Размышляя о ситуации с африканской чумой свиней

 Как известно, на территории современной России первые вспышки африканской чумы свиней (АЧС) были зарегистрированы в 2007 году (изначально на границе с Грузией). После чего болезнь стала быстро распространяться по РФ. И вот уже несколько лет мы боремся с вышеупомянутым заболеванием. А ведь с этой «заразой» мы сталкивались еще в советские времена, когда она впервые появилась в нашей стране в 1977 году в Одесской области. В кратчайшие сроки на государственном уровне был разработан план мероприятий по ликвидации очага инфекции. Вся область была изолирована — введен жесточайший карантин. Помимо ветеринарных специалистов для поддержания общественного порядка были привлечены сотрудники силовых структур (армии и милиции). Но даже при таких масштабных мероприятиях вирусу все же удалось вырваться. По официальным данным, появилось еще два очага: в Киевской и в Свердловской областях, которые были тоже погашены. Именно за счет оперативности и слаженности всех служб и ведомств удалось подавить очаги и предотвратить распространение этого заразного заболевания. Тогда проблема была решена в течении полугода.

 В последнее время некоторые охотпользователи, на мой взгляд, просто не хотят осознать всю серьезность этой проблемы. АЧС — это не выдуманный и на самом деле опаснейший вирус, который не лечится и прививок от него не существует. Данное заболевание реально способно уничтожить все свиное поголовье нашей страны и тем самым подорвать экономический потенциал РФ. В природных условиях именно дикие кабаны являются основными переносчиками АЧС. И, конечно же, они представляют особую опасность, так как способны переносить вирус на большие расстояния. Как правило, мероприятия по охране зверей, птиц, а так же среды их обитания включают в себя не только защиту животных от хищников и браконьеров, но и профилактику заболеваний. Да, не спорю, кабана жалко, но снижение его численности — это вынужденная мера, направленная на предотвращение распространения данного заболевания. Я уверен, что кабан никуда не денется, и со временем его популяция обязательно восстановится. А вот оставить население страны без мясной продукции — это уже не шутка. И государство это хорошо понимает. Поэтому все мы должны здраво осознавать сложившуюся ситуацию и отнестись к этой проблеме со всей серьезностью. В первую очередь нужно прислушиваться к государству, в обязанности которого входит задача накормить свой народ, а не к охотпользователям, которые с трудом способны прокормить себя. Тем не менее, как всегда, нашлись и недовольны — противники такого жестокого и, по их мнению, незаконного истребления кабанов государством. Безграмотность некоторых людей иногда просто удивляет. Но еще появились и такие, которые почему-то считают виновным во всем этом известный агрохолдинг «Мираторг». Ведь понятно, что нынешнее сокращение численности дикого кабана проводится согласно распоряжения самого Правительства Российской Федерации. В 2020 году для снижения риска заноса вируса на территорию РФ и его распространения во многих регионах страны показатель максимальной плотности популяции дикого кабана был снижен с 20 до 0,25 особи на 1000 га. угодий. И данные профилактические мероприятия (а в конкретном случае — отстрел) проводятся силами сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии. А при чем здесь агропромышленная компания «Мираторг», не понятно. Что плохого, когда заинтересованная в этом вопросе компания просто помогает государственной организации (той же Минприроды) с авиатранспортом. Мне, к примеру, известны случаи, когда одна из золотодобывающих компаний в рамках безвозмездного сотрудничества предоставляла государственному природному заповеднику вертолет для обследования труднодоступных районов территории. После всего этого так хочется задать вопрос: а что вы, охотпользователи, сделали для предотвращения распространения заболевания?

