Сынок, готовь деньги

Женя был крайне мал, когда его родители разошлись и поэтому не принимал участия в решении вопроса, с кем он будет жить. Жить ему досталось с мамой. Его сестра, которой на момент развода было 12 лет, выбрала папу.      
Нельзя сказать, что жилось Евгению с мамой плохо, нет, жил он не хуже, чем другие мальчишки. Единственное, что его удручало – мама была излишне сурова к нему. Когда он подрос, то разобрался, что мамина суровость  распространялась вообще на всех мужчин. В этом его убедил уход из семьи отчима в момент, когда Жене исполнилось 10 лет. В чём-то он даже сочувствовал этому мужчине, который не смог стать ему родным, но  искренне пытался это сделать. На пути несостоявшейся дружбы Жени и этого мужчины встала мама, которая заявила на сына исключительные права. Сказались и регулярные встречи Жени с отцом. Папа и сын любили друг друга и мальчик не очень переживал, что с отчимом настоящей дружбы не получилось.
- Папа! - начал спрашивать у отца Женя, когда ему исполнилось семь лет. - Почему вы с мамой развелись? Мама говорит, что ты бросил нас.
- Сынок! Мы развелись, потому что у мамы появился другой любимый мужчина. Ты с ним живёшь сейчас в одной квартире.
- А почему у нас три комнаты, а у тебя со Светой только одна?
- У нас была трёхкомнатная квартира, мы её продали и купили две квартиры. Вам с мамой двухкомнатную, а нам с твоей сестрой денег на двухкомнатную не хватило, поэтому мы живём в однокомнатной. Она угловая, поэтому мне удалось сделать две маленькие комнаты. Потом дядя Серёжа стал жить с вами, продал свою однокомнатную и вы купили ту квартиру, где сейчас живёте.  Сложно, да?
- Ничего не сложно, я всё понял.
В десять лет Женя испытал третий переезд в новую квартиру, когда при уходе отчима их трёхкомнатную разменяли на двухкомнатную и комнату отчиму.
С шестнадцати лет «голубой мечтой» Жени стал уход в самостоятельную жизнь, но для этого – он прекрасно понимал – нужны были деньги. Он в поте лица самостоятельно осваивал профессию программиста и к моменту поступления в институт уже имел собственный заработок, выполняя разовые заказы в АйТи-сфере.
К моменту окончания института он жил в съёмной квартире, имел постоянный источник дохода, работая в организации, разрабатывающей компьютерные игры. У него была девушка – Варя, но он не спешил определяться с созданием семьи, хотя Варя намекала Жене, что «неплохо бы им пожениться». Женя не испытывал  к Варе всеобъемлющей любви и на этом основании не считал себя обязанным исполнять это её желание.
Пару раз в неделю Жене звонила мама и просила его о чём-нибудь.
- Женя, вода из стиральной машины плохо уходит. Посмотри, что там такое, я стирать не могу, - скороговоркой говорила мама и давала отбой.
Женя ехал, во второй или в третий раз чистил фильтр, показывая маме, как просто его чистить.
- Мама! Перед стиркой проверяй карманы и прочие места, где могут быть мелкие предметы, они попадают в фильтр.
Через несколько дней:
- Женя! Дверцы в кухонном гарнитуре разболтались. Их нужно подтянуть.
Женя ехал и ремонтировал дверцы.
За прошедший год он несколько раз делал в маминой квартире косметический ремонт – то в кухне, то в ванной, то в спальне. Когда он доделывал коридор, то подумал, что до полного ремонта не хватает сделать всего лишь одну комнату.
Раз в полгода мама просила денег. Зимой она ездила на море, в конце лета в подмосковный санаторий. Женя напрягался, но деньги давал. Один раз даже пришлось взять кредит.
Вернувшись из очередного санатория она приехала к сыну без предупреждения и застала у него Жениного отца.
- Анатолий, а что ты здесь делаешь? – с интонациями следователя спросила она бывшего мужа.
- Сижу в кресле и слушаю тебя, - ответил Анатолий.
- Ты всегда был желчным мужчиной и возраст тебя не исправил. Женя! Что здесь делает твой папа? – обратилась она к сыну.
- Мама! Он приехал ко мне в гости.  Не понимаю, почему возник такой вопрос.
- Вопрос возник потому, что человек, бросивший ребёнка, имеет ограниченное право с ним общаться!
- Тамара! Как ты определила, что я бросил сына? – спросил Анатолий.
- Ты развёлся со мной, а ребёнка оставил, что здесь непонятного?
- Ах, вот оно как… Тогда понятно, почему ты со Светой не общаешься.
- Интересно, что же тебе понятно?
- Согласно твоему определению ты бросила дочь и, значит, имеешь лишь ограниченное  право с ней общаться. Впрочем даже этим правом ты пользуешься несколько раз в год.
- Я не бросала дочь, я её мать, поэтому не важно, где живёт она.
- Железная логика, - пробормотал Анатолий.
- Что, нечего сказать? То-то же! – победоносно завершила диалог Тамара Васильевна.
- Женя! – продолжила она. – Я хочу сделать коррекцию фигуры – удалить лишние жировые отложения и подтянуть лицо. И ещё кое-что. Ты должен дать мне денег.
- Сколько денег нужно на эти процедуры? – поинтересовался Женя
- Точной цифры ещё нет. Предварительно мне насчитали миллион триста тысяч.
- А что такое «кое-что»? – спросил Анатолий.
