Постница Федосья
В Серпутовсом поселке было тихо для житья, много тревог осталось там, в прошлом, а здесь путники решили заняться своими недобрыми делами. Молельная изба теперь была притоном для них, ловко втерлись в доверие к проповеднику и казачкам форпоста. Так что можно было возобновить свои способности на доверчивости верующих.
До этого они были замечены в обществе монахов Устюжского уезда Архангелогородской губернии, где губернатором сиживал Семен Акишев. Там же они были и задержаны, за обман верующих. Вина их была в том, что они обманывали доверчивых верующих людей, у которых выманивали рамки, складень для икон, кувшины, подносы и кольца, а взамен приносили замоленную якобы икону, которая не имела ни какой ценности, но они уверяли, что помолившись на неё можно замолить любой грех. Все, что выменивали обманным путем, сдавали казнокраду и взяточнику губернатору Акишеву. На этом их и изловили во время сделки и под стражей доставили в Москву. …
Создание следственной канцелярии явилось толчком для Петра на казнокрадство, взяточничество и злоупотребления высших сановников и должностных лиц. А так же укрывательство, чьих либо преступлений, все это во времена царствования Петра было повсюду. Чиновники тотчас сообразили, какие барыши можно поднять на петровских реформах, которые проводил он в то время. Взять хотя бы создание регулярной армии и флота, или перестройку системы государственного управления. Все эти планы несли огромные расходы. А значит, те, кто был причастен к ним, могли неплохо поживиться за счет этого.
… Падким до наживы помогли бежать из Москвы стрельцы старообрядцы. Чтобы выбраться из города, они подрядились работниками, в караван купца шедшего в Казань. Прибыв на пятый день в татарский улус на реке Волге, где купец остановился на два дня. Они свершили там злые дела, за что были гонимы оттуда. Убегая, они направились на Яик.
Проживая в скиту, они вели разгульную жизнь, занимаясь старым ремеслом - Лис, Шрамной и Косой входили в доверие к казачкам, высматривали ценные сакральные предметы, к которым хозяева уже не придавали особого значения. Памфий расписывал образа святых в скиту.
Благодаря пожертвованиям казаков, молельная изба обзавелась крепким куполом с крестом. Также были восстановлены монашеские кельи и хозяйские постройки, в одной из них Памфий организовал мастерскую, она же ему служила и жильем.
Каким-то образом купец Анфис Губин узнал о проживании Памфии в кельи при молельной избе не далеко от Серпутовского форпоста, тут же приехал. Встретил Памфия, они о чем-то поговорили, а уезжая забрал с собой недужного здоровьем Косого:
- Излечится, вернется, - произнес Губин, уезжая в сопровождении своей свиты.
За то время пока Косой лечился и набирался сил, в Серпутовске случилась беда. А все произошло после беседы Памфия с проповедником. Он узнал, что у замужних казачек имеются церковные утвари и схороненная казна. Беглые старцы и священники оставили на сохранение. Вот некоторые казачки и приносят на время конечно, для проведения духовных таинств. Памфий пересказал Лису и Шрамному, что он узнал, и те стали обхаживать казачек. Несколько казачек повелись на их соблазн, но вот казачка Федосья не повелась на обман.
Была в форпосте казачка Федосья, молода, душою добрая, и еще она была постницей. Савелия Гавренева жена и сын у них был, и наречен именем Алексеем. Много в жизни претерпела и не роптала, больше на Бога надеялась. Жила она скитнецей , не захотел далее Савелий муж так жить и покинул жену и форпост.
Подольстились к ней Шрамной с Лисом. Начали увещевать :
- На кой ты бережешь евхаристические вещи и для кого?... Вон твои подружки казачки взяли икону “Богородицы - заступницы” , что богомазом писана, и грехи замаливают, и в браке живут счастливо, а ты что чаешь”.
А у нее две тетки постницы, подвижницы. Федосья помня завет Божий и давшая слово старцам, сохранить их казну и утварь, не поддалась уговорам злодейским, найдя силы, отвадила посланцев от дьявола.
Лис и Шрамной ушли, не зная, как ладить с ней. И все рассказали Памфию:
- Не могли постницу удостоверить, добро не восхотела покойно отдать.
Памфий угомонил их и велел к иной казачки сходить, что звалась Евпраксией, а у самого глаза хитро сузились.
