих более чем четырехвековых мечтаний
прибытие группы искателей приключений с южных островов,
наверное, из группы общества. Именно под руководством
Nanamaoa. Он был воинственным вождем, и удалось установить его
семья у власти на Гавайях, Мауи и Оаху. Но были более сильные лидеры.
вскоре за ними последовали с юга. Среди первых был верховный жрец
Паао из Самоа. Он прибыл во время правления Капавы, внука
Нанамаоа, или сразу после его смерти. Люди находились в
нестабильном политическом положении, и Паао, осознав ситуацию,
либо отправил, либо лично вернулся на Самоа за Пили, выдающимся
вождь этого острова. Прибыв с большим количеством сторонников, Пили принял на себя
суверенитет острова Гавайи и основал новую династию. Паао
стал его верховным жрецом и несколько нарушил религиозные обычаи
народа введением новых обрядов и двух или трех
новых богов. Однако его религия, похоже, не сильно отличалась от
религии местных священников, и от него последний представитель священства,
семьсот лет спустя, заявил о своем происхождении и праве на место.

Таким образом, установились сношения между гавайцами и южными
группы Нанамаоа, Паао и Пили просуществовали около ста
пятидесяти лет, или до середины или конца двенадцатого
века. В течение этого периода несколько других воинственных семей с юга
утвердились под частичным или полным суверенитетом
Оаху, Мауи и Кауаи, и между группой часто совершались экспедиции
и другими отдаленными островами Полинезии. Это было время необычной деятельности
легенды того времени полны историй о любви,
завоеваниях и опасных путешествиях на южные острова и обратно.

В ту эпоху, когда дальние путешествия были частыми, полинезийцы были
смелыми и умными мореплавателями. В дополнение к большим двухместным каноэ
, способным выдержать самую суровую погоду, они обладали вместительными
баржами с досками, привязанными к прочным рамам. Они
были покрыты палубой и несли достаточно много парусов. Их навигаторы обладали некоторыми
знаниями о звездах; знали видные планеты и дали им
названия; были знакомы с границами эклиптики и положением
экватора. С этими помощниками и зорко следящими за ветрами
а течения, океанские заносы и перелеты птиц редко подводили их.
они достигали своей цели, какой бы далекой она ни была.

Ближе к концу двенадцатого века все сообщения между
гавайскими и южными группами внезапно прекратились. Традиция предлагает
объяснение причины, и гипотезы можно найти без всякой причины
для него, чем возможно исчезновение в это время ряд
острова ориентирам, которые были ранее служил в качестве руководства к
Маринер. Начало этого периода изоляции застало всю группу
, за исключением, возможно, молокаи и части Оаху,
находится во владении южных вождей или их потомков.

Было замечено, что первое открытие и заселение
островов полинезийцами из Общества и самоанских групп произошло
в шестом веке, и что более четырехсот лет спустя
второй миграционный прилив с того же и, возможно, с других южных островов
достиг берегов Гавайев, продолжаясь более полутора столетий
и полностью изменив политическое и, в некоторой степени,
социальное положение людей. Хотя прошло почти пять столетий
прошло между первым и вторым миграционными потоками с юга,
в течение которых жители группы не поддерживали связи с
остальным миром, любопытно, что пили, паумакуа,
и другие семьи, принадлежавшие в основном ко второму притоку, проследили свою
родословную от предков вождей первого переселения и
подтвердили свои претензии на родство пересказом легенд
и генеалогии, общие для обоих.

В конце Второй миграционный период, в котором заключено их
общение с миром за пределами их уже более шестисот лет,
или у А. Д. 1175, чтобы 1778, народ группы было очень обычно
перевели их в верности вновь прибывших начальников. Примечательными
исключениями были семьи Мавеке и Камауауа из Оаху и Молокаи,
обе из древнего рода Нанаула. Хотя они постепенно были
вытеснены из своих владений более энергичными захватчиками, было признано
высокое происхождение выдающихся местных вождей, и благодаря
смешанным бракам их крови было позволено смешаться с королевскими течениями
которые текли на протяжении веков с тех пор, как они перестали править.

Лишь очертания политической истории острова, начиная с двенадцатой
веке в девятнадцатом-это все, что здесь будет дана. Легенды
следующим будет поставлять много, что будет опущено во избежание повторов.

