Дмитрий Гутов в России
Дмитрий: Тема нашей сегодняшней встречи – искусство в ситуации давно ожидаемой и наконец состоявшейся встречи с деньгами, гламуром и массовой культурой.
Гутов: Вы точно сказали, Дмитрий, все началось с того, что у нас кончились деньги, и, собственно, мы и начали исследовать то, как в этих условиях себя чувствует искусство. Ибо как оно может себя чувствовать, если не может сосчитать свое количество? Можно посчитать деньги – можно заниматься искусством...
Д.: Я помню время, когда ты, Гутов, верил в возможность существования немассового искусства.
Г.: Я этого не помню. Вы как раз на эту тему и говорили, только вы это говорили о тех временах, которые уходят. А я так не думал. С тех пор, наверное, ничего не изменилось.
Д.: Тогда давай проясним вопрос, не затрагивая его социальную сторону, хотя бы внутри самих себя. Что такое гламур и массовое искусство?
Г.: Есть два типа массовой культуры – это культура тел и культура быта. Вы когда-то говорили о них. Чем они друг от друга отличаются? Если я сейчас скажу, люди начнут думать, а может, я покажусь им дураком.
Д.: Тогда о чем я говорил? Гламур – обычная культура. Любая массовая культура становится просто рыночной. Когда приходит рыночное общество.
Г.: Паблик риалториентименты. Что является идеологией. Гламура. Но люди берут себе очень четкое определение. Мир, в котором глэм – потребление.
Д.: В чем суть происшедшего?
Г.: Продавливание – самое важное – товар-движение, которое выдавливается из чего-то материального.
Д.: Вот. Здесь идет торг. Классический, который товар-деньги. Есть процесс из ничего в себя, потому что нет товара. Мы, художники, уже с экономикой взаимодействуем. Зачем нам внимание? Гуманитарная практика. Концептуализм*.
Г.: А какая цель? Она ведь была. Анти-эйфория, наша жизнь, система...
Д.: То есть между человеком, пришедшим на художественную выставку, и тем, кто проводит время в стриптиз-баре, ты разницы большой не видишь?
Г.: Дальше ведь тоже странно. В художественной выставке – главный принцип – ширма. И понятие массы, общество тупое... А есть что? Не знаю. У художника всегда буквальные вещи со своими процессами в жизни.
Д.: Это печально.
Г.: Никакого внимания от мира. О взаимоотношениях: когда есть формальная техника? Существует понятие беспорядка у искусства и автора с другими людьми. Как лучше сделать что-то другое.
Д.: Совсем не весело.
Г.: Они все время повторяют эти взаимоотношения. Есть любая случайность. Да, она видна. Или нет?
Д.: И о чем это говорит?
Г.: В искусстве – ты дверь. Какие отношения сегодня, кто сидит среди нас, искусства как искусство – визуальное, эмоциональное тоже – тебя застали?
Д.: В каком смысле? Они перестают понимать, как это делается? Или их вкусы претерпевают некоторые перемены? А в чем изменения?
Г.: Когда человек очень богат, он может купить вещь и уже может все что угодно, хотя ни в одном из случаев купить он уже не сможет, потому что от этого товара нет практической пользы. И его статус определяется прежде всего тем, сколько у него таких вещей.
Д.: Таким образом, возникает противоречие.
Г.: В данном случае этот параметр не нужен. Поэтому никакого противоречия нет. У человека должны быть только два рефлекса – приобретение и поддержание денег. Других рефлексов у него быть не должно. Всё.
Д.: И какова тут роль искусства?
Г.: Понимаешь, чем глупее общество, тем труднее догадаться, что же в нем произошло.
Д.: Но ведь в каком-то смысле ты всё же существо социальное. И одновременно с этим сознательное. Ты можешь что-то выбирать и делать это осознанно… К примеру, покупать дорогостоящие товары… Или быть высокооплачиваемым специалистом… Ты знаешь, это совершенно разные вещи.
Г.: Дело в том, что эта самая «матрица» на 99,9 процентов сделана из так называемой «не-реальности», потому что у тебя есть привязанность к материальному миру. Именно она делает тебя несчастным. До определённого момента, разумеется. Потом ты можешь освободиться. Когда ты в конце концов освобождаешься, ты испытываешь ни с чем не сравнимое чувство свободы.
Д.: Грандиозный проект. Мне нравится твоя отчасти апокалипсическая версия реальности.
Г.: И мне. Хотя мы ее уже видели. Ага. Но не сомневайся, мы еще обязательно повторим…
----------------------------
*Концептуализм -- одно из направлений в искусстве авангарда, возникшее в 1960-х гг. Особенность концептуального искусства состоит в принципиальном отказе от воплощения идеи в материале, т.е. в сведении искусства исключительно к феноменам сознания (принцип "искусства в голове"). При этом материальные средства выполняют роль лишь возбудителя представлений -- предметом созерцания является мысленная форма, а не то, что выставляется в галерее или продается на аукционе.
Наиболее известные концептуалисты -- Терри Эткинсон, Майкл Болдуин, Джозеф Кошут... Айен Бёрн, Мел Рэмсден... Лес Левин, Сол Левит, Ян Дибетс, Ханс Хааке.
Свидетельство о публикации №224050300069
Интеллектуальная живопись — это общее понятие для направлений в изобразительном искусстве, которые фокусируется не столько на визуальной привлекательности или реалистичности изображения, сколько на передаче глубоких смыслов, философских идей и абстрактных концепций. Оно предполагает активное вовлечение зрителя в процесс осмысления произведения, побуждая его к размышлению и интерпретации.
Основные характеристики интеллектуальной живописи включают:
Концептуальный подход: Художник стремится выразить определенные идеи или концепции через визуальные образы, которые могут быть как конкретными, так и абстрактными.
Метафоричность и символизм: Используются символы, метафоры и аллегории для передачи более глубокого смысла, чем просто изображение объектов.
Рефлексия и самоанализ: Произведения часто содержат элементы рефлексии художника над собственным творчеством, искусством в целом или социальными и культурными явлениями.
Эксперименты с формой и содержанием: Художники могут использовать нетрадиционные материалы, техники и подходы, чтобы расширить границы восприятия искусства.
Диалог со зрителем: Интеллектуальное искусство часто провоцирует зрителей на обсуждение, толкование и поиск собственных значений в произведении.
Примерами художников, работающих в этом направлении, можно считать Казимира Малевича (супрематизм), Василия Кандинского (абстракционизм), Рене Магритта (сюрреализм) и многих других представителей современного искусства.
Елена Троянская Третья 28.01.2025 12:58 Заявить о нарушении