Аварии с F-35

Думаю, все мои сверстники из числа мужчин-читателей в детские годы запускали бумажные самолетики.  Некоторые из них были посложнее, но обычно они летали ближе, чем самые простые, с треугольными крыльями.  Я делал такие самолеты, и мне довелось летать на настоящих маленьких пассажирских Як-12, с кабиной на трех пассажиров, вроде салона автомобиля тогдашней «Победы».  Летал на «кукурузниках» - бипланах Ан-2, на грузовом и пассажирском.  Летал и на Ил-14, Ил-18, Ан-24, всех выпускаемых в СССР самолетах уже реактивных и турбовинтовых – Як-40,  Ту-104, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ил-96. И даже на заграничных Боинг -737 и 747, Аэрбас -230, 300.  А когда был первым заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома и куратором города Комсомольска-на-Амуре, мне устроили экскурсию по авиазаводу имени Гагарина, где я увидел весь цикл производства самолете Су-27, от огромного курса алюминия до готового самолета. Поэтому интерес к авиации у меня, можно сказать, заложен с детства. И я уже немало написал об авиации. 

Знаю, что сейчас производят самолеты 5-го поколения. Но только в США и России.  У американцев два вида самолета – F-22  и   F-35, у нас Су-57. Американцы наклепали таких самолетов много, но и тот, и другой, не избавились от «детских болезней», т.е. у них бывают отказы техники из-за технических проблем. Сегодня я хочу поведать своим читателям об одном из этих самолетов,  F-35, самом дорогом в мире. Но это не значит, что самом лучшем.  Все материалы для своей заметки я  взял из открытых источников.
***

Самая дорогая в истории США программа превратилась в откровенный чемодан без ручки — вроде, как и с собой не взять и выкинуть жалко. Да и как потом американским избирателям объяснить, на что было потрачено больше 2 триллионов долларов — а это 1/30 часть всего американского долга. В неловкую ситуацию Белый дом попал после очередного инцидента с истребителем-бомбардировщиком F-35B Lightning II. Он был потерян, причем в прямом смысле слова. Как же «самый смертоносный, малозаметный и живучий», по мнению Пентагона, самолет был потерян из виду и какие уязвимости вскрылись в результате этого случая?

Немного истории

Американский истребитель 5-го поколения F-35 корпорации Lockheed Martin — один из самых продаваемых в мире военных самолетов. Однако не все знают, что он создан не без помощи советских конструкторских наработок. Да, да, мы не ошиблись. Этот истребитель стал результатом «технологического грабежа», который совершили американцы в далекие 90-е годы.

«Если сравнить самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141 с американским F-35B, можно увидеть множество общих решений. А причина проста — специалисты Lockheed, безусловно, выполнив гигантскую инженерную работу, не просто вдохновлялись советским истребителем, а имели доступ к документации КБ Яковлева», — написал в своем канале бывший руководитель компании «Ильюшин» Алексей Рогозин.

А американцы этого и не скрывают.
«Компания Lockheed в сопровождении правительственных чиновников США из программного офиса JAST (структура, которая под видом сотрудничества осуществляла промышленный шпионаж. В России ее деятельность прекращена в 2012 году.) посетила КБ Яковлева, ...чтобы ознакомиться с технологиями и конструкциями «Яковлева», — признались американцы в корпоративном журнале Lockheed Martin в 2016 году, когда появилась статья об истории разработки F-35.

Так что же произошло с истребителем F-35 и вызвало столько шума вокруг него?

«Невидимый» F-35
Трагикомический случай произошел 17 сентября 2023 года во время тренировочного полета. Самолет-невидимка упал в поле округа Вильямсбург, а перед этим пилот катапультировался. Решение катапультироваться означало, что ситуация серьезная. Покинуть самолет стоимостью 160 миллионов долларов без основательной причины, по крайней мере, неразумно.

Без пилота F-35 продолжил полет. Возможно, произошла аварийная ситуация. С каким самолетом не бывает? Но не всё так просто. То, что произошло после катапультирования пилота, заставило Белый дом серьезно забеспокоиться. Один из самых совершенных истребителей в мире стал невидимым, так как транспондер был выключен и радары не смогли его обнаружить.

Обломки американского истребителя обнаружили в Южной Каролине только 18 сентября. Причем военные обратились за помощью к местным властям, которые и помогли в поисках «невидимки».