 После того как государство предоставило частным лицам возможность арендовать охотничьи угодья, большинство новоиспеченных охотпользователей, в свою очередь, решили на этом еще и подзаработать. Так охота потихоньку стала превращаться в бизнес. Из охотничьих видов лучше всего для коммерческих целей подходил именно кабан. Все начали не просто подкармливать кабанов в трудный для них зимний период, а кормить этих животных на убой круглый год. Неумеренное желание некоторых охотничьих хозяйств побыстрее заработать и довести популяцию кабана до максимально возможной в свое время привело к бесконтрольному подъему численности данного вида, что, несомненно, начало сказываться на экосистеме в целом. Хотя те же охотхозяйственные мероприятия, направленные на повышение продуктивности охотничьих угодий, должны обязательно проводиться без ущерба воспроизводства и других животных. Известно, что численность охотничьих видов должна быть не максимальной, как некоторыми «горе-охотоведами» сейчас принято считать, а оптимальной для своей территории. На разведение кабана арендаторами были потрачены немалые средства, и спад его численности однозначно повлиял на коммерческую деятельность многих охотхозяйств. Но, к сожалению, не все пожелали осознать, что это все равно не дает им повод считать кабана своей собственностью. Отсюда и недовольства. Удивительно, как это они не стали еще требовать у государства тех же компенсаций за гибель кабана, который является собственностью этого государства. Мы почему-то всегда ищем виновных в ком-то, но только не в себе. А как насчет того, что многие из охотничьих хозяйств, сталкиваясь с падежом дикого кабана от АЧС в своих же угодьях, попросту скрывали этот факт от властей по причине возможного наложения на угодья карантина и запрета на охоту. Это лишний раз доказывает, что для нынешних охотпользователей главное вовсе не будущее состояние флоры и фауны страны, а лишь настоящее собственное благосостояние. Мне, к примеру, известны достоверные случаи, когда егеря некоторых охотничьих хозяйств Смоленской области в начале 2022 года неоднократно находили в угодьях трупы диких кабанов, но при этом никто их не утилизировал и никого об этом не информировал. И таких, я уверен, большинство. После этого у кого-то еще хватает совести говорить, что во всем виновато государство, так как именно оно прозевало распространение заболевания по территории страны. Мало того, что мы не стараемся оказать хоть какого-то содействия в борьбе с вирусом, так еще сами же всеми способами препятствуем этому и способствуем его распространению. В то время, когда «зараза» ходит по стране и государство всеми силами старается ее побороть, находятся такие, которые пытаются еще и манипулировать мнением общественности, втирая в уши «диванных» охотников, коих сейчас большинство, сказки о том, что кабан гибнет вовсе не от АЧС, а от какого-то вируса, созданного самим же государством. Только, спрашивается, зачем это государству?

 На мой взгляд, именно искусственный подъем поголовья кабана привел к быстрому увеличению численности того же волка. В настоящий же момент резкое снижение кормовой базы по причине гибели кабана от АЧС поставило волка в незавидное положение. Что мы на сегодняшний день и наблюдаем. А ведь сама причина всего этого кроется в первоначальном непрофессиональном вмешательстве в живую природу и в безграмотных манипуляциях с охотничьими ресурсами неквалифицированными специалистами. Как известно, если травоядных становится больше, то через некоторое время станет больше и хищников. После чего травоядных, конечно же, становится меньше, а спустя какое-то время станет меньше уже хищников, что вновь приведет к подъему численности травоядных. Такое нейтральное равновесие естественно для животного мира. Поэтому с сокращением популяции кабана численность волка начнет постепенно снижаться самостоятельно. Возможно, что сейчас будет не лишним, если мы поможем ускорить этот процесс. Но, может, было бы лучше изначально не доводить до этого и более ответственно относиться к ведению охотничьего хозяйства? Ведь вмешательство в процессы природы, особенно дилетантами, часто приводит лишь к отрицательным экологическим последствиям. По моему мнению, каждый должен заниматься своим делом: музыкант — музыкой, медик — медициной, строитель — строительством. А когда тот же строитель пытается учить охотоведа, как правильно вести охотничье хозяйство, ни к чему хорошему это не приведет. Я ни в коем случае не хочу обидеть всех работников частных охотничьих хозяйств, среди которых есть и настоящие охотоведы — истинные знатоки своего дела. Но все же профессионализм сотрудников большинства этих охотничьих хозяйств сегодня оставляет желать лучшего.

 Я считаю, государству давно уже нужно ужесточить контроль за ведением охотничьего хозяйства частными организациями с привлечением для этого государственных инспекторов. Систематически в частные охотничьи угодья следует организовывать рейдовые выезды (профилактические патрулирования), направленные на предупреждение и пресечение фактов нарушения правил охоты как со стороны посторонних лиц, так и со стороны самих, что не удивительно, арендаторов. Помимо этого, учеты численности охотничьих ресурсов, на основании которых выделяются лимиты и квоты изъятия охотничьих видов, на мой взгляд, должны проводиться только независимыми профессиональными специалистами — государственными инспекторами, имеющими соответствующее образование.


Рецензии