Охвативший земной шар

                Нельзя объять необъятное
                Козьма Петрович Прутков

    В 1915 году маляр Козьма выиграл тендер на проведение лакокрасочных работ на территории одной заброшенной фабрики звёзд. Он начал с покраски битумом одной крыши. Получился очень удачный чёрный цвет — глаз радовался. Маляр от души размалевался. Интересное слово – малевать! Итак, этот малевич так разошёлся, что стал красить всё подряд: крыши, здания, заборы. Чтобы растирать кисти он использовал квадратную «палитру». После завершения работ этот подсобный материал попался на глаза искусствоведам. Так появился «Чёрный квадрат» под псевдонимом Казимира Малевича. Различными мазками чёрной краски весь мир до сих пор восхищается. Прочие отходы малярных работ «Чёрный круг» и «Чёрный крест» хранятся в различных музеях мира. Жаль только, что фабрика давно развалилась и звёзды с неба больше не падают. Гении больше не рождаются.

    В 1961 году Пьеро - романтичный, ранимый юноша, терзаемый неразделенной любовью, решил свести счёт со своей печальной, клоунской жизнью - сброситься с самой высокой скалы вниз головой. Проблема была в том, чтобы найти эту скалу. Может, сброситься с самой чёрной крыши? Проблема была в том, что галоши прилипали к битумной краске. Похоже, в своей решимости он нашёл оригинальное решение - встать высоко над землёй! Для чего он решил построить свой собственный пьедестал, а потом сброситься с него. Этот мазохист! Как решил, так и построил. Пьеро Мандзони создал постамент, встал на него, нагнулся и посмотрел вниз, и увидел «над собой» Землю. В этом положении он подписал постамент: «Пьедестал мира». Получилось очень даже хорошо. Так хорошо, что даже бросаться расхотелось. С тех пор его «произведение» стоит в датском музее современного искусства уже как памятник величью творца. Бог создал Землю, а Пьеро поставил её на постамент.

    В 1982 году Миша Чёрный*, очередной гений, решил перечернить Малевича и опустить Мандзони на Землю. Миша создал скульптуру «Властелин мира» и поставил её в городе Гуммерсбах. Пардон, перевод названия скульптуры неточный. «Der Weltumgreifende», как бы это поточнее выразить? Захватчик мира? Примерно подходит, но звучит агрессивно. Остановлюсь на «Охвативший земной шар». Да, амбиции у творческих людей выше крыши! Выши чёрной крыши и музейного пьедестала. Только почему в названии скульптуры фигурирует персонаж мужского рода? Посмотрите на строение тела, на фигуру. Я когда издалека эту скульптуру увидел, подумал: «Фигуристка», потом поближе подошёл, всё понять не мог, по каким таким внешним признакам эту скульптуру к «фигуронам» отнесли? Как ни искал, найти не мог. Только обратил внимание, что одна нога гигантская, другая - как у Золушки. Но зато какой подъём — женский. А то, что ноги разные, это намёк на то, что человечество хромает. То мы бежим вперёд сломя голову, то как больные на голову отстаём в развитии. А у Земли и своих катаклизмов навалом - то она горит, то она мёрзнет, то она жаждет, то она захлёбывается.

    Мрачно. Земля горит и тонет. Даже анекдот вспомнился. Канадский турист стоит у Везувия, восторгается. Итальянец его увидел и решил похвастаться.
- На, впечатляет? Когда наш Везувий заговорит, пожар будет на весь мир.
- Да?! Да мы его враз нашим Ниагарским водопадом потушим.
Уже веселее. Вспомним ещё как говорил Козьма Прутков: «Если у тебя есть фонтан, заткни его» и ответим итальянцу- «если у тебя есть вулкан, заткни его», и ответим канадцу - «если у тебя есть водопад, заткни его». А что же всё-таки, если у вас есть Земля? Вы её продаёте или губите? Есть ли у нас Земля?

    Всё-таки скульптор не пытался объять необъятное и соревноваться в величии с великими мира сего. Я думаю, Миша Чёрный хотел сказать, что наша Земля в наших руках. Она уже трещит по швам, её можно разорвать на части или наоборот крепче обхватить и сберечь в надёжных руках. Если у вас есть Земля, обнимите её покрепче, услышьте сердца стук, любите её.


* Michael Schwarze, "Der Weltumgreifende" - информация свободно доступна в интернете


Рецензии