Эзопы российкого кино

"Безумству храбрых споём мы славу, потом же - тризну по ним мы справим."

Экранизацию романа Сергея Шаргунова «1993» с Евгением Цыгановым и Екатериной Вилковой снял режиссер Александр Велединский. Это история якобы про 1990-е — время больших ожиданий, в котором муж и жена оказываются по разные стороны баррикад. При этом буквально. В картине «о кризисе в стране и семье» - которая на деле является выражением сочувствия проигрывающей ныне в военном противостоянии стороне - также играют Александр Робак, Максим Лагашкин и Александра Ребенок. Автор фильма сотворил поистине троянского коня, мастерски - но безусловно, погорячившись и в равной степени проявив как смелость так и безрассудство.
Согласитесь, такое утверждение требует подтверждений. "Таки их есть у меня."

«Большой проект от автора самых ярких отечественных экранизаций («Обитель», «Географ глобус пропил»), поддержанный Фондом Кино и телеканалом «Россия 1» так и не обретает «авторскую призму». (РБК Лайф)

Не может быть! Не может автор деградировать и своё отношение не выразить – другой вопрос, если он не хочет это открыто демонстрировать. Но не может он удержаться чтоб меточку свою не поставить, иначе это не Мастер. Школа кинематографа Гайдая, снятого во времена советской цензуры, хорошо обучила режиссёров прятать дьявола в деталях. На них обучены обращать внимание лишь внимательные люди – а цензурой таковые обычно не занимаются. И в данном случае авторская призма высвечивается, и ещё как! Ведь имеется в виду отношение художника к описываемому? Будучи заложником чужого романа, автор зато вполне способен нанести некие штрихи, в корне меняющие содержание при рассмотрении под определённым углом.

Первым делом надо обратить внимание на вызывающее название фильма, вышедшего в 2023 году. Это сигнал: 30 лет, смотри параллели с нынешним. И учесть, что картина снималась в 2022, а автор всегда является зеркалом времени.

Вкратце смысл картины таков. Страна разрушена, народные волнения в разгаре: противостояние президента и парламента. Бывший физик (Цыганов) трудится в ассенизационной бригаде. Квартира продана, вместо неё куплен дом в лесу. Дочка доит козу, жена думает как свести концы с концами. Физик на работе наблюдает противостояние «парламентаристов» против «президентских». (Собственно об этом весь фильм - либерализм против авторитаризма.) Сперва он на вопрос: "За красных или за белых?" отвечает "сомневаюсь". Но после того как Президент нарушает Конституцию, объявив о роспуске парламента - он проникается к симпатией к сторонникам парламентаризма. Пока он трудится, его жена (Вилкова) идёт на курсы к заезжему гастролёру – бизнес-коучу (Лагашкин), пытаясь «обучиться бизнесу». В частной беседе в своём номере он популярно объясняет ей что это невозможно, при этом не упустив случая ей попользоваться. Унижение паче гордости...

Соседа «Цыганова» по даче – еврейского владельца ресторана (А.Робак) – убивает другой сосед (сопляк, переспавший с 16-летней дочкой «Цыганова»). Физик, видя развал государства, изготавливает дома самопальный пистолет: тренируясь в стрельбе подшипниками по портрету президента, ранит себе руку. Однако всё равно он идёт на защиту Белого Дома, без оружия. Там при нём погибает случайная женщина – учительница Олеся, также выступающая против президентских. Физик видит, как жестоко расправляются со случайными зеваками незримые снайперы.

И вот тут внимание заостряется на детальках. И если б не эти детали - фильм был бы действительно о 1993. Нюансы эти являются той самой спрятанной подписью маэстро на полотне картины. И в наши дни, когда в обществе над каждым "творцом" висит вопрос: "Zа" или "Против" - в 2022 году, году съёмок фильма - Мастер для гурманов сверкнул СВОим отношением к событиям. Итак...

Например, в момент разговора физика у театральных касс (1.07) камера крупно выделяет висящий на заднем плане плакат – театральную афишу: «Ночь ошибок. Пикник. 22, 23, 24 числа». И - всё: месяц не прочитать, изображения нет. Просто написано красным по белому. Словно красной кровью по белому снежку.
(К афишам после фильмов Гайдая всегда особое внимание.)
  С этой афишей - вообще ювелирно. На стене возле окошка театральных касс висела вначале афиша Театра Комедии, где значилась пьеса «Ночь ошибок» с указанными числами сверху вниз. Однако поверх старой наклеена новая афиша – белый лист с анонсом группы «Пикник» - при этом идущие сверху вниз числа не заклеены, левая сторона старой выступает. (Зритель не успевает задуматься – для чего это сделали при съёмке.)


Возможно, ни у кого не осталось памяти... не было и нет у группы «Пикник» ни такого концерта, ни такого альбома. А есть «комедия положений» с одноименным названием – которую конечно стоит знать как классику Оливера Голдсмита. «Ночь ошибок, или Унижение паче гордости» «She Stoops to Conquer» — дословно переводится «Она отступает, чтобы победить».

Тут закрадывается догадка: чумазая ассенизационная бригада, исполняющая танец "черепашек-ниндзя" в подземном тоннеле с сантехническими инструментами,   гидрантами и отбойниками в руках - не шахтёры ли Причерноморья?..

