Записки землемера. Комиссия-1. 1979 год
В конце мая получили от лесхоза приглашение, на сдачу земельного участка, отводившегося под строительство напорного нефтепровода от Повха, до Покачей. Срок три года истёк. Будьте любезны верните земельный участок! Я предварительно съездил в лесхоз (благо навигация уже была открыта), обговорил условия работы комиссии, по приемке земель. Условие услышал одно – прилетаешь на вертолёте, забираешь нашего представителя, делаем облёт участка, с осмотром качества выполненных работ по рекультивации, затем вертолёт доставляет представителя лесхоза обратно, и составляется акт приёмки земель. Задача понятна. Проще «пареной репы», озадаченный, я вернулся в НГДУ, доложил всё Клесову. Главное, что мне казалось трудновыполнимым: как заказать вертолёт, и чтобы он был без совмещенного рейса с какой-либо вахтой? Как найти начало трассы на Покачах? И полетит ли вертолёт, чтобы сразу после облёта вернуть в Локосово представителя лесхоза? Вот такие у меня были невесёлые мысли.
Маршрут получался таким – из Нижневартовска до Локосово, затем до Покачей, потом по трассе нефтепровода до Повха, разворот и прямой путь обратно до Локосово, а затем возврат в Нижневартовск. Я тоже должен буду остаться в лесхозе, для оформления акта. Общий по километражу маршрут, не укладывался в маршрут, обеспеченный наличием топлива. Переговорил с диспетчером, та с вертолётчиками. Вроде бы топлива должно хватить.
-Пиши заявку! - бросила в окошечко.
И тут я узнаю, что главный лесничий лесхоза прибудет в по делам, на следующей неделе в Нижневартовск. Появилась возможность взяв его в Нижневартовске, пролететь над трассой (тем более он знает, где нефтепровод начинается в Покачах), а затем доставить его в Локосово. План реальный, тем более можно будет ещё и вахту перевзти (это к вопросу экономии средств). Рискуя, не будучи уверенным, (что главный лесничий согласится), заказываю на дату, когда он собирался вернуться на «Метеоре» в Локосово, вертолёт по измененному маршруту: Нижневартовск – Покачи, затем по трассе до Повха, и далее в Локосово. Диспетчер заявку подписанную начальником НГДУ приняла, бросив:
-Хорошо поставим в заявку. Без опозданий, чтоб к 9-00 были на вертолётке!
Где-то в глубинах моей груди, заработал вновь механизм улаживания всей этой ситуации. Теплея от предстоящей удачи, и холодея от возможного срыва. Тогда ещё не работал прогноз погоды, как сейчас, когда можно такие виды работ планировать. Поэтому молю небо, чтобы была лётная погода, и зная, что вечером иду на встречу с главным лесничим, уговаривать его – чтоб согласился! Вечером, пришёл во двор дома, где он остановился, у своего приятеля, и увидел его играющего в шахматы, с каким-то дядечкой. Тут же и был его приятель, с которым я познакомился, как-то у моего брата Бориса. Игра идёт напряженная. Вмешиваться туда не резон. Понимаю, что в случае проигрыша партии главным лесничим, мои шансы могут быть равны нулю.
Сижу и молю ему удачи! Наконец, игра закончилась, отчего на лице главного лесничего появилось трудно скрываемое торжество победы. Я облегченно вздохнул, дело осталось за малым. Немного поговорили, я объяснил ему свой план, он немного задумался, потом согласился. Обещал к 9-00 прибыть на вертолётку. Обеспечить подвоз его на транспорте, учитывая состояние автопарка нашего НГДУ, я не мог.
- Хорошо, Николай. Я тебя понимаю. Но учти, если я завтра выеду на «Метеоре», то в 9-00 уже буду в лесхозе.
Я уверенный в волшебство плана, клятвенно, начал его заверять, что часам к 12-00 дня, мы прилетим в Локосово. Пожали друг другу руки, и на этом разошлись.
Утром я раньше всех прибыл на вертолётку, иду к вагончику нашего диспетчера, поинтересовался, получил ответ:
- В план поставили, ждите!
Сижу жду, главного лесничего, и мысленно разгоняю все пробки по дороге. А пробкам, как раз в это время и быть. Опять сижу, как на иголках.
Наконец всё утряслось, нас внесли в список пассажиров. Идём, на посадку. Рядом с диспетчером замечаю, нашего нового замначальника по общим вопросам Купцова. Предпенсионного возраста, человек, с внешностью заместителя министра. Не знаю, какого министерства, но то, что он не рабочей профессии, это заметно невооруженным взглядом. Вспоминаю, что накануне Клесов мне говорил, что возможно с вами полетит Купцов, для решения вопроса в лесхозе по решению штрафной санкции, за самовольную рубку леса. Мелькнувшая, когда-то у меня мысль, при виде строительства поселка на ст.Когалымская: - «А, где лес берут для работы пилорамы?» Вот эта мысль и нашла свой ответ. Нам в маркшейдерскую, никаких писем по этому вопросу не направлялось. Ну едет, едет. Я начальством не командую. Оно мной командует, и знает, что нужно делать.
У меня другая задача – сдать земельный участок! Летим, в северном направлении, при приближении к Покачам, дверка кабины вертолёта распахивается, выходит механик, и направляется ко мне(видимо диспетчер ему при посадке на меня показала). Сквозь шум слышу:
- Мы подлетаем, где трасса начинается?
