Вечер посвящённый А. С. Пушкину
Класс, библиотека или зал, т.е. место проведения вечера, могут быть украшены портретом (или портретами) А.С.Пушкина, цитатами из его произведений и высказываниями о нём, книжными выставками и творческими работами детей. ( Можно использовать стенгазеты, рисунки, фотографии Пушкинских мест, лепку, выжигание и т.п.) Место проведения вечера может быть оформлено и картинами старой Москвы – Москвы времён А.С.Пушкина. Перед началом вечера в зале может звучать музыка, написанная на темы произведений А.С.Пушкина.
Вступительное слово произнесёт библиотекарь или специально подготовленные ученики. Текст зависит от того, кто говорит. Например.
Во времена Петра 1 столица России была перенесена в Санкт-Петербург. Жизнь Москвы изменилась. Сюда съезжалось немало дворян, вышедших в отставку, - дворян, которые вели неспешный образ жизни: добродушно принимали гостей и сами охотно бывали в гостях, выезжали на прогулки, по городским бульварам. Любимым бульваром для многих был Тверской. Бывал там и Адександр Сергеевич. В отличие от северной столицы этот город тепло называли матушкой Москвой.
Москва начала Х1Х века во всём была своеобразна. Один из важных московских чиновников с удивлением заметил, что дворянская Москва бездельничает и веселится: балы сменяются маскарадами, концертами и зваными обедами. Поздно вечером, а то и за полночь разъезжались гости, а назавтра – новый бал, маскарад, обед…
Давайте и мы побываем на одном из званых вечеров в Москве времён Александра Сергеевича Пушкина.
Москва – родина Александра Сергеевича. Здесь он родился, сюда много раз приезжал. О Москве писал… Ещё стоят дома, где поэт жил, бывал у своих родных, друзей, знакомых, дома, где он бывал на званых вечерах…
Бал! Ему сегодня мы посвящаем и наше время, и наше внимание. Ему сегодня мы отдадим свои эмоции. «Воспоминаниями» о балах первой трети Х1Х века поделятся участники сегодняшнего бала.
Бал был волшебным временем…
«Верней нет места для признаний
И для вручения письма» - писал А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».
Во многих богатых домах устраивали балы. Балы были обычные и званые – блестящие, на которых присутствовали представители высшего общества: дипломаты, офицеры, важные чиновники. Танцевали под звуки фортепиано, а в очень богатых домах играл оркестр.
Балы начинались поздней осенью, но пик веселья приходился на зиму. К этому времени в свои московские дома съезжались дворяне, которые весну, лето и осень проводили у себя в поместьях.
И вот наступало время, когда, закончив полевые работы, дворяне целыми обозами возвращадись в Москву. Многие из них везли на «ярмарку невест» (так называли балы) своих повзрослевших дочерей. Иногда невест съезжалось на бал так много, что специально приглашали «хороших кавалеров, дабы девицы не скучали без оных на балу».
Не все, правда, возвращались в свои дома. У иных, как, например, у Пушкиных, не было в Москве своего дома: они снимали дома. Это были и небольшие деревянные дома, и флигели городской усадьбы богатого домовладельца. Так, семья Александра Пушкина одно время жила во флигеле дома князя Юсупова.
А бывало, что снимали квартиры или этаж в большом доме, как это сделал Александр Сергеевич перед женитьбой.
Свою героиню Татьяну А.С.Пушкин «поселил» в небольшом доме «у Харитонья в переулке», неподалёку от палат Юсупова, т.е. в том месте, которое хорошо знал с детства.
Праздничный бал начинался у ярко освещённого подъезда, куда прибывали кареты с гостями.
Раздевшись в вестибюле, приглашённые поднимались по парадной лестнице в зал. Там их радушно принимали хозяева.
Москвичи славились своим гостеприимством.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни дворянина Х1Х века. Для юной девушки, которая впервые выехала в свет, это было очень волнующе. Хорошо описал первый бал Наташи Л.Н.Толстой. (Если есть возможность, показать фрагмент из фильма «Война и мир».) Да и как было не волноваться! Впервые в хорошо освещённом зале девушка будет танцевать – демонстрировать свой наряд, свою лёгкость и грациозность.
Что же танцевали на балах в Х1Х веке? Часто бал начинался менуэтом. А во времена А.С.Пушкина первым танцевали полонез. Следующим танцем шла кадриль, которая представляла более свободный танец и отличалась от предыдущих, представлявших собой что-то вроде торжественного шествия под музыку, тем, что можно было исполнять различные танцевальные фигуры.
Во времена А.С.Пушкина главным (хоть и не первым) танцем была мазурка – танец, в котором по-особому проявлялись блеск и мастерство танцоров.
И снова возвращаемся к А,С.Пушкину, который так описал этот танец в романе «Евгений Онегин»:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
Паркет трещал под кабдуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
Третий танец – вальс. В России вальс танцевали быстро, особенно этим отличалась аристократическая молодёжь. Один из иностранцев заметил, что так, как русские танцуют вальс, не смогут танцевать не только англичане или немцы, но даже французы.
А вот как описал вальс Александр Сергеевич в «Евгении Онегине»:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой…
Завершал бал катильон – танец, похожий на кадриль. Это был непринуждённый, шаловливый танец-игра. Один из современников А.С.Пушкина писал, что иные молодые люди идут на бал, чтобы непременно потанцевать катильон.