До окончательного завоевания группы Камехамеа I.
в конце прошлого столетия пять основных островов
архипелаги - Гавайи, Мауи, Оаху, Кауаи и Молокаи - управлялись каждым из них,
как правило, одним или несколькими независимыми вождями. Меньшие острова
Ланаи и Кахулаве обычно подчинялись Мауи, в то время как Ниихау всегда
разделяли политическую судьбу Кауаи.

Однако на каждом острове были потомки выдающихся древних
вождей и героев, которые были признаны высшей или королевской кровью
, и от них произошли верховные вожди, короли или моисеи
из нескольких островов, власть на которых сохранялась, с
перерывами в восстаниях и королевских междоусобицах, до консолидации
группы Камехамеа. Никто не признавался вождем табу
если только его генеалогическая запись не показывала, что он благородной крови,
и смешанные браки между правящими семьями, а также между
младшие вожди нескольких островов со временем объединили всю
аристократия группы по кровным узам, и дала всему королевскому роду
общую и выдающуюся родословную. Дворянство и наследственность
священнослужители утверждали, что принадлежат к племени, отличному от простого народа
и их высокий рост и интеллект, казалось, свидетельствовали в пользу
этого предположения. Чтобы сохранить чистоту крови высших классов, давным-давно
в прошлом был основан колледж геральдики, перед началом которого
все вожди были обязаны перечислять свои генеалогии и исправлять ошибки.
их претензии на благородное происхождение.

Легенды группы изобилуют романтическими и кровожадными историями
внутренние конфликты, политические и грабительские войны между островами
; но вплоть до времен Камехамеа была предпринята лишь одна попытка
подчинить себе весь архипелаг. Этот смелый план был задуман
королем острова Гавайи, который правил в течение
второй половины тринадцатого века. Ему удалось захватить
Мауи, Оаху и Молокаи, но был разбит и взят в плен на острове Кауаи.

Без дальнейших ссылок на прожитые годы с двенадцатого
века восемнадцатого-в длительный период войн, фестивали,
турниры, королевские и жреческие зрелища - теперь мы взглянем
на состояние островов на момент их открытия
Капитаном Куком немногим более века назад. Было подсчитано, что
в то время население островов составляло четыреста тысяч человек
души. Эта оценка была признана завышенной. Но когда отмечается
что пятнадцать лет спустя в группе одновременно находилось от тридцати до сорока тысяч
вооруженных воинов с большими резервами
готовых к службе, напрашивается вывод, что население
вряд ли могло быть меньше. Камеамеа вторглись в Оаху шестнадцать
тысячи воинов, главным образом обращается с острова Гавайи. Ему противостояли
восемь или десять тысяч копий, в то время как еще столько же ожидали
его прибытия на Кауаи. Согласно данным преподобного мистера Эллиса,
который путешествовал по острову Гавайи в 1821 году и пронумеровал
жилища и общины, к которым он обращался на нескольких побережьях
в округах, через которые он проезжал, количество людей на этом острове
только на этом острове не могло быть меньше ста пятнадцати тысяч.

На момент прибытия капитана Кука Каланиопуу из
древнего рода Пили был королем большого острова Гавайи, а также
сохранял за собой владение частью острова Мауи. Кахекили,
"громовержец", как следует из его имени, был мой с острова Мауи, а
главной женой Каланиопуу была его сестра. Кахахана, который также был
родственником Кахекили, был королем Оаху и претендовал на владение
Молокаи и Ланаи. Камакахелеи была номинальной королевой Кауаи и
Ниихау, а ее муж был младшим братом Кахекили, в то время как она
состоял в родстве с королевской семьей Гавайев. Таким образом, будет видно,
все правящие семьи нескольких островов группы были
связаны друг с другом как браком, так и кровью. Так было это
на протяжении многих поколений. Но их войн друг с другом не было ни одного
менее мстительны из-за их родства, или участвовали менее
обращение в часы их триумфа.

В то время Кахекили замышлял свержение Кахаханы и
захват Оаху и Молокаи, и королева Кауаи была склонна
помочь ему в этих предприятиях. Оккупация района Хана
захват Мауи королями Гавайев был причиной многих упорных конфликтов
между рыцарством двух островов, и когда капитан
Впервые высадившись на Гавайях, Кук обнаружил, что король этого острова отсутствует во время
другой воинственной экспедиции на Мауи с намерением отомстить за свое поражение
двумя годами ранее, когда его знаменитая бригада из восьмисот дворян
был разрублен на куски.