Мы не жалкие букашки,
Супер-ниндзя-черепашки,
Панцирь носим, как рубашки,
Юные таланты. Да-да!
Наш отряд бойцов всегда един!
Вредных, нерадивых победим!
Нас атаки не страшат,
Злых уложим всех подряд!
Мы не жалкие букашки,
Супер-ниндзя-черепашки,

Учитель дал уроки мастерства,
Теперь мы знаем их как дважды-два!
Хладнокровен всюду будь,
Прикрывай надёжно друга грудь!
Мы не жалкие букашки,
Супер-ниндзя-черепашки,
Панцирь носим, как рубашки,
Юные таланты. Да-да!

Итак, речь в афише конечно о ночи НА 24 февраля 2022. Понятие «пикник» всегда подразумевает выезд на природу и готовка барбекю на костре. Ассоциативно - военные действия. Крупный режиссёр никогда не снимает стену с афишей просто так - просто так и прыщ не вскочит. В кадр попадает только то, что несёт смысловую нагрузку. Следя за фоном, а не только за движущимися фигурами, можно заметить вкраплённые в ткань фильма знаки. Группа "Пикник" названа по названию романа Стругацких "Пикник на обочине", по словам лидера Шклярского. Пикник - военные действия - на обочине империи.

Кто же в данной ситуации «она»?
А тут необходимо вспомнить про погибшую на баррикадах Олесю. Всем советским людям известно, что Олеся непременно живёт в белорусском Полесье. Из этого можно заключить, что автор (режиссёр) сочувствует «безвинно расстрелянной белорусской демократии».
Стало быть, та «Она», которая «отступает чтобы победить» - это как раз не Российская Федерация, а противная сторона. «Унижение паче гордости»...

Тем временем жена физика тоже именно отступает от мысли спать с коучем, чтобы победить: она получает предложение от похоронной конторы, закапывавшей несчастного ресторатора. Теперь она, ощутив в себе деловую хватку, продаёт односельчанам гробы и венки. Случайно повторно встретившись с «Лагашкиным»-коучем (сопоставьте сами с прототипом), она вновь приходит в его номер, но видя разостланную кровать, ретируется по-английски, утверждаясь в мысли о самостоятельности.

Финал таков: Физик после ужасных приключений добирается своего до дома в лесу и ломает все гробы на доски, из которых вместе с супругой строит на своём участке надзорную вышку. Точь-в-точь как в сталинских лагерях. Самострел у него уже есть, занимается круговая оборона.
В общем, русские что ни придумают – всё автомат Калашникова выходит. А у многих российских "инженеров человеческих душ" – как обычно: кто о чём, а вшивый – о бане. Которая, возможно, их вскоре настигнет с такими эзоповскими вариациями. Не стоит недооценивать оппонентов.

Впрочем, декабристов в России многие жалели, пока они в колодках в Сибирь шагали - как юродивых. Хлебушка выносили болезным на Владимирском тракте. Россияне в массе своей вообще намёки не всегда сразу понимает по простоте душевной. Поэтому автор фильма пока с таким везением - и на свободе.

Шаргунова большинство знают не как писателя романа "1993", а как депутата Госдумы от КПРФ. Вряд ли такой человек закладывал подобный смысл, да ещё в 2013 году написания романа. А вот сценарий писал сам Велединский. И снимал он - так как считал нужным.
   Совпадения? Не думаем. В 1993 году группа "Пикник" выступила в Москве лишь однажды - на Шаболовке с альбомом "Настоящие дни" (1986-1992). Да-да, с таким названием. Так что это - ещё один "мазок мастера" из 2022.

Текст песни "Настоящие дни", визитной карточки альбома

Это выстрел в висок, изменяющий бег,
Это черный чулок на загорелой ноге,
Это страх темноты, страх, что будет потом,
Это чьи-то шаги за углом, это...
Это камень в руке, это лезвие бритв,
Настоящие дни, настоящие дни.
Это ждущие свет люди в серых пальто,
Настоящие дни, да, да, это...
Если будет день - значит тени не в счет,
Если харакири - то кривым мечом.
Если тушат свет - значит, грех так грех,
Если минарет - значит выше всех.
Выше всех, выше всех!

А в 1994 "Пикник" выпустил диск "Немного огня". Прибавьте 30 лет и получим мартовский концерт группы в 2024, пикник "на обочине" Москвы и "барбекю" из 150 жертв. Мистика: снимал-то автор фильм в 2022, за два года ДО трагедии крокусов. Совпадение, несомненно. С минаретом особенно - пятница, 22 марта 2024;г. – суббота, 23 марта 2024;г.   "Концерт" тоже, как и СВО, состоялся в точности согласно афише в фильме "1993"...

Если не смотрели - оно того стоит. В любом случае талант есть талант - даже если в начале забега в 2022 он поставил не на ту лошадь. Люди искусства вообще мало смыслят в настоящей любви и колбасных обрезках, сколько волка ни корми.
Повар получил заказ на варку компота, деньги на сухофрукты от спонсоров. Хорошо сварил, да так что не удержался - "подпись поставил". Помочился туда. Компот вроде как компот... послевкусие только какое-то едва уловимое.


Рецензии