Бал – это одна из особенностей, которая характеризует быт дворянской культуры пушкинской поры.
Балы были дорогостоящим мероприятием. Не случайно о них иной раз говорили: «Я сделал то, что было моим долгом, но я сделал всё это в долг».
И тем не менее балы продолжадись. Их любили посещать, любил и устраивать.
(Весь этот текст можно разделить между несколькими велущими.
После их выступления на сцену выходят двое):
- А жаль, что Пушкин не может присутствовать на этом вечере!
- Не может?
- Да, не может.
- А по-моему, может! Пусть сегодня прозвучат стихи поэта… и мы почувствуем присутствие Пушкина!
- Верно! И тогда Пушкин незримо будет рядом с нами.
(Дети без объявления выходят один за другим и читают стихи А.С.Пушкина)
Ведущий. Сегодня мы читали стихи А.С.Пушкина, а во времена великого поэта
обычно читали стихи собственного сочинения. Есть начинающие поэты
и у нас.
(Дети читают написанные ими стихи.)
Иногда в дома знати приглашали артистов. Особой популярностью пользовались цыгане. И сегодня они здесь со своими песнями и танцами.
(Кто-то читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы».)
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колёсами телег,
Полузавешенных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле;
Всё живо посреди степей;
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жён, и крик детей,
И звон походной наковальни.
Но вот на табор кочевой
Нисходит сонное молчанье
И слышно в тишине степной
Лишь лай собак да коней ржанье.
Огни везде погашены,
Спокойно всё; луна сияет
И тихий табор озаряет.
(Сразу после чтения отрывка из поэмы шумной толпой выходят дети, одетые в цыганские костюмы, и поют,например, «Очи чёрные», «Тройка» или что-нибудь другое. В конце песни «цыгане» начинают танец и далее танцуют уже под музыку без слов.)
Ведущий. На таких вечерах звучала музыка. Её исполнителями часто были сами
участники бала. Прозвучит музыка и сегодня. Послушайте в
исполнении…
(Ведущий называет имена исполнителей, композиторов и их произведения.)
Ведущий. Иногда устраивались игры и другие весёлые развлечения. Давайте и мы
поиграем в шарады. Это, кстати, была одна из популярных игр
пушкинского времени.
(Дети, сидящие в разных концах зала, предлагают свои шарады. Слова для шаарад они получили заранее, а уж составляли шарады сами.)
Ш А Р А Д Ы
Брод-яга (1-я часть слова – переход через неглубокую реку, 2-я – сказочный
персонаж, а вместе – человек, любящий ходить без определённой цели.)
Бот-инок (небольшое судно + монах = название обуви).
Вот-чин-а (указательное слово + ранг + противительный союз = наследственное
владение на Руси).
По-дол (предлог + долина = нижний край платья).
От-деление (предлог + математическое действие = отгороженная часть
помещения).
Ш-утка (шипящий звук + водоплавающая птица = забавная, остроумная острота
или проделка).
По-ложе-ни-е (предлог + кровать по-старинному + частица + щестая буква
алфавита).
Для шарад подойдут и такие слова: раб-от-а, кар-тина, по-жар, кар-ус-ель, пол-оса, бук-вы, до-рога, пи-рог, до-с-ка, ш-мель, с-оба-к-а, кол-бас-а, не-по-год-а, чай-ни-к, о-пушка, пере-кат-и-поле, меч-та-т-ель, вор-об-ушки, пред-ложе-ни-е.
Во время подготовительных занятий надо поиграть в шарады, чтобы научить этой игре (под-сказка, двор-ни-к, ли-с-ток, вор-она и т.п.)
На вечере после игры снова звучит танцевальная музыка. Дети могут пригласить на танец родителей. По окончании танца слово берут ведущие.
1-й Вот и подошёл к концу вечер. Наступила пора разъезжаться по домам.
2-й Но прежде примите поздравления с наступающим Новым годом.
(Этот праздник мы проводим накануне Нового года.
В программе вечера можно использовать выступления «артистов цирка»: гимнастов, акробатов, фокусников. При этом ведущий скажет: «На званые вечера иногда приглашали артистов цирка. Выступят они и на нашем вечере». Если есть дети, знающие французский, они могут прочитать стихи или разыграть сценку на французском, после чего шутливо заметить: «Вы,конечно,поняли, что …» Ведущий предварит выступление «французов» словами: «В аристократическом обществе обычно говорили по-французски. Будет звучать французский и сегодня». В программе вечера могут участвовать и родители – например, сыграть с ребёнком на фортепиано в четыре руки или помочь показать какой-нибудь фокус и т.п.)
Пушкинский вечер не самоцель, а лишь заключительный аккорд в работе. Ему предшествует работа с книгой: обзор книг у книжно-иллюстративной выставки, рекомендация для чтения книг А.С.Пушкина и о нём, Громкое и коллективное чтение книг в библиотеке или классе, работа над иллюстрациями к произведениям А.С.Пушкина, если есть возможность, побывать в музеях, а также в местах, связанных с его памятью. Только при такой работе вечер не превратится в развлекательное шоу, а мы, библиотекари, приблизим А.С.Пушкина к нашим читателям.
Свидетельство о публикации №224050301210