Мессия, Сын Человеческий

    При попытках реконструкции  личности исторического Иисуса неизбежно встает вопрос:Кем мог считать Иисус самого себя?  Без ответа на этот вопрос невозможно адекватно оценить Его проповедь .При этом очень важно разграничить «божественное» и «человеческое» в Его самосознании.

   Вопросы о том, кем Иисус себя считал и объявлял публично ; в каком ключе мыслили  о нём  другие люди при его жизни ,затронуты в http://proza.ru/2024/02/08/997 .
Далее  рассмотрены некоторые аспекты  мессианства Иисуса, в частности, об использовании  им термина «Сын Человеческий».

    Не вызывает сомнений, что Иисус называл и считал Себя Мессией. Какое-то время Он избегал прямо говорить  об этом, понимая, что такая декларация может быть принята как  политический шаг .Однако Он достаточно ясно указывал на свой статус Мессии в ответе на вопрос Иоанна Крестителя: « Ты ли Грядущий, или ожидать нам иного?», проведя параллель между  своей деятельностью и Ветхозаветными пророчествами:
«пойдите, возвестите Иоанну, что слышите и видите:слепые прозревают, и хромые ходят; прокаженные очищаются, и глухие слышат; мертвые восстают, и нищим благовествуется;и блажен тот, кто не соблазнится из-за Меня.»
( Мф 11:3-6)
В другом случае Он также отвечал цитатами, но уклоняясь от ответа. ( Ин 10:24) :
«Тогда окружили Его Иудеи и говорили Ему: доколе будешь Ты томить душу нашу? Если Ты Христос, скажи нам открыто.
Ответил им Иисус: Я сказал вам, и вы не верите; дела, которые Я творю во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне».
К мысли о его мессианстве пришли и апостолы, хотя долгое время не говорили об этом открыто:
«И спрашивал Он их: а вы за кого Меня почитаете? И отвечает Ему Петр: Ты — Христос»(Марк 8:29).

Однако к концу своей деятельности Иисус начал открыто говорить о своем мессианстве. Иисус объявил Себя Мессией  в Назаретской синагоге. Прочитав во всеуслышание пророчество Исайи об обещанном и ожидаемом Мессии, Иисус сказал, что это пророчество ныне исполнилось на Нем (Лк.;4,;16–30; Мк.;6,;1–6).
Аналогичное признание он повторил и на суде синедриона (Матфей 26:63-64; Марк 14:61-62; Лука 22:67-71)

   “Сын Давидов” – это еще один титул, применяемый к Иисусу (Мф 9:27, 15:22, 20:30, 21:9 , 15; Мк 10:47-48, 11:10; Лк18:38-39). «Сын Давидов» означает Мессию,  потомка ( «сына»)великого царя, который должен принести “царство Давида”(Мк 11:9-10, Ин 7:41-42).Все потомки Давида должны быть людьми; потому что все потомки Адама и Евы – человеческие существа.

   Ответ Иисуса Крестителю, хоть  подтверждал  тот факт, что Иисус -долгожданный, обещанный пророками Мессия, но вовсе не говорил, что мессианство  является
проявлением личности политика или царя (Лука7:21-23). В этом смысле Иисус  не был Мессией - «сыном» царя Давида , хотя простой еврейский народ  надеялся именно на пришествие воинственного Мессии-Освободителя Израиля , достойного сына блестящего воина и политика царя Давида. Т.о. , признавая себя Мессией, Иисус никогда не претендовал на  титул «Сына Давида».
РС
Евангелие от Матфея включает вымышленную родословную Иисуса — “того, кого называют Мессией” (Мф 1:16). Генеалогия Иисуса в родословной явно восходит к царю Давиду (Мф 1:1). Ирония в изложении Евангелия заключается в том, что здесь (Мф 1:1-17) и в других местах (Лк 1:26-38) Иисус изображен как потомок будущего мужа своей матери, Иосифа , который является потомком царя Давида и изо всех сил старается быть официально зарегистрированным в качестве такового (Луки 2:4).