Как самолет, напичканный электроникой и высокими технологиями, просто взял и исчез? Вот и пользователи сетей подняли целую волну мемов в ответ на этот вопрос. К ним присоединилась и сенатор от Южной Каролины Нэнси Мейс, выразив недовольство в социальных сетях. «Как, черт возьми, можно потерять F-35? Почему нет никаких устройств слежения, и мы просим общественность — что, найти самолет и вернуть его?» — заявила Мейс.

Джей Джей Гертлер, старший аналитик оборонной консалтинговой фирмы Teal Group, сказал, что всё дело в мощных ракетных двигателях в катапультном кресле пилота и что они «сожгли электронику, провода, отключили питание транспондера и многое другое» в кабине.

Вероятнее всего, «невидимые» обломки «невидимого» самолета не могли сразу увидеть именно по этой причине.
«Американский истребитель пятого поколения — это по большому счету обычный мыльный пузырь. В США уверовали в необычайные качества своего F-35 лишь на том основании, что он американского производства, а значит, априори является лучшим. Поэтому всячески возвеличивали имидж этого истребителя, демонстрировали его во всей красе, даже задействовали в весьма безопасных для себя авианалетах на территории Ирака и Афганистана. При этом весь этот «камуфляж» был по большому счёту направлен на банальную бизнесовую идею — выгодно продать этот товар в другие страны. Умудрились втянуть в этот проект десяток государств, обязав их поставлять комплектующие, плюс ещё и финансировать производство, продавая при этом эти «совместные» истребители по завышенной цене», — считает политолог Александр Зимовский.

Случай с «неуправляемым и невидимым» F-35 вызвал бурю эмоций не только среди местного населения. Серьезные опасения теперь и у экспертов по обороне США, которые задались вопросом эффективности и безопасности применения такого дорогого военного истребителя.

Репутация самого скандального истребителя США F-35 и так была не очень, а после инцидента 17 сентября 2023 года еще больше подпортилась и, скорее всего, надолго. Самый совершенный и самый дорогой истребитель ВПК США на деле оказался бесполезной и чрезмерно разрекламированной машиной. То, что выяснилось в результате нашумевшей аварии, открыло всю правду о недостатках этого самолета. Какие критические уязвимости обнажила текущая ситуация и что Пентагон планирует предпринять с самым затратным для бюджета страны проектом, расскажем далее.

Мало того, что 5 лет назад у американского истребителя 5-го поколения F-35 обнаружили уязвимость перед ударами молний, а также возможный из-за попадания молнии риск детонации топливных баков, так теперь еще добавились и новые.

Военные следователи столкнулись со множеством вопросов. Их интересует, как уникальный в своем роде истребитель F-35 исчез из поля зрения и спустя более чем 24 часа разбился. Конечно, чтобы всё тщательно изучить, им потребуются месяцы работы, но кое-что известно уже сейчас.

«У F-35B есть функция автоматического катапультирования. Мне любопытно узнать, не выбросило ли оно пилота непроизвольно», — предположил Дэн Грейзер, старший научный сотрудник по оборонной политике Проекта государственного надзора.

Да, самолет снабжен системой автоматического катапультирования. А также на нем оказались выключены транспондеры. После того, как пилот покинул борт истребителя, он стал неуправляемым. Но по какой причине? Есть версия, что транспондеры повредили ракетные двигатели, которые буквально сожгли систему отслеживания и другие системы.

Но военное командование не может точно сказать, как это произошло. В том числе исходя из технического состояния авиационного крыла, в США начали звучать довольно неудобные вопросы. Например, о том, а не могла ли эта система катапультирования сработать непроизвольно и выкинуть пилота в свободный полет. Не потому ли он не успел включить транспондер?

А может ли быть так, что транспондеры на борту не работали вовсе из-за технических проблем? Ведь, как выяснилось, 55% готовность при нормативных 80-90% может давать о себе знать в самых неожиданных ситуациях.

«Истребители» денег
Получается, американцы не достигли цели создать лучший в мире истребитель 5-го поколения, и их программа дала сбой, но на каком этапе? И кто виноват, что на выделенные на F-35 баснословные суммы получили самолет с таким количеством недостатков?

А их очень много. Ещё в 2018 году у F-35 было выявлено, представляете, 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям), а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). Но чиновники Белого дома закрывали на это глаза, занижали количество недостатков первой и второй категории, нисколько не думая о возможных последствиях таких действий. Производитель F-35 Lockheed Martin заботится только о прибыли, а она, судя по тому, что каждый истребитель обходится правительству примерно в 160 миллионов долларов, внушительная.

