Игры в замкнутых помещениях

Большой дом трёх этажей, заброшенный особняк, на первом длинный стол с креслами в одном конце, в другом огромный диван, большой низкий квадратный стол, книжные полки, одна на другой стоящие на полу. Груды религиозной и оккультной литературы, философия и психология. Кирпичи томов и тонкие брошюры. Выбираю тонкое.

«Госпожа Удача: юнгианский анализ игры и игрока», Билли Б. Курри ; пер. с англ. В. Мершавки. — Москва: Класс, 2011.

Это я удачно попал: товарищ мой умудряется картами зарабатывать на жизнь, вдруг заинтересуется. Проигрывает сотню тысяч, потом выигрывает в несколько раз больше — азарт и расчёт. И везение.

Игра так игра, открываю наугад. Страница 47, выделенный шрифт, Курри цитирует Винникотта:

«Психотерапия происходит там, где пересекаются две области игры: игра пациента и игра терапевта. Психотерапия — это процесс игры двоих. Поэтому, когда играть становится невозможно, работа терапевта состоит в том, чтобы перевести пациента из состояния, в котором он не может играть, в состояние, в котором у него появляется способность к игре». [47]

Если терапевт азартен и расчётлив, оба выигрывают. Терапия как игра, игра как терапия. Раньше у моих терапевтов были женские лица, теперь вместо них хорошая книга. Процесс чтения — игра читающего, игра автора. Терапевтическая процедура — читаешь, расставляя персонажи и события в ряды, связываешь меж собой, думаешь, вспоминаешь… пишешь… пишущий читатель.

Отвлёкся. Возвращаюсь к брошюре, к новым для меня именам.

Курри 1936 года рождения. Цитируемый им Дональд Вудс Винникотт — британский педиатр и детский психоаналитик, один из важнейших представителей теории объектных отношений, автор арт-терапевтической техники «Игра в каракули». Календарь жизни Винникотта — первый лист 7 апреля 1896, последний 28 января 1971. Дональд был на 40 лет старше Билли… был.

С Винникоттом дела не имел, только с Винни-Пухом — детские каракули.

Многострочные каракули Курри откладываю, ставки на чтение не делаю, оставляю следы содержания брошюры, что-то знакомое просвечивает:
1) архетипические основы психологии игрока, образы Госпожи Удачи и проявления её архетипической энергии в различных культурах в разные исторические эпохи;
2) роль игры как архетипической деятельности, скрытой за влечением игрока;
3) спектр состояний игрока — от развлекающегося до патологического.

Соглашаюсь с тем, что творческая игра составляет основу здоровой жизни и здоровых отношений… если здоровье в порядке и отношения складываются… впрочем, игра всегда хороша, если удаётся натворить что-нибудь за рамками обыденного, скучного… каракули мыслей путаются… книгу беру с собой, полагая при случае развлечь товарища, предпочитающего теории практику.

Однако, тема игры напомнила о себе прежде, чем удалось добраться до практика. На сей раз действие происходило в огромном здании на краю поля, по ту сторону поля река, за рекой высокий берег, тёмный лес. Дворец на воле.

Первый этаж. Большой зал со скульптурой, картинами и множеством стеклянных матовых дверей. Слева от входной двери диваны и огромный экран, далее стена с чередой окон во всю ширину. Иду направо, спиной к окнам. Обхожу скобку столов, выстроенных буквой «П»; кресло во главе и череда стульев вдоль сторон прилагаются. В стене за столами череда стеклянных дверей. Иду к дальней двустворчатой, открываю, оказываюсь в углу небольшой комнаты. В верхней части стены напротив длинное окно. У идущей к ней справа стены пианино. По левую руку продолжение стены со входной дверью. Здесь книги на полках. Перебираю. Похоже на часть библиотеки приличного дома отдыха прошлого века. Художественные альбомы, классика, фантастика и детективы.