Связанный со двором Каланиопуу в то время был молчаливым и
неразговорчивым вождем, который до сих пор привлекал мало внимания как
военный лидер. Он был человеком гигантского роста, а его мужество и
мастерство владения оружием было несомненным; и все же он редко улыбался и не занимался
мужественными видами спорта, столь привлекательными для других, и его друзья были теми немногими, кто
разглядел в нем дремлющее величие, которое впоследствии придало ему
имя и слава, не уступающие никому другому в истории Гавайев. Он был
признанным сыном Кеуа, сводного брата Каланиопуу,
хотя многие считали, что его настоящим отцом был Кахекили,
мой с Мауи. Но, как бы то ни было, он был королевской крови,
и ему было суждено стать не только королем Гавайев, но и
завоеватель и повелитель группы. Этим вождем был Камехамеа.

Таково, вкратце, было политическое положение островов, когда
Прибыл капитан Кук. Он был офицером английского военно-морского флота и
вместе с военными кораблями "Резолюшн" и "Дискавери" отправился в путешествие в поисках
северо-западного прохода на восток от Берингова пролива. Покинув группу "Society"
в декабре 1777 года, 18 числа следующего месяца
он увидел Оаху и Кауаи. Высадившись на последнем острове и Ниихау,
местные жители приняли его как бога, а его корабли были предоставлены
со всем, что им требовалось. Не посетив затем другие острова
группы, он отправился к северо-западному побережью Америки 2-го числа
В феврале 1778 года и в ноябре того же года вернулись на острова,
впервые увидев берега Молокаи и Мауи. Общаясь с
удивленными туземцами последнего острова, он обошел вокруг берегов
Гавайских островов и 17 января бросил якорь в заливе Кеалакеакуа
. Люди приветствовали его как реинкарнацию их бога Лоно,
и священники проводили его в свои храмы и наделили божественной силой
почести. Вернувшись из своей кампании на Мауи, король посетил его и
обращался с ним как с богом, а его корабли были щедро снабжены
свиньями, домашней птицей, овощами и фруктами. Корабли покинули бухту
4 февраля, но, попав в шторм, вернулись 8-го для
ремонта. Вскоре после этого между туземцами и
белыми моряками произошли мелкие стычки, и 13-го числа одна из шлюпок была украдена
вождем и разобрана на гвозди и другие железные крепления. Кук
потребовал его восстановления и, пытаясь привлечь короля к
поднялся на борт "Резолю" в качестве пленника, был атакован туземцами и
убит. С кораблей был открыт огонь, и многие туземцы, в том числе четверо
или пятеро вождей, были убиты. Тело Кука было унесено туземцами
, но большая часть костей впоследствии была возвращена по
просьбе капитана Кинга, и вскоре после этого суда покинули остров.

Если капитан Кук и не был первым из европейских мореплавателей, открывшим
Гавайские острова, он, по крайней мере, был первым, кто нанес их на карту и сделал
об их существовании известно всему миру. Это было довольно удовлетворительно.
установлено, что Хуан Гаэтано, капитан испанского галеона, плывшего
от побережья Мексики к островам Пряностей, обнаружил группу еще
в 1555 году. Но он не сделал свою находку известному на тот момент
и существование старинных рукописей график в архив
Испанское правительство-это все, что осталось, чтобы подтвердить его претензии к нему.

Местные предания упоминают о высадке небольших групп белых людей
два или три раза во второй половине шестнадцатого
века; но если лица и корабли других рас были замечены жителями
Гавайцы во времена Гаэтано, их потомки, безусловно, утратили
все знания об обоих двести или более лет спустя, поскольку Кука
благоговейно приветствовали как сверхъестественное существо охваченные благоговением островитяне, и
они описывали его корабли как плавучие острова. Простое железо
гвоздь был для них бесценным украшением, и каждое действие и слово выдавали
полное невежество во всем, что касалось белых рас.

Каланиопуу, король Гавайев, умер в 1782 году, и Камехамеха, благодаря
помощи трех или четырех видных вождей, унаследовал престол после
борьба за более чем десять лет, в обеспечении для себя верховным
власть на этом острове. Это сделано, вдохновляет пророков,
помогают его начальников, и поддерживать непоколебимую веру в
его судьба, он захватил Мауи, Оаху, Кауаи и их зависимостей,
и в 1795 году был признан единственным хозяином группы.