Счетная палата США признала, что это самый дорогостоящий проект оборонных закупок во всем мире, общая сумма которого составит 1,7 триллиона долларов, при этом 1,3 триллиона уйдет на техобслуживание. Ожидается, что доля F-35 в общем парке тактической авиации США продолжит расти — это сулит прибыль производителю.

«Насколько я могу судить, Пентагон поставил невыполнимые задачи перед Lockheed Martin. Истребитель пятого поколения должен был получиться высокотехнологичной и при этом надежной машиной. Но результат явно не оправдал ни ожиданий, ни вложенных средств. По всей видимости, F-35 будут ещё очень долго преследовать самые разнообразные проблемы, а ставка в итоге будет сделана на самолёт шестого поколения», — сказал профессор Академии военных наук Вадим Козюлин в беседе с RT.

Сможет ли Пентагон решить все проблемы в работе самого дорогого истребителя в мире и восстановить его репутацию? И, главное, сколько это ему будет стоить?

В декабре прошлого года исполнилось ровно пятнадцать лет с того момента, как в рамках программы JFS (Joint Strike Fighter - Единый ударный истребитель) небо впервые взлетел самолёт фирмы "Локхид Мартин" F-35 Lightning II. За прошедшее с тех пор время никто по большому счёту так и не смог по-настоящему оценить этот многофункциональный "стелс"-истребитель, с расширенными функциями ударного самолёта. Сведения о его эксплуатации приходили самые противоречивые. Боевое применение машины, стоимостью до 160 млн долларов, ограничивалось какими-то эпизодическими моментами, вроде бомбардировок талибов и уничтожения тоннелей, по которым перетаскивали оружие радикалы из запрещенного ИГИЛ. За всё время в лётных происшествиях было потеряно всего четыре самолёта, и это считалось нормальным для столь сложного и технологичного аппарата. Тем не менее, в 2016 году, через десять лет после начала опытной эксплуатации, счётная комиссия секретариата Министерства обороны США насчитала у "Молний-2" свыше девяти сотен недостатков. Более сотни из них относились к первой категории, то есть непосредственно могли повлиять на боеспособность самолёта и несли риск для пилота. К тому времени на программу JSF, было затрачено уже около полутора триллионов долларов. Несмотря на ряд крупных скандалов и резкие высказывания военных (Министр Обороны правительства Трампа Кристофер Миллер грубо назвал F-35 куском коричневой субстанции), самолёт в 2016 году начали поставлять иностранным заказчикам. Первым, в декабре 2016-го, их получил Израиль. А последние два с небольшим месяца у самолёта, до сих пор вызывающего яростные споры, и не только среди любителей, явно началась "чёрная полоса".

Сначала при взлёте с палубы авианосца HMS Queen Elizabeth рухнул F-35 809-й эскадрильи Королевского флота Великобритании. Самолёт затонул в Средиземном море, на глубине свыше тысячи метров. Причиной аварии сперва назвали не снятую из-за суеты ("стелсы" якобы взлетали для учебного перехвата российских самолётов) пластиковую заглушку воздухозаборника. Затем версия изменилась, и в качестве виновника объявили плащ одного из палубных техников. Лётчик успел катапультироваться. Британская пресса срочно запустила "утку" о том, что за самолётом якобы охотятся россияне, но мало кто этому поверил. На военных форумах королевства F-35 обидно назвали "ныряющим пингвином". Вновь вспыхнула дискуссия о том, что покупка "Молний-2" может стать как гипердорогой, так и совершенно бесполезной.

Второй F-35, с которым случилось досадное лётное происшествие, принадлежал ВВС Южной Кореи. В самом начале января корейский "стелс" совершил аварийную посадку на поле авиабазы "Сосан" на юге Республики. Полосу предварительно покрыли противопожарной пеной и в итоге, никто не пострадал. Но севший на брюхо самолёт получил повреждения "категории А", и, с большой вероятностью, будет списан. В качестве возможных причин аварии назывались попадание птицы в двигатель и неполадки с взлетно-посадочным устройством. Кстати, проблемы с шасси фигурировали в списке недостатков самолёта ещё с 2016 года, в качестве наиболее критичных.

