Алексей Иванович Корзухин. Перед исповедью. 1877

По-хорошему, описывать, взрыкивать, восклицать - тут нечего.

Как сказано - иди и смотри.

И обалдевай - потому что у любого ВИДЯЩЕГО начинается этакий лё-о-о-о-гонький синдром Стендаля, с головокружением и одышкой.

Как?! Это?! Где-то на задворках русского жанра? По касательной пройдя в связке с передвижниками?

Да. Нам грех жаловаться. Если даже выборочно зацепить - и, черт побери, Репин, и - Крамской, Поленов, Перов, Савицкий, Мясоедов, Прянишников, Маковский, Федотов, и, и, и....

Божественно. Грозно. Навсегда. Но - а Корзухин-то где?

Я торчал перед картиной где-то час. Не мог оторваться. И щизофренически отмахивался от искусствоведческих штампов - давно живущих в воздухе Третьяковки аэрозольно-слизистых существ, подплывавших ко мне отовсюду, напоенных журчанием многих поколений вождей-предводителей экскурсий, которые тоже ни в чем не виноваты - чему их выучили, то они и долбят...

Ясно, что дама в черном с трудом терпит пестрое общество вокруг, ей претит где бы то ни было - существовать в очереди, и в то же время - она внешне смиренна, что является высшим уровнем лицемерия... а купчина в лисьей шубе - расселся привычно, почти дремлет, ему все равно... а старушки - те и вовсе изуродованы прежней убогой жизнью настолько, что только исповедь для них - общение... а детям - до лампочки, в них силен дух свободолюбия, они позже кинутся в эсеры или сразу в социал-демократы... а попа и вовсе не видно - он олицетворяет темную душную силу...

Какая это все зола...

Дадим же волю моему моему синдрому имени беспутного Мари-Анри Бейля... опять же осложненному тем, что мне дали настоящие художники и историки, истовые, яростные, свободные...

Алексей Иванович Корзухин... Какой мастер... просто безумие... гляньте, какая невероятная техника... полумрак под сводами церкви, уходящий вглубь, подслеповатые огоньки свечей, с трудом пробивающиеся сквозь него... композиция - хоть в учебник, возврат в храм, а это уже попахивает северным Проторенессансом - Робер Кампин, Ван дер Вейден, даже (уфффф) Ван Эйк...

И люди на картине... дате-с, умели наши сверхлаконично писать характеры... А ведь сама тема - перед исповедью - подразумевает - при всей привычности - приоткрытость и волнение, поэтому как бы не была дама внешне холодна - она пройдет эти несколько шагов, и будет - хоть на минуту - беззащитна - не перед бубнящим надоевшим попом, а перед Ним...

И одно из ярких ощущений - на картине - остов тогдашней жизни. Очень многое вокруг - наслоения, напластования, иногда - мышцы, иногда - шелуха, но ВОКРУГ...

Корзухин - вдобавок - никого не учит, не назидает, не проклинает, не издевается (в отличие от многих современных ему - великих - талантов).

Баста.

Чем мог, поделился.
 

 


Рецензии
Да.
............
самые главные задворки

Мост Будущее   24.10.2024 18:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.