Несколько книжек карманного формата, «Агата Кристи. Серебряная коллекция». Среди них — «Карты на столе», фрагмент на обложке проясняет ситуацию — бридж и убийство. Читаю предисловие автора.

«Фаворит в детективе, как принято считать, полная противоположность фавориту на ипподроме. Иными словами, он похож скорее на абсолютного аутсайдера!

Определите из числа участников наименее вероятного преступника и – в девяти случаях из десяти – не ошибетесь.

Поскольку я не хочу, чтобы мой уважаемый читатель в негодовании отшвырнул эту книжку, предпочитаю предупредить заранее, что она совсем иного рода. Здесь лишь четыре участника состязания, и каждый при соответствующих обстоятельствах мог бы совершить преступление. Закономерно возникает некоторое недоумение.

Однако я думаю, что четыре человека, каждый из которых совершил убийство и, возможно, еще и новое преступление, не могут не вызвать интереса. Эти четверо представляют совершенно различные человеческие типы, – мотив действия каждого характерен только для него одного, и каждый из них идет к преступлению своим путем. Рассказ строится исключительно на психологических моментах, и это не менее интересно, потому что когда все сказано и совершено, именно душевное состояние убийцы вызывает наибольший интерес.

В качестве еще одного довода в пользу этой детективной истории следует сказать, что это было любимое дело Эркюля Пуаро. Впрочем, его друг, капитан Гастингс, услышав все от самого Пуаро, посчитал эту историю очень скучной!

А с кем из них согласитесь вы, мой читатель?»

Читатель хочет ответить Агате Кристи (1890-1976), появившейся так кстати. Только что прочитал герменевтический детектив Яны Вагнер (1973) и вот — снова герменевтика, снова ограниченный круг лиц, действие происходит в замкнутом помещении и, что замечательным образом присутствует также и у Вагнер, психологические моменты и душевное состояние на первом плане.

Думаю, что детектив заинтересует упомянутого товарища больше, чем юнгианский анализ. Забираю книгу.

P.S.

В былые времена от чтения детектива ничего не могло отвлечь, книга осваивалась быстро. Сейчас азарт не тот, до финала добрался с трудом:

«30.04.2024 (2)  13:45
Останавливаюсь на странице 104, глава 11. Всего страниц 286.
Зачем читаю дальше, не понимаю, но раз решил…
Хочу доиграть партию в надежде на везение.
Возможен ли выигрыш?»

Всё же в тот вторник дочитал, отвлекаясь то и дело. День Марса завершился, за окном темно, книга закрыта. Кому-то сюжет с бриджем может показаться недостаточно выразительным. Я не проиграл точно. Каков выигрыш, не могу сказать. Тратим время, получаем… каждому своё…

Пересказывать не стану, лучше, чем Агата, сделать это не смогу, она сильный игрок. Читая, делал пометки. Особенно меня интересовали действующие лица, в именах которых поначалу путался, даром, что их всего-то восемь. Пришлось составить список. Пуаро девятый, с ним не запутаешься, его многосерийный портрет незабываем.

Интересно то, что каждый персонаж уже история, о каждом можно книгу писать. Так и у Яны Вагнер.

Конспекту определяю место в литературном дневнике. Спойлер исключён. Только портреты действующих лиц и оглавление. Сохраняю в зашифрованном виде время чтения, сюжет и обстоятельства.

http://proza.ru/diary/miage/2024-05-03

P.P.S.

Следующий визит во дворец был не столь удачен, дверь в комнату с книгами оказалась заперта. Зато удалось обследовать огромное помещение с глубоким бассейном, пустым. Прошёл в смежную с бассейном сауну, она ближе всех к реке. Заглянул на верхние этажи с комнатами, значительную площадь которых занимают огромные кровати. Задерживаться нигде не хотелось. Больше на той территории не бывал и не тянет. Партия сыграна, двери замкнуты.


Рецензии