Третья "Молния-2", на сегодняшний день заключающая список потерянных F-35, состояла в авиакрыле авианосца "Карл Винсон". Этот корабль сейчас находится в составе 7-го флота США, совершающего демонстративные действия в поддержку Тайваня в Южно-Китайском море. 24 января F-35 морского базирования слегка протаранил палубу "Карла Винсона" и повторил нырок "британца", погрузившись в морскую пучину. Как и британцы за два месяца до этого, американские СМИ активно распускают слухи, что за "Молнией-2" открыл охоту Китай.

О деталях крушения американского "стелса" пока ничего не сообщается. В главных военных изданиях Пентагона называют причиной череды "стелсопадений" досадное стечение обстоятельств. Эксперты заявляют, что в связи с возросшими рисками в мире, и напряженной обстановкой в целом ряде горячих точек, интенсивность эксплуатации "самолётов-невидимок" резко возросла. Критики проекта возражают, что нынче летают все и много, а громкие аварии, в последние месяцы, случаются только с дорогущими     F-35. И вполне возможно, что причины всех этих происшествий перечислены в списке дефектов F-35 Lightning II, составленном в 2016 году, и они так и не были исправлены.

***

Все это описано в открытой печати и отнюдь не добавляет вистов к итак не очень хорошей репутации новейшего истребителя-невидимки.  Эти истребители есть в армии Израиля, и известен случай, когда во время войны в Сирии с ИГИЛ пара наших самолетов Су-35, относящихся к категории самолетов поколения 4++, взлетела, израильтяне приказали свои самолетам F-35, находящимся в воздухе, срочно приземлиться. Так сказать, от греха подальше.

Но, оказывается, успех у самого дорого американского самолета все же был. Вот что об этом написано.

***

Как минимум, одиннадцать лет находится в строю американский многоцелевой "стелс"-самолёт F-35 Lightning II. Срок не то, чтобы большой, но и не сказать, чтобы малый. За это время Соединенные Штаты успели поучаствовать в пяти заморских кампаниях, в том числе и против стран, где имелись на вооружении собственные истребители. Принимали ли в этих вторжениях участие "Молнии-2" - вопрос, что называется спорный. Но то, что никаких успехов за самолётами, на разработку которых, по отдельным подсчётам, ушло до полутора триллионов вечнозеленых долларов не числится, это вовсе никакой не секрет. Ни в одном справочнике по авиации информация о боевом применение F-35 не занимает больше двух-трёх строк, где фигурируют тоннели каких-то повстанцев, пара залетевших на территорию Израиля беспилотников и прочая мелочевка, обычно вообще не упоминаемая, но тут явно выложенная маркетологами из-за зияющей пустоты в этом разделе. За это время американцы и союзники (японцы, корейцы, британцы) потеряли в совокупности пятнадцать единиц F-35 в разных авиапроишествиях, что достаточно неприятно для самолёта, так и не принимавшего участие ни в одной серьезной воздушной заварухе. Чтобы было с чем сравнивать, к примеру два российских истребителя, Су-35, и Су-57, несмотря на то, что выпущены они были значительно позже, и в куда меньших количествах, уже имеют воздушные победы. А Су-35С, российских воздушно-космических сил, по мнению многих авиационных экспертов и статистиков, является самым результативным истребителем 21 века. Но сегодня речь ни о сравнении двух конструкторских школ и каких-то итогов их деятельности.

Сегодня речь как раз о том, что F-35 Lightning II наконец отличился по цели, которую вполне, без учёта всех обстоятельств, мог бы смело записать себе в актив. Да и ценник у этой далеко не безобидной боевой единицы тоже внушает трепет. Добыча "Молнии-2" тянет на 26 миллионов долларов в люксовой оснастке. И всё бы было замечательно, я бы, честно, обрадовался, узнав, что наш Су-57 отправил на дно Чёрного моря какого-нибудь "Глобал Хоука" или "Рипера", но, как говорится, есть нюанс. Дело в том, что сбитым аппаратом оказался турецкий беспилотник ANKA-S, флагманский дрон современных ВВС Турции и предмет большой её гордости. Характерно, что произошло всё 6 октября прошлого года над территорией сирийского Курдистана, и оба аппарата находились в данной локации абсолютно незаконно. Американцы просто в наглую оккупировали часть самой нефтяной провинции Сирии Дейр-эз-Зор и обосновались в центре курдской федерации в Сирии, районе Африн. В этот самый Африн и залетела турецкая АНКА на волне антикурдских мероприятий, проводимых Турцией после террористической акции рядом с зданием турецкого Министерства внутренних дел.