- Не вмешивайся, тебя это не касается, - ответила Тамара.
- Мама! Даже если я отдам все деньги, которые коплю на первый взнос за квартиру, их всё равно не хватит. Может быть ты не будешь делать эти дорогостоящие процедуры, ты и так выглядишь очень хорошо.
- Женечка! Придётся тебе напрячься, эти, как ты говоришь – «процедуры» важны для меня. Мне нужно убрать, например, пару сантиметров с бёдер, иначе я скоро в джинсы входить не буду. Кроме того, ты мой сын, а дети обязаны помогать родителям до гробовой доски. Это – закон жизни. Так что, будь добр, найди деньги.
- Мама! Я не отказываюсь тебе помогать и делал это всегда, но всему есть предел – такую сумму я не могу потянуть. Наконец, я хочу свою квартиру, мне надоело мыкаться по съёмным.
- Заводи детей и пусть они тебе помогают с квартирой. А ты поможешь пока мне.
- Не понял, даже если я сию минуту начну «заводить» детей, то помочь с квартирой они мне смогут в лучшем случае лет через двадцать пять. Мне все эти годы жить так, как живу сейчас?
- Тамара! – подал голос её бывший муж. – У тебя извращённое понятие о законе жизни. Дети могут помогать родителям, но слово «должны» здесь не применимо. Вот родители должны помогать детям, коль скоро, как ты говоришь, «завели» их. С такой трактовкой закона жизни можно согласиться.
- Что бы ты понимал в жизни! Дети должны родителям всегда. Могут, не могут – должны!  А вот обратное – в корне неверно, родители дали детям жизнь и на этом их миссия почти завершена, - Тамара Васильевна говорила, как забивала гвозди.
- Помню, как каждую осень ты ездила к своим родителям в деревню и привозила оттуда по тридцать - сорок банок солений и варений. И принимала это, как должное. А когда твой папа попросил денег на капитальную теплицу – там и сумма была плёвая, ты отказала, сказав, что деньги есть, но они нужны на другое.
- Прекрати всякие гадости про меня говорить, да ещё при сыне! Не могла я тогда денег дать!
-  Вот и Женя сейчас не может, - невозмутимо продолжал Анатолий. – Знаешь, почему Света с тобой видеться не хочет?
- Догадываюсь – ты её настроил против меня, - нашлась Тамара.
- Ты просила Свету написать курсовик для какой-то твоей знакомой. Она неделю горбатилась над ним и сделала. А через месяц Света тебя просила позвонить знакомой, которая преподаёт в музыкальной школе, ей был нужен хороший репетитор. Ты отказала ей и не стала звонить.
- У меня отношения с той знакомой были натянутыми в тот момент.
- Ты всегда находишь оправдание себе, ты всегда права и все тебе должны. Очень удобно, - теперь уже Анатолий отчитывал Тамару.
- Так ты мне дашь денег, сынок? –Тамара отстала от Анатолия, поняв, что он аргументирует свои мысли значительно сильнее, чем она.
- Нет, мама, не могу, - ответил сын и внутренне напрягся, ожидая разноса. Ругаться с мамой он не хотел, тем более грубить, поэтому приходилось «глотать» мамины слова.
Тамара встала и молча пошла к выходу. Уже открыв дверь, она обернулась:
- Эх, Женя, Женя, как быстро ты подпадаешь под влияние почти чужих тебе людей. Ничего, я с тобой завтра поговорю, когда вот его, - она кивнула в сторону бывшего мужа, - рядом не будет.
Женя ожидал сильного хлопка дверью, но мама закрыла дверь тихо.
- Я понимаю тебя, - сказал отец. – Она мама, ты с ней прожил большую часть жизни, она заботилась о тебе и ты считаешь, что отказывать ей неприлично. Всё правильно, но родители должны понимать, что постоянно требовать с детей помощи и услуг – аморально. Жизнь устроена так, что родители должны помогать детям. Понимаешь – должны! Рождали детей ведь сознательно – значит и вся ответственность за рождённого человека лежит на них.
- Разве дети не должны заботиться о родителях? – удивился сын.
- Должны! Но должествование – это итог любви. Заботиться и помогать в старости – долг ребёнка, обусловленный любовью и чувством справедливости. Но родители не должны требовать этого, у них нет такого права. У детей есть право требовать от родителей заботы, но – до определённого предела, до тех пор, пока они сами не «оперятся» и не смогут полностью управлять своей жизнью.
- Как-то сложно ты, папа, излагаешь эту мысль Даже противоречиво в некотором смысле.
- Да, сложно, но это очень не простая тема – взаимоотношения родителей и детей на разных этапах жизни. В любом случае ты вправе отказать маме на её требование дать ей деньги на косметические операции. Добро бы по жизненным показателям, а то ей, видите ли, объём бёдер надо слегка  уменьшить, она в джинсы может не войти. Не войдёт – другие купит или есть станет меньше.
- Откажу, конечно, нет у меня таких денег, я в последний ремонт у неё вбухал круглую сумму.  Но ругаться она будет долго…
- Поругается и перестанет. Женщина она разумная, только очень халяву любит. Я пойду, пожалуй. Света завтра к тебе на смотрины с парнем новым хотела забежать вечерком, имей в виду.
Отец распрощался и ушёл. А Женя стал обдумывать тактику завтрашнего разговора с мамой, чтобы не слишком её обидеть. Мама – это мама, даже если ей нужны деньги.


Рецензии