- Ладно, схожу сам…
На другой день ввечеру сидела скитница Федосья у окна, пряла нить для будущих носок сыну, как вдруг застопорилась от изумления. Смотрит, а за ее окном стоит богомаз Памфий.
И подольстился к ней Памфий:
- Казачки те две иконки ухватили, а ты что мешкаешь. - Видит она не в какую уговорам не поддается тогда стал он ее улещать к блуду. Он поклонился ей так куртуазно, с таким видом, что она не могла подумать о нем ничего плохого. И стал нежно так вещать:
- По нынешним временам, брак и есть блуд. То есть грех еще в вере блудить, а не телом дерзить. - И еще он произнес, - яко жена, искушавшая Феодору “Господь не видит в тайне творимое”. - Помолчал еще немного, Памфий добавил, - а казачки давшие зарок сберечь утварь обрели покой за иконку “Богородицы – заступницы”.
Федосья увещанию Памфия не поддалась и, помня завет Божий, молила его уйти. А он, злодей, обезумив от злобы, не уходил.
- Я очень устал; нет ли у тебя водицы?
Не зная как отлучить злодея Федосья, принесла чистую кринку с водой, покрытую чистым деревянным кружком, подала, но сама смотрела в землю.
Становилось темно, и Памфий вконец прощаясь, обещал, еще вернутся. Федосья посмотрела с тревогой ему в след.
Федосья спала очень худо. Новый гость душил ее, образ Памфия, живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась в страхе. Еще только забрезжил рассвет, Федосья встала, сошла на берег Рубежки-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленой траве. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусты оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Федосья все еще сидела и мыслила. “Ах, Федосья, Федосья! Ведь он тебя в блуд соблазняет? До сего времени, просыпалась вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу”.
Между тем больного вида казак гнал по берегу реки стадо на пастбище. Федосья устремила на него взор свой и обрела себе путь, крикнув: - Лучше тело погублю волею, нежели отдам его греху. Не изменю кольца моего венчального. -
В тоске отчаяния своего перекрестилась, и бросилась в воду. Казак увидел, как она скрылась под водой, в страхе увиденном он не мог спасти ее, и стал звать на помощь, еле передвигаясь от избы к избе. Сбежались казачки и молодые казачата, вытащили Федосью, но она была уже мертвая.
Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. И была скорбь о бедной постнице Федосьи.
Ее погребли близ реки, под раскидистою ракитою. Тут часто сиживал старец-Горыныч в задумчивости, опершись на вместилище её праха; в его глазах струилась река, а над головой шумела листва.
Оставил злодей дитя сиротой, и плакал вернувшийся с похода муж. Сказывают, что тот старец форпостный, что у могилы сиживал на посох, опершись, сказал, что злодея постигнет этажа кара. … И рукою указал на реку. Как вдруг с реки раздался вопль чей-то такой страшный, будто кто-то тонет или в иную гибель попал. …
Постница - это верующая женщина, строго соблюдающая
религиозные посты
Скитница - служба в часовнях моленных отправлялась
скитницами усердно”. Мельников-Печерский.
Евхаристический набор – комплект церковной утвари,
которая используется для приготовления и
преподания верующим Святых Даров. В набор
входят – дискос, звездица, потир, лжица,
копие, тарели и ковшики. Для их
изготовления использовали драгоценные
металлы. Поверхность изделий украшали
резьбой, гравировкой, драгоценными
камнями, цветной эмалью, позолоченными
декоративными накладками.
Икона Богородицы – одна из самых важных в
православной традиции. Именно к матери
Иисуса Христа обращаются за утешением,
также очистится, что Богоматерь защищает
близкого человека, за которого просишь
искренне и со всей душой. Икона Богородицы
убережет от хвори и может исцелить даже
безнадежного больного.
Свидетельство о публикации №224050200914
С большим интересом и вниманием читаю Ваши исторические рассказы о старообрядцах.
Знаю, что в нашем рязанском роду несколько семей долго придерживались старой веры. Но никаких документальных следов о них, к сожалению, время не сохранило.
Читая Ваши труды, я восполняю пробел знаний о Никонианской реформе и ее губительных последствиях. Благодарю Вас!
С глубоким уважением.
Анастасия Сергеевна Соколова 23.05.2025 13:09 Заявить о нарушении
С ув. Михаил.
Михаил Илекский 23.05.2025 14:04 Заявить о нарушении