Семейное Наследие. Эпизод 1
Памяти всех жертв политических сталинских репрессий и моему двоюродному деду Немирову-Назину Александру Сергеевичу посвящается…
Вчера я пришла на Лубянскую площадь к Соловецкому камню принять участие в акции «Мемориала» «Возвращение имен». Вот уже на протяжении десяти лет москвичи каждый год в этот день приходят на это место почтить память жертв политических репрессий. Каждому человеку дают несколько имен с указанием фамилии имени и отчества, а также возраста, рода деятельности и даты расстрела (если она известна). Простояла в очереди к Соловецкому камню около 4,5 часов. Погода была скверная, снег с дождем, ветер, но люди стойко ждали своей минуты, чтобы исполнить свой гражданский долг. Должна сказать, какие замечательные туда пришли люди! Люди пожилые и молодые, среднего возраста, и даже дети. Дети зачитывали имена невинно убиенных людей, чтобы подобное никогда не повторилось… Прекрасный пример воспитания гражданственности. Были представители от 28 иностранных государств, они возложили цветы и венки к Соловецкому камню и почтили память погибших минутой молчания. Видела таких известных людей, как Сергей Митрохин, Сергей Ковалев, Александр Хинштейн и др. Когда подошла моя очередь, зачитала одно имя и имя своего двоюродного деда Немирова-Назина Александра Сергеевича.
Немиров-Назин Александр Сергеевич, (1899, Рязанская обл.,Ряжский р-н---1938.05.07), 39 лет, русский, образование: высшее, член ВКП(б), полковник ГРУ, начальник 3-го сектора Разведуправления РККА в Монголии, награжден орденом Красной Звезды в 1936 году, арестован 15 декабря 1937 года. Приговорен ВКВС СССР 7 мая 1938 года по обвинению в участии в военно-фашистском заговоре. Расстрелян 7 мая 1938 года. Реабилитирован 15 июня 1957 года. В совершенстве владел шестью иностранными языками, в том числе фарси (1928 году окончил Восточный факультет Военной Академии им. М.В. Фрунзе). По словам моей покойной бабушки Анны Сергеевны Мищенко, его сестры, Александр Сергеевич был прекрасным человеком, его все очень уважали, пять-шесть раз по заданию нелегально переходил границу.
Мой двоюродный дед, Григорий Сергеевич Назин, который также прошел лагеря, но чудом остался в живых, потому что был из лагеря направлен на фронт как инженер-мостостроитель, рассказывал, что о полковнике Немирове в лагерях ходили настоящие легенды. Четыре человека в моей семье в память о нем носят это прекрасное имя – Александр, а моя племянница – просто Александра Сергеевна. От Александра Сергеевича Немирова-Назина, которого в нашей семье все ласково называли просто «дядя Саша», осталась лишь одна фотография, сделанная в подвалах Лубянки. Похоронен Александр Сергеевич в Коммунаре.
Я пришла в этот день на Лубянскую площадь к Соловецкому камня потому, что у нас нет никакого морального права забывать то, что происходило во времена кровавого сталинского террора. Пока все невинно убитые люди живут в нашей памяти, и мы помним их, и вспоминаем их имена, они бессмертны. Вечная память всем жертвам политических сталинских репрессий…
29 октября 2016 года
Свидетельство о публикации №224050200696