Несмотря на королевское происхождение, род Камехамеха из старой линии
королей был менее прямым, чем у его двоюродного брата Кивалао, от которого он
вырвал гавайский скипетр, но его военный гений сплотился вокруг
его воинственные вожди были недовольны разделом
земель сыном и преемником Каланиопуу, и в конце концов его
триумф был полным. Чтобы еще больше облагородить свою преемственность, он женился на
дочери своего царственного кузена и, таким образом, передал своим детям
несомненную родословную высочайшего достоинства.

О существовании Гавайских островов стало известно всему миру
вскоре после окончательного отплытия "Резолюшн" и "Дискавери",
но только в 1786 году суда начали посещать группу.
Первыми, кто прибыл после смерти капитана Кука, были англичане
корабли "Король Георг" и "Королева Шарлотта", и в том же году французская исследовательская эскадра
причалила к Мауи. В 1787 году несколько торговых судов
посетили группу, и туземцы начали обменивать провизию и
сандаловое дерево на огнестрельное и другое металлическое оружие.

В 1792 и снова в 1793 годах капитан Ванкувер из английской исследовательской
эскадры заходил на острова и оставался там некоторое время. Он высадил на берег
овец, коз и крупный рогатый скот, а также раздал большое количество фруктов
и садовых семян. Местные жители с благодарностью хранят память о нем.,
ибо его миссия заключалась в достижении мира и широкой благотворительности. После
торговые суда в значительных количествах посетили группы, и в течение
заключительные войн Камеамеа начальников соперник добился
помощи небольших партий белыми мужчинами, и в какой-то мере
научились пользоваться ружей и небольшой пушки, легко приобрести и
оплатить сандалового дерева, который был тогда весьма распространены на большей части
лесистые горы острова. Гавань Гонолулу была впервые
открыта и вошла в нее двумя американскими судами в 1794 году, и вскоре
стал излюбленным местом отдыха военных, торговых и китобойных судов
всех наций.

В этих новых и тяжелых условиях Камехамеа управлял
делами своего королевства с исключительной осмотрительностью. Он
призвал свой народ терпеливо переносить агрессию
белых и сохранять, насколько это возможно, их простые привычки. С
своей маленькой империей, объединенной и мирной, Камехамеха умер 8 мая
1819 года в возрасте около восьмидесяти лет; и его кости были так тайно
утилизированы, что их до сих пор не нашли.

Лихолихо, старший из его сыновей от Кеопуолани, дочери
его двоюродного брата Кивалао, унаследовал от своего воинственного отца титул
Камехамеа II. Некоторые знания христианской религии достигли
туземцы через их белые посетители, но старый вождь умер в
от веры отцов.

Смерти Камеамеа сразу после события, для которого
история открывается не параллельно. В октябре 1819 года - за шесть месяцев до этого
первые христианские миссионеры прибыли на острова Лихолихо,
вдохновленные Каахуману, одной из вдов его отца,
внезапно и в присутствии большого скопления перепуганных туземцев
нарушил самое священное табу своей религии,
отведав пищи из сосудов, из которых пировали женщины, и
в тот же день был издан указ о разрушении всех храмов и идолов в королевстве
. Он был поддержан первосвященника Hewahewa, кто был
во-первых, чтобы применить факел; и в течение нескольких недель идолов, храмы,
алтари, и священства, которое провел князь и предмета в восторге
на протяжении веков были сметены, оставив людей без
религия.

Но не все мирно подчинились этому королевскому указу, направленному против их богов
. В сумерках того туманного периода вырисовывается великий защитник
веры Кеаве и Уми и алтарей гавайских богов. Этим
чемпионом был Кекуаокалани, племянник, возможно, сын первого
Камехамеха и двоюродный брат, возможно, сводный брат Лихолихо. В его
жилах текла королевская кровь Гавайев, и его осанка была осанкой
короля. Он был выше шести с половиной футов ростом, с правильными конечностями.
пропорциональный, с поразительно красивыми и властными чертами лица. Он был из
священством и, благодаря дарованию некоторых табу или прерогатив,
утверждал, что является вторым по авторитету после Хевахевы, который прослеживал его родословную
вернемся к Паао, верховному жрецу Пили. Его жена, Маноно, едва
менее характерны для ее мужество, красота и, главным образом, процедить.

