Раскол истины

А я, как всегда, размышляю о глобально-высоком, ибо любопытно.
Любопытство это заключается в том, что видна перспектива для выявления определенных закономерностей и открытия новых законов. И это крайне интересно в условиях кризиса, который мы переживаем-наблюдаем. Его суть - это раскол между массовым и индивидуальным. В самом-самом общем и приближенном виде.
Далее работает ассоциятивный ряд. Лист делится вертикально пополам и под заглавиями "индивидуальное" и "коллективное" пишутся все ассоциации с этими словами-понятиями. И там всплывет если не все, то многое.
Это и есть причина раскола и войн-конфликтов. Коллективное всегда предполагает некое "мы", которое возможно против "они". Идентичность. Это основа для для того, чтобы направо и налево разбрасываться словами, вроде "фашист", "нацист", "предатель" и т.д.
Индивидуализм ни к чему подобному не имеет претензии, он максимально отторжен и самодостаточен, но бесконечно одинок в огромной вселенной и в вечности глухой и безмолвной. Это крайняя точка. Путь война и художника?.. О, сколько здесь необоснованного пафоса и такой же необоснованной самоуверенности..
Короче говоря, я вижу проблему истины, как проблему именно в этом смысловом разрезе. То есть раздвоения истины, как понятия, на коллективный и индивидуалистический дискурс.
И вот здесь важно понимать эти слова не в русле формальной логики, а в исторической перспективе. То есть: коллективизм есть племя и род, изначально, а индивидуализм.. ну ей богу, что-то ароморфозное, самоидентификация, христианское, личностное, осознанное. Это уже событие в истории.
И вот вопрос. Я-личность - это прогресс? Ежели мы основываемся на принципах эволюционной теории? Или не так?
Осознанность "биологической машины" Homo sapiens - это закономерность развития органических веществ на планете Земля, или ошибка?
Далее неминуемо будут всплывать вопросы зачем и для чего - и это чисто нравственно-эстетические вопросы вроде оппозиций "добро-зло", "красота-безобразие".
Таким образом, вопрос об истине неминуемо перетекает в эту сферу. То есть обоснованность бытия, как такого-го.
Ну как то так..


Рецензии
Извините меня, но все несколько сложнее, и причин для расколов и войн больше, чем Вы пишете. Посмотрите, пожалуйста, например, такую мою статью, как «Мы и они» - http://proza.ru/2023/08/18/533.

Ибо:
1. В лице представителей русского народа существуют коллективисты-интернационалисты.
2. В лице представителей украинского народа существуют индивидуалисты-националисты.
3. В лице представителей традиционных сообществ западноевропейских народов существуют индивидуалисты-нацисты.
4. В лице представителей либеральных сообществ западноевропейских народов существуют коллективисты-толерантисты.

И таким образом, причин для основных расколов и войн существует как минимум две. И, кстати, именно их мы воочию и наблюдаем ныне на примерах как нашей войны с Украиной (пункты 1 и 2), так и того общественного противостояния, которое происходит в странах коллективного Запада (пункты 3 и 4)!

Владимир Баталов   03.05.2024 12:43     Заявить о нарушении
Боюсь, я не правильно понят. Все приведенные Вами примеры (их четыре) это все про коллективизм того или иного разлива. Если говорить с этих позиций, то дело куда сложнее, чем то, что Вы обрисовываете. Можно найти в каждой национальной группе еще несколько социальных дифференциаций, и более того, можно обнаружить внутри них свои разветвления. Но в любом случае всех их будет объединять именно коллективизм, как социальная сплоченность вокруг какой-то базовой идеи или символа.
Я же говорил еще и о втором варианте - индивидуализм, тотальный, если угодно. То есть принципиальная несоотносимость себя ни с каким социумом. Я полагаю, что эволюция движется в этом направлении. От масс к личности.

Павел Гурачов   03.05.2024 21:26   Заявить о нарушении
Да, если говорить в ключе вашего замечания, то Вы совершенно правы! Однако же, в своей рецензии я хотел подвести Вас к более глобальным аспектам понимания причин появления в человеческом социуме как самих коллективизма с индивидуализмом, так и всякого рода расколов и войн.

И дело здесь, поверьте мне, гораздо глубже, чем человек раньше предполагал. А в том, что вовсе не Добро и Зло являются главными категориями морально-нравственной сферы нашего собственного бытия-сознания, а Естество и Противоестество!

И более подробно об этом Вы можете узнать из таких моих статей, как: «Единство и борьба противоположностей. Нюансы» - http://proza.ru/2024/04/24/757 и «Естество и Противоестество. Их суть» - http://proza.ru/2022/01/16/887.

Владимир Баталов   04.05.2024 10:39   Заявить о нарушении
Спасибо, я обязательно прочту и напишу, если возникнут мысли и замечания.
С уважением, Павел.

Павел Гурачов   04.05.2024 21:24   Заявить о нарушении
Здравствуйте. Да, я прочел, и вот на что обратил внимание - это идеальная конструкция и Ваше желание разложить все по полочкам. Вы выделяете 4 структуры. Но, говоря же Вашими словами, все несколько сложнее. Эта теория пока что не "бъется" с действительностью, точне с моим опытом. Я особо никогда не наблюдал в русских всеобъемлющую душу, сочетающую и запад, и славянский запад, и славянский восток, и русское европейство. Я наблюдал скорее наоборот - разнообразие и раскол по этому поводу и не только по этому: от тотального эгоцентризма и властолюбия (иррациональная тяга к насилию, и быть подчиненным под властью), до умлительного пьяноватого благодушия ко всякой божьей птахе.
И еще раз хочу сказать - я писал совсем о другой проблеме. Об эволюции человека как социального существа со всеми имманентностями к тотальному индивидуализму, как космическому явлению с этим жутким одиночеством и ощущением заброшенности в бытие не по его воле. Просто ваши статьи так или иначе про коллективного человека. Если хотите у меня есть образ этой проблематики в виде двух рассказов "Воскрессенье" и "Один". Почитайте, пожалуйста, на досуге - знакомые говорят написано неплохо.
С уважением, Павел

Павел Гурачов   05.05.2024 19:08   Заявить о нарушении
Все правильно! Различие наших подходов заключается в том, что, если Вы пытаетесь осмыслить тот аспект человеческого существования, выразителем которого служит его собственный характер, то я, в свою очередь, пытаюсь осмыслить тот аспект человеческого существования, выразителем которого служит уже его собственный менталитет.

Не спорю, оба эти подхода сами по себе важны. Но тем не менее полагаю-таки, что в наше время, при нынешних угрозах самому существованию всего человечества, приоритет должен быть отдан именно второму. Почему? Да потому, что только лишь с помощью моего подхода и может быть понята сама суть морально-нравственного состояния любого современного народа. А следовательно, уже через все это может быть поняты также и все те мотивы, которыми их представители руководствуются при принятии всех своих решений!

И напоследок. Мое учение — это и есть то самое учение, приход которого в наш мир был предсказан за последние полтысячи лет самого разного рода провидцами. Вам решать, верить или не верить этим моим словам, но тем не менее последствия обоих этих решений так или иначе теперь уже целиком и полностью будут лежать на Вашей совести!

P.S. Всякий разговор о морально-нравственном исправлении человека индивидуального возможен только лишь после морально-нравственного исправления человека коллективного. А вот для того, чтобы научиться это делать, нам сперва необходимо понять, например, то, почему святые отцы называют русский народ народом-богоносцем, а никак иначе!

Владимир Баталов   05.05.2024 21:18   Заявить о нарушении