Я смотрю, на главного лесничего, он понимает, что пришла его работа. Идёт к кабинке, и становится сзади, уже севшего на сиденье механика. Начинается облёт трассы. Я гляжу в боковое окно, где мелькает вырубка в виде широкой просеки в лесопокрытых местах, и видимая на болотистых, как следы от движения транспортных средств. Там, же видны бетонные блоки, выполняющие роль пригрузов, для нефтепровода. Облёт, при приёмке земель, в моей жизни первый. Я запоминаю всё, что вижу: ширину просеки, отсутствие завалов из сваленных деревьев, брошенных разных металлических крупных деталей, вагончиков. На мой взгляд, всё прибранно, нарушений нет. Волнует одно – а что видит главный лесничий?
Всё облёт завершен, поворачиваем чуть влево, и садимся на вертолётную площадку в поселке Повх. Приехавшая вахта выходит, заходит по команде диспетчера, вахта, вылетающая в Нижневартовск. Мы – замначальника, главный лесничий и я, остаемся на своих местах. Всё пока идёт по плану. Что-то долго разговор ведет с экипажем диспетчер. Мне это не нравится. Затем диспетчер подходит к замначальника, и что-то ему начинает объяснять. От её объяснений, замначальника побагровел, и двинулся к кабине пилотов. О чём велся с пилотом разговор можно было догадаться по жестикуляции замначальника, и эмоциях, бурно меняющихся на его лице. Что-то не то! Иду к диспетчеру. Она поясняет, что если лететь в Локосово, то до Нижневартовска топлива не хватит. Прогноз, сообщил об усилении ветра, а значит увеличении в следствие этого расхода горючего.
А ведь, трасса нефтепровода, была не извилистая, не могли мы там много «съесть» горючего. И гарантии, что горючего хватит, по маршруту, утвержденному планом, мне же сама служба вертолётная давала?
Что-то здесь не так! Больше всех огорчились – замначальника, и главный лесничий. Один понял, что не попадает в Локосово, и не понимает по какой причине, и кто виноват, и кого следует наказать? Другой понял, что в обещанные мной 12-00 дня, он уже не попадёт в Локосово. Я понял одно, что слово не сдержал, хотя не по своей причине. Но в создавшейся ситуации, кто это будет понимать?
Летим в Нижневартовск. При выходе из вертолёта, когда стих шум винтов(а на Повхе винты не останавливаясь крутили свой «зонтик», двигатель работал), и можно высказать всё, не надрывая голосовые связки, произошёл взрыв эмоций.
Взорвался замначальника, с внешностью замминистра. Такого гнева, я ещё не слышал. Видимо первое его задание, которое ему дал начальник НГДУ, он провалил, и с этим «провалом» не согласен в корне. Надо на ком-то сорвать накопившееся, внутри его грузного тела. Первые попали под разнос пилоты. Вторая удар приняла, прибежавшей встречать нас, наш диспетчер. Главный лесничий попытавшийся сказать своё веское слово по километражу, и укоривший пилотов, в изменении маршрута, тоже попал под раздачу замначальника.
Я притворился «ветошью», и стараясь быть незаметным, выскользнул из салона вертолёта. Следом за мной, вышли замначальника, и главный лесничий. По дороге до вагончика, было видно, как замначальника идёт, и продолжая жестикулировать, и всё, что у него накипело высказывает рядом идущей женщине – нашему диспетчеру.
- Николай, а кто это такой? Ему, куда в Локосово надо было? – спросил меня главный лесничий, тоже видимо возбужденный от разговора с замначальника, и раздосадованный сорванным планом дня. Я не стал ему объяснять, с какой целью замначальника летел в Локосово. Зачем? Если задачу, начальник НГДУ не отменит для своего зама, встреча замначальника с главным лесничим состоится. А там, уже и решайте. Вообщем, не стал я его ставить в известность, в моем задании этого не было. За более полгода работы, я понял одно – не усложняй себе жизнь! У меня в тот момент появилась задача, не требующая отлагательств – вывезти главного лесничего в Локосово. Я рванул к диспетчеру, попытался тоже, ей хоть что-то высказать. Да, не на ту нарвался! Да и молод был ещё. Всё ко мне и вернулось. Но видя, на моем лице мало радостных проблесков, да и моя невыполненная полностью заявка обязывала действовать, сказала:
- Ладно сидите ждите, наших бортов нет, посажу в какой-нибудь попутный у другой организации.
Я пошёл, к скамейке, где сидел главный лесничий, чтобы получить, и от него силой обстоятельств заработанную «горечи пилюлю». Ждали мы около двух часов, выглянула диспетчер, как «кукушка» на часиках, и крикнула:
- Кто на Локосово?
Я подошёл, мне было объяснено, так как наших бортов нет, полетите сейчас с вахтой на «Северный Варьеган», а оттуда уже вас забросят на Локосово. На мой вопрос:
- А почему нельзя сначала на Локосово, а потом уже вахту на Варьеган?
Получил ответ:
- А если с Варьегана горючего не хватит, знаешь, где я окажусь? Не наш борт, вот и довольствуйся тем, что дают.
Когда, всё это объяснил своему «напарнику» по несчастью, заметил, что ему, как бы уже всё равно, лишь бы хоть к вечеру, но оказаться дома.
В итоге вместо обещанных мною 12-00 дня, мы вышли с вертолета в 19-00 вечера, на площадке, которую знал только лесничий (несколько бетонных плит), за лесочком от конторы лесхоза. Было половодье, от вод разлившейся Оби, веяло приятной прохладой. Голова от напряженного дня, и от шума вертолёта гудела, но я был счастлив. Задача дня, с большими трудностями, но была выполнена. Первая моя комиссия по сдаче земель состоялась, и с хорошим результатом. И план по сдаче земель, в текущем 1979 году выполнен. Значит проблем с отводом новых участков у нашего НГДУ в течении года не предвидится.
Шел по тропке, следом за главным лесничим, и думал - в мае довелось помаяться, может в июне будет полегче?
Май, 2024 года.
Свидетельство о публикации №224050300793