Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 30
Сретение Господне
Двунадесятый по чину Великий праздник Сретения Господня празднуется согласно месяцеслову 15 февраля. Сюжет этого события часто изображается в храмовой живописи и настенной мозаике. Сюжет из земной жизни Спасителя.
О Сретении Господнем нам рассказывает апостол Лука:
После Рождества Иисуса его родители отправились из Вифлеема в Иерусалим. В городе они пришли вместе с младенцем к храму, чтобы исполнить закон Моисея, который гласил, чтобы приносили своих первенцев мужского пола в храм для посвящения Богу. А также принести в жертву за Него «две горлицы или двух птенцов голубиных».
И был тогда в Иерусалиме человек, которого звали Симеон. Это был муж праведный и набожный. И Дух Святый был на нем, который и предсказал Симеону, что смерти он не увидит, пока не увидит Христа Господня.
И вот Симеон пришел по зову Духа Святого в храм. И, когда Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Родители же Иисуса дивились сказанному об их Сыне. Симеон благословил их, а Марии сказал: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец.
Евангелие от Луки глава 2(22:34)
Вот вам и пророчество от Симеона Богоприимца. Как и положено настоящему пророчеству: двусмысленность, иносказание и дальше – туман. Отцы-богословы по-разному толкуют эти последние строчки. Мне думается, что пререкания могут быть вызваны каким-либо спором по серьёзным разногласиям с церковными властями Иудеи, и в первую очередь первосвященника Каиафа. Итогом станет Распятие на кресте Спасителя.
А вот по поводу оружия, которое пройдёт душу Марии, есть разные сомнения. Тот самый туман. Предположу вместе с богословами, что оружие – это боль, которую испытывает Богородица от момента, когда воины схватили её Сына в саду Кедрон и до самого погребения. Как будто холодным оружием пронзили тело Матери.
Западные художники отработали этот сюжет по полной. Вспоминается картина великого художника Рембрандта «Сретение Господне» (1661 г.). Или великолепный Джотто с «Принесением Иисуса в храм» (1304-1306).
Русские художники довольно-таки скромно поучаствовали в освещении Евангельского сюжета.
Русский художник А.Е. Егоров написал прекрасную работу «Симеон Богоприимец» (1830-1840-е гг.).
Изображение находится: Московская область, Павловский Посад. Церковь Вознесения Господня на Городке (1908 г.). Храмовые росписи начала прошлого века, неоднократно поновлявшиеся.
Тверская область, Никольское. Церковь Николая Чудотворца (1791-1803 гг.). Современная настенная живопись.
Корректура М. Зуйкова
Русавкино, апрель 2024 г.
Свидетельство о публикации №224050300390
+
Другое дело, что апостол Павел говорит, что свидетельствуем пророчествуем лишь отчасти как бы через затемненное стекло, и узрим Как Он Есть.
+
Такое возвращение стрелы "двусмысленность" от образа Св Симеона в вас...
Дмитрий Хохлов 2 03.05.2024 14:20 Заявить о нарушении