Турки собирались без проблем поохотиться на боевиков Курдской Рабочей партии, а заодно и показать курдам местный вариант "кузькиной матери", но что-то пошло не так. Со стороны Иордании вдруг прилетела пара самолётов-невидимок (кстати, хороший вопрос, а как их увидели турки, которые и начали первые скандалить), и несчастная АНКА, как и большинство разведывательно-ударных БПЛА совершенно беззащитная с воздуха, упала в пески сирийской полупустыни. Сначала дрон записали на счёт боевиков Пешмерги с ПЗРК, но неожиданно представители турецких ВВС заявили, что речь идёт о воздушной атаке. И намекнули, что имел место "френдли файер". И только после этого представитель штаба USCENTCOM армии и ВВС США признал, что турецкий дрон был сбит дежурным истребителем USAF, так как его работа угрожала жизни и здоровью американских военнослужащих. По случаю в этот день в данной местности дежурил злополучный "стелс". На него и обрушились эти нелёгкие лавры.

Надо сказать, что американские спикеры совершенно не выглядели смущенными, объясняя почему и как они уничтожили дорогой БПЛА своего наиболее близкого азиатского союзника, к тому же, члена НАТО. Интересно, воспользуется ли Турция 5-й поправкой? Хе-хе. Вопрос, конечно же риторический. Думаю, что Турция промолчит и отомстит как-нибудь втихомолку. Возможностей у неё таких - хоть отбавляй. А Анкара в очередной раз убедится, что НАТО - это не там, где её уважают, а "страйк"   F-35 никакого отношения к "дружественному огню" не имеет. От себя добавим, что АНКУ сбивают не первый раз. Первый был 25 февраля 2020 года, в сирийском Идлибе. Технологичный дрон компании TUSA; был сбит зенитно-ракетным комплексом Бук-М2 сирийской противовоздушной обороны. Но, тем не менее, для F-35 и это неплохое достижение.

И два слова о противостоянии наших современных самолетов против так настойчиво желающих получить от США самолетов F-16 нашими «небратьями».

Бесполезные просьбы экс-комика о получении американских истребителей. Было бы лучше, если бы он изучил статистику их использования и обратил внимание на недостатки этой техники. Особенно стоит обратить внимание на встречи с Су-35С в воздухе, где условия практически идентичны боевым, за исключением того, что пилоты не открывают огонь друг по другу. Такие столкновения происходят гораздо чаще, чем мы думаем, и в них американские летчики всегда выглядят непрофессионально.

Учитывая экспорт Су-35, вопрос времени и дерзости американских военных, когда они столкнутся с F-16 в небе. Есть одно место на земле, где такие встречи уже стали обычным делом, они происходят там регулярно. Речь идет о районе острова Тайвань, где местная авиация сталкивается с боевыми самолетами НОАК. Пока что столкновений между ними не произошло, и пилоты с обеих сторон не торопятся открывать огонь, но это не мешает оценить их технику в действии.

Военно-воздушные силы Тайваня используют самую передовую экспортную версию F-16 Block 70, и их пилоты обладают значительным опытом. С 2018 года Китай регулярно проверяет оборону острова, используя именно Су-35С. Секрет заключается в том, что этот истребитель настолько мощный, что способен нести и использовать сложное разведывательное оборудование, превосходящее истребители китайского производства.

Оказалось, что радар F-16, хоть и обладает активной фазированной решеткой, имеет слишком узкую конструкцию. Из-за этого пришлось ограничить размер решетки и установить более компактный радар, который легче подавить. В отличие от этого, у Су-35С с этим проблем нет. В качестве примера можно привести случай, который произошел в августе 2022 года, когда пара "сушек" не была замечена и вышла на линию атаки против четырех F-16. Их не атаковали, но в случае конфликта, это были бы потери в виде четырех боевых машин.

Можно предсказать мрачное будущее F-16 для «небратьев», если они все же получат его. Заморский гость просто не успеет выполнить никакую значимую задачу, прежде чем его приземлят. Тогда зачем он нужен? Зачем были все эти унижения, мольбы и прочие попытки со стороны экс-комика? Нет ответа, кроме того факта, что наш "братский народ" радостно принимает любую помощь, какую только может получить.


Рецензии