Когда запятая в строку

     У меня всегда были проблемы с русским письменным.  Ну не знал я никогда, и

сейчас толком не знаю, когда ставить запятые, а когда нет.  Пиши я короткими

фразами, где запятых минимум, эта прореха в моем образовании была бы, наверно,

незаметна, но не хочу я рубить фразы, едва их начав. Вот и ставлю запятые в

сложных случаях с избытком, практически наобум. Занятно, но нежелание разбираться

в сложных и запутанных правилах помогло мне в студенчестве. Вот какая

«загогулина», как говорил Ельцин, произошла у меня с экзаменом по русскому языку.

     На выпускных экзаменах в школе я писал сочинение на свободную тему.  В сотый

раз, да еще письменно, анализировать речи персонажей из школьных программ мне было

откровенно скучно, да и не верил я ни Павке Корчагину, ни Базарову, ни уж точно во

сны Веры Павловны. А вот если про Евгения Онегина писать, то без цитирования

Пушкина не обойтись, а это значит прямая речь,   запятые,   кавычки, тире. Точно

бы вляпался. Ну, не враг же я себе. Вот и выбрал я тогда сознательно свободную

тему – не сомневался, что «выкручу» сюжет в нужную мне сторону. Когда писал,

сдерживался, «рубил» предложения после каждого глагола и получил свою желанную

четвёрку.   

    Другое дело вступительные экзамены в вуз. Русский язык был последним четвертым

испытанием, отделяющим меня от   студенческой скамьи.  Математику письменно и

устно плюс физику я сдал без проблем на пятерки. Наверно, поэтому эти экзамены в

памяти не задержались. Сочинение же «Юность комсомольская моя» запомнилось на всю

жизнь. Да, я мог легко накатать три таких сочинения!  Я писал от души, без

черновиков. Пришел в себя только после строгого: «Сдавайте работы, пора». Наскоро

прочитал написанное, подивился бойкости пера, подправил там - сям грамматику,

поставил на всякий случай еще пару запятых – кашу маслом не испортишь, и бегом

праздновать! 

     В результате «трояк» - удар по самолюбию: «Чем же им моя комсомольская юность

не понравилась?» Но поступил, однако. Вопросы, тем не менее остались: «За что?».

Побежал к школьной учительнице: «Попробуйте, пожалуйста, узнать?». Через неделю

она звонит: «Приходи, разговор есть». Купил тортик – понимал, что накуролесил,

пришёл с повинной головой. « Ты зачем мою седую голову позоришь. Зачем такие

длинные фразы пишешь? В деепричастных предложениях запутался.  Чему   я тебя

учила?  Расставил запятых, как хотел и стоит тут улыбается!» –  она обиделась,

тортик не приняла, мои извинения тоже.

     Пилюлю подсластила, да еще как, секретарша на факультете: «Хотели тебя

сначала старостой группы назначить, так ты, оказывается, русского языка не знаешь,

с запятыми не в ладах, ставишь, где не попадя. Вот и спасибо. Нет худа без добра.

Лишние запятые спасли меня от постоянных хлопот старосты.  Как же чертыхались эти

бедняги, теряя время   у окошка институтской кассы. Про банковские карты тогда

никто и слыхом не слыхал, вот и выстраивались старосты в длинные очереди за

стипендиями.

   Но это был не я!

 


Рецензии