Отступничество Хевахевы оставило Кекуаокалани во главе
священства - по крайней мере, так он, кажется, предполагал - и королевского ордена
на призыв снести храмы он ответил призывом кe
люди вооружались и присоединялись к нему в защиту своих богов. Он поднял
знамя восстания на острове гавайи и вскоре стал во главе
значительной армии. Против него были направлены большие силы, и было предпринято все возможное
, чтобы заставить его сложить оружие. Но он пренебрег
всеми условиями, отказался от всех уступок.

При Куаму произошла битва, поначалу благоприятная для защитников
богов; но огнестрельное оружие белых на службе у
короля повернуло ход войны против них, и они потерпели поражение и
рассеянный. Кекуаокалани был убит на поле боя, а Манононо, его
храбрая и верная жена, сражаясь на его стороне, упал замертво на
тело ее мужа с мушкетом-мяч через ее храмов. Грубый
памятник из камней все еще отмечает место, где они упали; и это
рассказывают шепотом, что кона, проходя сквозь обвивающие лианы,
настраивает их на самые печальные тона скорби по последним защитникам.
в объятиях гавайских богов.

За четыре или пять месяцев до смерти Кекуаокалани Калаймоку,
премьер-министр Лихолихо, и его брат Боки были крещены под
формула Римско - католической церкви , написанная капелланом французского
корвет во время мимолетного визита на острова. Они едва ли знали о
значении церемонии, и можно с уверенностью сказать, что во время
разрушения их храмов и отречения от их богов,
Гавайский народ почти ничего не знал о какой-либо другой религии.
Отмена табу, которая сделала их рабами своих вождей
и священников и веками держала их отцов в рабстве, была
встречена местными массами с такой великой радостью, что они не
колебитесь, когда вас призывают предать жрецов и их богов
в могилу табу.

30 марта 1820 года - через несколько месяцев после этой странной религиозной
революции - первая партия христианских миссионеров прибыла
на острова из Массачусетса. Их хорошо приняли. Они
нашли людей без религии, и их работа была легкой. Время от времени к ним присоединялись другие
миссионерские группы и находили поле деятельности
одинаково выгодным как для дела, в котором они трудились, так и для них самих
индивидуально. Они приобрели значительную собственность в своем новом доме,
контролировали правительство в течение последующих пятидесяти или более лет, и
их дети сегодня являются одними из самых преуспевающих жителей группы
. Это сказано не для того, чтобы недооценить заслуги
первых миссионеров на Гавайях, а для того, чтобы показать, что все миссионерские поля
не были финансово бесплодными для ревностных и предусмотрительных работников.

А теперь позвольте подчеркнуть, что ценность миссионерского труда
в гавайской группе следует измерять не небольшим
числом туземцев, которых сегодня можно назвать христианами, а скорее
благодаря совету и помощи этих бережливых религиозных учителей
в обеспечении и поддержании независимости островов и
постепенном установлении мягкого и благодетельного конституционного правительства,
при котором налогообложение такое же легкое, а жизнь и имущество в такой же безопасности,
как и в любой другой части цивилизованного мира. Они были политиками, а также
религиозными наставниками и практическими примерами ценности
Христианской дисциплины, разумно применяемой к приобретению
необходимых и привлекательных жизненных благ и установлению гражданского общества.
система, способная защитить владельца в его приобретенных правах.

В 1824 году Лихолихо и его королева умерли во время визита в Англию,
и их останки были отправлены обратно на острова на английском военном корабле
. Кауикеоули, десятилетний юноша и брат покойного
король был признан законным наследником престола под титулом
Камеамеа III., и Каахуману, одна из жен Камеамеа I.,
выступала в качестве регента и премьер-министра.

В 1827 году и десять лет спустя прибыли римско-католические миссионеры,
и были отосланы по приказу правительства; но в 1839 году
священники этой конфессии, наконец, попали под обстрел
французский фрегат, и ему разрешили остаться. Тем временем были созданы церкви, школы
и типографии, гавайский стал
письменным языком, а законы и указы правительства были
обнародованы в печатном виде.

