Христос - Победитель смерти

Сегодня Великая Пятница. Христа Спасителя распинают на Кресте, а точнее Он распинается на Кресте за род человеческий. Умирает Тот, Кто не должен был умереть, потому как не только не сотворил греха, но в Нем даже не было "льсти". Христос был совершенно безгрешен! Как писал свт. Афанасий Великий, что если мы умираем, потому что родились, то Христос родился для того чтобы умереть.
После грехопадения смерть вошла в мир единым человеком Адамом и переходит  через плоткое зачатие до ныне в каждого из нас. Грех и смертность стали частью природы человеческой и потому обожение стало невозможным, потому как Дух Божий отошел от человека. Но даже не смотря на сие затруднение, Божественный план по обоживанию человека не был упразднен, но претерпел изменения: теперь сначала необходимо было устранить препятствие для обоживания – грех и смерть, грех же, как жало смерти, смерть, как не сотворенное Богом искаженное состояния природы, – а потом вновь даровать Святой Дух – как помощник в деле обоживания.
Уврачевать этот образовавшийся разлом мог только Бог, человек не мог исцелить свою природу. Но было бы несправедливо, если бы Бог Своей властью исцелил того, кто совершенно свободно повредил себя непослушанием. Это было бы, во-первых, насилием над волей человека, а, во-вторых, нечестно по отношению к дьяволу, совершенно "честно" искусившему человека, предложив последнему, именно предложив, а не заставив, нарушить заповедь своего Творца. Человек добровольно избрал волю дьявола и стал его рабом, добровольно избрал смерть. Потому надлежало этому же человеку стать верным до смерти, но теперь уже в послушании Богу, чтобы вновь вернуться в лоно Божественной жизни, в лоно обоживания. Нужно было победить смерть! Что возможно только Богу! Но Бог умереть не может, Он бессмертен. Для искупления же от смерти человека нужна была незараженная грехом человеческая природа, как орудие в деле поражения смерти, потому что она имеет возможность умереть, которая бы заместила собою, своей смертью, смерть всего человеческого рода и, соответственно, упразднила грех в природе. Но не просто человеческая природа, но соединенная с Божеством, как Творцом всякого человека. Именно для этой цели потребовалось воплощение: соединение природы Божественной природы и человеческой без смешения, чтобы человек добровольно следуя за Божественной волей умер, но силой Божества с ним соединенной воскрес и так был изъят из рук смерти. И если Бог в силу совершенства своей любви был готов во всякое время к искуплению рода человеческого от смерти, то не была готова ещё к таковому подвигу любви природа человеческая, она должна была быть уготована, чтобы быть в состоянии вместить в себя Божество в полноте Его любви, поскольку человеческой природе требовалось отказаться от себя вплоть до смерти, чтобы любовью вместить в себя подвиг страдания за весь род человеческий. И для этой цели был избран Авраам, как тот, кто мог возлюбить и возлюбил сильнее Бога   более чем своего сына. Избран потому, что Бог предузнал его свободу, что она изберет по вере заповедь Бога. А кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Его, как пишет апостол Павел в своем послании к Римлянам (см. Рим. 8:29-30) и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил. Авраам оказался лучшим из всего рода человеческого, как пишет об этом свт. Василий Великий и прп. Амвросий Оптинский, могущим не просто поверить Богу и возлюбить Его, но и делами доказать верность своей любви, которая явится виновницей благословения всего его рода, где впоследствии воссияет Матерь Божия, как чистейшая всех вообще человеков. Именно Матерь Иисуса из Назарета Галилейского, также как и Е; предок Авраам, возлюбила Бога более всего, вплоть до того, что, стоя при Кресте, безропотно, не обсуждая палачей, более того, любя их, отпустила Своего Сына на Крест для искупления многих от смерти. Только сердце Богоматери могло совершить такой подвиг любви в силу его чистоты, почему именно Она и была избрана стать вместилищем Невместимого. Неограниченный Бог умещается целиком в Е; сердце потому, что оно имеет такое же свойство не ограниченности, неограниченности в любви.
И Крест – это вершина любви Матери Божией к Своему Сыну, а Сына – к погрязшему во грехах человечеству! Бог, сотворивший род человеческий, замещает Своей смертью смерть всякого человека! Как пишет В.Н. Лосский, что "на Кресте смерть поглощена жизнью. Во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо "не находит себе в Нем места". Христос есть Тот, Кто уничтожил смерть в Себе, Своим Божеством и даровал бессмертие человеку. А если смерть и существует до ныне, если мы и умираем, то исключительно по той причине, что продолжаем свободно грешить, и Бог в силу Своей любви не нарушает нашего свободного выбора, в чем есть, в том числе, и образ Божий, но попускает существовать в Нем и Им уничтоженной смерти, вновь и вновь оживающей в человеке, всякий раз выбирающим грех – жало смерти.
Слава Христу за Его подвиг Креста!
Смерти больше нет. Отныне есть только реальность воскресения.


Рецензии