Предсказывал ли Иисус свои страдания и воскресение

   
    В Евангелиях есть две группы свидетельств, противоречащих друг другу.
С одной стороны, говорится, что Иисус в беседах с самыми близкими сторонниками предсказал – причем не раз и не два – свои грядущие страдания, смерть и воскресение. С др. сторны, согласно Евангелиям,  ученики на эти свидетельства никак не отреагировали, будто их и не было ( см также http://proza.ru/2024/02/18/1963)

   Ев. от Марка содержит три упоминания о таких предсказаниях. Два раза евангелист передаёт их своими словами:
« И начал учить их, что надлежит Сыну Человеческому много претерпеть и быть отвергнутым старейшинами и первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и через три дня воскреснуть»(Мк8:31)
 « Он давал наставления Своим ученикам и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, убитый, Он через три дня воскреснет.
 Но они не понимали этого слова и боялись Его спросить.(Мк 9:31)
В  третий раз  Марк приводит прямую  речь самого Иисуса:
« вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и приговорят Его к смерти, и предадут Его язычникам;
 и надругаются над Ним, и оплюют Его, и будут бичевать Его, и убьют, и через три дня Он воскреснет." ( Мк 10:31).
Сообщается о "реакции" на предсказание учеников: " И подходят к Нему Иаков и Иоанн, два сына Зеведеева, и говорят Ему: Учитель, хотим, чтобы Ты сделал нам то, о чем мы Тебя попросим.
Он сказал им: что вы хотите, чтобы Я сделал вам?
 Они же сказали Ему: дай нам сесть одному по правую Твою сторону, а другому по левую, во славе Твоей.»(Мк 10:33)

  Предсказания Христа были просты и понятны: Его арестуют, Он будет страдать, Его убьют, а затем через три дня или на третий день Он воскреснет. В Евангелии от Марка (Мк 10:32–34) и параллельных местах добавлены подробности, а сам текст дан в форме пророчества постфактум: Иисуса должны были предать в руки язычников, ему предстояло претерпеть осмеяние, плевки и бичевание, а после – быть распятым.

  В Евангелии от Луки  Иисус просит запомнить Его предсказание: «Вложите вы себе в уши слова сии» , т.е. апостолы были недвусмысленно предупреждены о том, что их ждет:
" Он сказал ученикам Своим:
вложите вы себе в уши слова эти: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
Они же не понимали речи этой, и была она скрыта от них для того, чтобы они не постигли ее. И боялись они спросить Его об этой речи.
И возникла у них мысль, кто из них больше...."  ( Лк 9:42-46).

  Когда же эти события произошли на самом деле, ученики Иисуса были ими глубоко потрясены. Они покинули Иисуса. Петр даже заявил, что не знает этого человека. Согласно синоптическим Евангелиям, ни один из апостолов и никто из родственников Иисуса не последовал за ним на Голгофу и не участвовал в его погребении. Они не ожидали того, что Иисус воскреснет, и посчитали чепухой слова женщин о пустой гробнице. Они не узнавали воскресшего Иисуса, когда тот им являлся, а по словам Матфея, когда апостолы увидели Иисуса в Галилее, некоторые из них продолжали сомневаться (Мф 28:17).

    Эти противоречия ставят нас перед дилеммой: либо Иисус не говорил открыто о своих страданиях и воскресении, и тогда малодушие апостолов можно объяснить естественным шоком и разочарованием;
либо же Он предупреждал их, но в таком случае поведение учеников становится непонятным.

   " Эта дилемма решается очень просто, если мы откажемся считать эти предсказания Иисуса аутентичными.Апостолам и другим первым миссионерам палестинского движения Иисуса нужно было объяснить иудеям и язычникам смысл креста и воскресения. Так раннехристианские апологеты приготовили путь к принятию того, что Павел называл соблазном для иудеев и безумием для язычников (1 Кор 1:23):Сын Божий, утверждали они, заранее знал обо всем, что с ним случится, и делился этим знанием со своими апостолами. Поэтому в Евангелия внесли предсказание Иисуса о его Страстях и воскресении, а позже сами эти события были представлены как исполнение библейских пророчеств. Такой взгляд мы находим у Луки как в его Евангелии, так и в Деяниях. Он есть и в посланиях Павла: по мнению апостола, смерть и воскресение Христа свершились «по Писаниям», хотя он не может дать ссылок на конкретные главы и стихи. На самом же деле иудейская традиция ничего не знала об умирающем и воскресающем Мессии, так что здесь перед нами христианский «апологетический мидраш».

    Предпринимались и другие попытки объяснить загадочное поведение апостолов, напр., тем,  что они либо не поняли предсказаний Иисуса; либо не представляли себе, что значит воскреснуть из мертвых; либо, как в случае женщин, забыли слова Иисуса (Лк 24:6–8).

   Можно сделать вывод о том, что ни апостолы, ни даже сам Иисус не предсказывали ни Страстей, ни воскресения и что любые евангельские тексты, которые этому противоречат, следует отнести к категории неаутентичных.»   
(Источник: «Иисус.Все мировые исследования»2021, с.62 )


Рецензии