В 1840 году народу была дарована первая письменная конституция,
гарантирующая ему представительное правительство. В феврале
1843 года командующий английским флотом лорд Полетт официально вступил во владение
островами, но в июле следующего года их суверенитет был
восстановлен действиями адмирала Томаса. В ноябре 1843 года
в том же году Франция и Англия взаимно согласились воздерживаться от захвата
или оккупации островов или любой их части, а Соединенные
Государства, отказавшись стать участниками соглашения, оперативно
признали независимость группы.

Kamehameha III. умер в 1854 году, и ему наследовал Камехамеа IV.
Последний правил до 1863 года, когда он умер, и ему наследовал принц
Лот с титулом Камеамеа V. В 1864 году Лот отменил
конституцию 1840 года и даровал новую. Он правил до 1872 года и
умер, не назвав преемника, и Законодательное собрание избрало
Взошел на трон Луналило. Он происходил из семьи Камехамеа, и с его
смертью в 1873 году династии Камехамеа пришел конец. Ему тоже не удалось
назначить преемника, и из принятых потомков
первого Камеамеа остались только двое - одна сестра Камеамеа V. и вторая
другая двоюродная сестра этого монарха - Дэвид Калакауа была избрана
на трон Законодательным собранием в 1874 году, получив все, кроме
пяти голосов этого органа, которые были поданы за вдовствующую королеву Эмму,
вдова Камехамехи IV.

Это событие было предусмотрено предыдущим законодательным актом
Ассамблея, король Калакауа и его королева Капиолани были официально
коронованы 12 февраля 1883 года в присутствии
представителей многих наций Старого Света и
Новый. Начиная с коронации последнего Kamehamehas прошло,
в том числе порфироносной вдовой Эммой, и король Калакауа остается наиболее
прямой представитель в царство древних государей
Гавайи. Он ведет свою родословную от Лилоа через великую семью I с
Гавайев, которые объединили свое состояние с первым Камехамеа в деле
завоевания группы. Его королева Капиолани - внучка
последний независимый правитель Кауаи, и, таким образом, состоит в кровном союзе
с ранними правителями группы. У нее нет детей, и принцесса
Лилиуокалани, старшая из двух сестер короля, была названа
его преемницей. Она жена Его превосходительства Джона О. Доминиса,
американец по происхождению и нынешний губернатор островов Оаху и
Мауи. Единственная прямая наследница в семьях короля и двух его сестер
принцесса Кайулани, дочь принцессы Лайклайк,
[1] жена мистера Клегхорна, торговца из Гонолулу.

Ниже приведен список правителей Гавайев с указанием дат
и продолжительности их нескольких правительств, с одиннадцатого по
девятнадцатый век. Это касается только правителей острова
Гавайи, которые в конечном итоге стали хозяевами группы. До правления
Каланиопуу, которое началось в 1754 году, даты являются лишь приблизительными:


 Пиликаеэ, с 1095 по 1120 год нашей эры
 Кукохау, ,, с 1120 по 1145 гг.
 Каниухи, ,, с 1145 по 1170 гг.
 Канипаху, ,, с 1170 по 1195 гг.
 Калапана (включая узурпацию
 Камайоле), ,, с 1195 по 1220 гг.
 Кахаймоэле, ,, с 1220 по 1260 гг.
 Калаунуйохуа, ,, с 1260 по 1300 г.
 Куайва, ,, с 1300 по 1340 год
 Каукапу, ,, с 1340 по 1380 год
 Каухолануймаху, ,, с 1380 по 1415 год
 Киха, ,, с 1415 по 1455 год
 Лилоа, ,, с 1455 по 1485 год
 Хакау, ,, с 1485 по 1490 год
 Уми, ,, с 1490 по 1525 год
 Кеалиокалоа, ,, с 1525 по 1535 год
 Кеавенуи, ,, с 1535 по 1565 гг.
 Кайкилани и Лоноикамакахики, ,, с 1565 по 1595 гг.
 Кеакеаланикане, ,, с 1595 по 1625 гг.
 Кеакамахана, ,, с 1625 по 1655 гг.
 Кеакеаланивахине, ,, с 1655 по 1685 гг.
 Кеаве и сестра, ,, с 1685 по 1720 год
 Алапануи, ,, с 1720 по 1754 год
 Каланиопуу, ,, с 1754 по 1782 год
 Камехамеа I, ,, с 1782 по 1819 год
 Камехамеа II.--Лихолихо, ,, с 1819 по 1824 год
 Регентство Каахуману, ,, с 1824 по 1833 год
 Камехамеа III.--Кауикеоули, ,, с 1833 по 1854 год
 Камехамеа IV, ,, с 1854 по 1863 год
 Камехамеа Против-Лот, ,, с 1863 по 1872 гг.
 Луналило, ,, с 1872 по 1873 гг.
 Калакауа, ,, с 1874 по ----