Можно утверждать, что представления Иисуса о статусе Мессии было  необычным  и не соответствовало традиционным представлениям евреев 1 века. Он по-видимому, ощущал  себя Мессией, который должен являться не просто царем, потомком Давида и пророком.Об этом, в частности,Он говорит, комментируя перед фарисеями один из псалмов (Мф 22:42-45; Мк12:35-37; Лк 20:40-44). При этом Иисус отказался точнее пояснить, какова взаимосвязь Бога и Мессии, но явно указал на то, что «не все так просто».

   Наиболее часто Иисус  использовал и применял к себе выражение «Сын Человеческий» (Матфей 8:20).Хотя это выражение  и имеет нейтральное литературное значение «человек», но,как принято считать, означает Мессию в пророчестве Даниила (Даниил 7:14).  Иисус также использовал это выражение применительно к Мессии, которому предстоит придти и судить людей (Марк 8:38).
   Именование себя «Сыном Человеческим» могло быть намеком на мессианский статус , но в то же время довольно внятно указывало именно на человеческую природу ( связь с царем Давидом в этом определении  Мессии-отсутствует).
   Использование применительно к себе термина «Сын Человеческий» позволяло Иисусу перед последователями открыть свой мессианский  титул , который в то же время всегда можно было «защитить»  как используемый в манере Иезекииля.
( РС
Выражение «Сын Человеческий» у Иезекииля — это обычный способ сказать просто «человек». Он часто используется  когда Бог обращается к пророку:
«…и Он (Бог)сказал мне: «сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою».(Иез., 2: 1.)  По-видимому, это выражение подчеркивает  бесконечно более низкое положение человека по отношению к Богу )

   Выражение «Сын Человеческий» у Даниила имеет  и другой смысл:это человекоподобный эсхатологический судья. Так же понимал этот термин Иисус и  так описал это в притче :
«Когда Сын Человеческий придёт со славой в окружении всех ангелов, он воссядет на царском престоле . И он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую руку от себя, а козлов — по левую.  И скажет Царь стоящим справа: «Идите ко мне! Вас благословил мой Отец. Владейте царством, приготовленным для вас еще при сотворении мира!..» Потом он скажет стоящим слева: «Прочь от меня! Вы прокляты. Ступайте в вечный огонь, приготовленный для Дьявола и ангелов его!..» И пойдут они в муку на века, а праведные — в жизнь на века» (Мф 25:31–46).

  Сын Человеческий это — космический судья последних времен.
Иисус сказал Двенадцати: Вы прошли вместе со мной через все испытания… Когда Сын Человеческий воссядет на престоле славы, тогда и вы… сядете на двенадцати престолах как правители и судьи двенадцати племен Израилевых (ср. Мф 19:28; Лк 22:28–30).

  Перед тем, как выдать Иисуса римлянам, первосвященник спросил его, нe Мессия ли он. Иисус ответил, пользуясь словами 110 псалма: «Отныне Сын Человеческий будет сидеть по правую руку Всемогущего Бога» (Лк 22:69). Присутствующие справедливо восприняли эти слова как косвенное признание Иисусом своего мессианского достоинства.

   Не вызывает сомнений , что не один Петр считал Иисуса Мессией уже при его жизни. Иначе Пилат не приказал бы написать на кресте: «Царь Иудейский».
     С другой стороны, как видно из некоторых речений, о Сыне Человеческом, который должен прийти, Иисус говорил как о другом лице не  только потому, что хотел остаться тайным Мессией. Вначале Он, вероятно, и в самом деле ожидал другого, но с течением времени все больше и больше убеждался, что Он сам и есть Сын Человеческий, который должен прийти.

        Человекоподобный и величественный, восседающий на престоле божественной славы эсхатологический судья — таков Сын Человеческий у Даниила.Мог ли Иисус из Назарета вообразить себя кем-нибудь подобным?  Учитывая, что Он ощущал себя избранником Бога, Его слугой, единственным сыном, которому открыты тайны Небесного Отца, —  вполне возможно. Именно ощущение своего величия в конце концов могло побудить Иисуса открыто и прямо отождествлять себя с Сыном Человеческим,  который  в иудаизме времен Иисуса порой отождествлялся с Мессией.


Рецензии