Таким образом, вкратце обрисовав контуры выдающихся политических
событий на островах, следующим будет
упомянута древняя религия гавайцев; и поскольку табу было не менее религиозным, чем светским
прерогатива, ее можно должным образом рассматривать в связи со священством
. Знание силы, размаха и святости табу
это важно для правильного понимания отношений, существовавших в прошлом
между людьми и их политическими и религиозными правителями,
и эта великая правящая сила сейчас привлечет наше внимание.




ТАБУ.

Строго говоря, древнее табу, или капу, было прерогативой
придерживавшихся исключительно политического и церковного ранга. Это был
приказ либо делать, либо не делать, и смысл его был таков: "Повинуйся
или умри". Это было обычным явлением для полинезийских племен и служило защитой
жизни, собственности и достоинства духовенства и знати.

Религиозные табус были хорошо поняты людьми, так как были
также в личном или вечный табус правящей семьи, но
случайные табус была гнетущей, раздражающей и опасной для масс,
как они могут быть бездумно нарушил, и смерть была
обычная казнь.

Все, что имело отношение к жречеству и храмам, было священным,
или табу, и свиньи, предназначенные для жертвоприношения и разгуливающие на свободе
с храмовой меткой на них, не подлежали растлению. Это было
нарушением вечного табу - пересекать тень короля, чтобы
стоять в его присутствии без разрешения, или подойти к нему, за исключением
на колени. Это не относится к высшим сортам вождей,
которые сами обладали правами табу.

Любимые тропинки, источники, ручьи и места для купания были через определенные промежутки времени.
на них было наложено табу для исключительного пользования королей и храмов, а кальмары,
черепахи и два или три вида птиц могли быть съедены только королями и храмами.
жрецы и запретная знать.

Желтый был запретным цветом королевской семьи, а красный - жречества.
мантии из перьев оо и мамо могли носить только короли.
и принцы. Накидки из перьев смешанного красного и желтого цветов отличали
низшую знать.

Женщины были tabued от употребления в пищу бананов, бананов, и cocoanuts; также
мясо свиней и некоторых видов рыбы, среди них куму, moano, Улуа,
Хону, ЕА, hahalua и NAIA; и мужчин и женщин пускали ни под каким
обстоятельства вкушать пищу вместе. Следовательно, когда Лихолихо в
1819 году открыто нарушил это фундаментальное табу, приняв пищу со своей королевой,
он бросил вызов богам своих отцов и нанес удар по самому основанию
религиозной веры своего народа.

Общие табу, объявленные верховным вождем или королем, провозглашались герольдами
, в то время как пулулу - посох, увенчанный белой короной
или черная капа - размещалась у входа в храмы, королевские резиденции
и особняки вождей табу, или рядом с источниками, рощами, тропинками или
местами для купания, была постоянным предупреждением о нарушении границ. Общие сведения
табу объявлялись либо для умилостивления богов, либо при праздновании
важных событий. Они были либо обычными, либо строгими и часто
охватывали весь район и продолжались от одного до десяти дней.

Во время действия общего табу от масс просто требовалось
воздерживаться от своих обычных занятий и посещать службы в
хеях, или храмах; но во время строгого табу каждый огонь и каждый свет
был потушен, каноэ не отодвигалось от берега, купание было запрещено
на свиней и домашнюю птицу надели намордники или поместили под тыквенные тыквы
чтобы они не производили шума, люди разговаривали шепотом,
и только священникам и их помощникам было позволено показываться на людях
вне мест их проживания. Это было время гробовой тишины,
и считалось, что он был особенно благодарен богам.

Некоторые из королевских табус веков назад в прошлое, были легкомысленны
и деспотичный, таких как регулирующий ношение бороды и убедительным
все паруса были опущены на прохождение определенных побережье точках; но, однако
капризная или давящей, табу редко нарушаются, а его
ремонт был сделан вывод о необходимости защиты в руководящие классы.


Рецензии