Вологодские тайны советского периода
Вологодские тайны советского периода
Эстетика городской застройки против памяти истории
Это письмо полжизни лежало в моём архиве. Иногда доставал его, перечитывал, вспоминал обстоятельства его появления. Думал о тайнах истории, памяти и благодарности человеческой, государственной, о предательстве и, так называемой, целесообразности, которой многое можно объяснить и оправдать. Думал, как гнут человека обстоятельства, идеология, государственная политика и время. Какими пешками мы являемся в той «большой игре» политиканов. Как обезличиваются понятия и история путём статистики, обобщений и манипуляций, как во имя сегодняшнего цветения и принципов унижается прошлое и люди в нём. Не думая о том, что с вами будет то же самое, когда с лёгкостью сносятся памятники, уничтожается память народа в архивах путём сокрытия и прямого изъятия не актуального якобы на сегодняшний день. Таков человек, живя только сегодняшним днём и почти не думая о будущем, и легко забывая об ошибках прошлого, вернее не замечая их. А люди всегда были только расходным материалом для государства, о них конкретных можно забыть и в прошлом, и в настоящем. Что же такое, эта избирательная память общества, если воздвигаем не думая, свергаем без проблем. Вот в этих проблемах может быть и дело, ими всегда легко прикрыться, выбирая когда нужно что – то во имя чего – то снести, запретить, исключить. Но есть ещё память отдельного человека и врезавшиеся в неё случаи из жизни, найденные в архивах примеры, которые переворачивают, иногда, привычные и удобные представления современности.
Был самый расцвет «эпохи застоя», когда вечным казался путь к развитому социализму, когда советские люди научились уже жить по его законам, успешно обходя их. Но идеологи пугали капитализмом, из кожи лезли вон доказывая, что наш «выбор» социализма лучший в мире и это подкреплялось военной мощью СССР. Это было в начале 1976 года, для меня учёба в Вологодском пединституте, на историческом факультете. Может всё дело и было в том, что на историческом факультете и нас всё – таки готовили знать больше остальных советских людей, а, может, наоборот. Кто – то из студентов просто понимал разницу между тем что говорилось и что делалось, что провозглашалось и тем, как это было на самом деле. К тому времени на бытовом уровне это становилось ясным для большинства советских людей, но из нас же готовили идеологических работников и чуть больше, чем остальным позволяли узнать. Встречи с писателями, лекции любимых преподавателей, изучение архивов, вернее невозможность такого изучения, тоже играли свою роль. А ещё мы ходили по Вологде и присматривались. Уже тогда многое совершенствовалось, реконструировалось, в связи с новыми задачами, увеличением транспортного потока и. т.д. И руководству города предстояло решить, что ломать, где строить, что сносить, что сохранить. Но, это строго во имя построения нового счастливого будущего, и никак иначе. Вот и моя история из разряда вологодских тайн недалёкого прошлого. Хотелось бы сохранить память о ней, хотя бы на бумаге…
Перейдём от эмоций к конкретике. Напротив нового здания Вологодского драматического театра, построенного в 1975 году по адресу Советский проспект 1 (один) через дорогу в сквере и опять же почти напротив храма пророка Иоанна Предтечи в Рощенье стоял памятник (небольшой обелиск), видимо это была их могила, пом. командира Вологодского продотряда Кольцова и бойцов Михайлова и Кокарева. Всё это было совмещено, и вологжане привыкли к такой эклектике… Но вот в один прекрасный день поездка в центр города вызвала вопрос, а куда же делся обелиск с могилы продотрядовцев. Никто ничего не знал в моём родном институте, средства массовой информации тоже ничего не сообщали… Даже сегодня не знаю, какую оценку дать этой давней истории, а тогда тем более эта эстетика и идеологическая целесообразность городской застройки против памяти истории вызывала некую потребность узнать почему так, куда делся памятник на могиле и сама могила? Сейчас знаю, конечно, много подобных случаев из истории СССР, новейшей истории России и Вологодской области. Это когда политика вторгалась в искусство, менялись ориентиры, пристрастия, идеология. Что – то становилось не нужным, даже вредным в градостроительстве, архитектуре, скульптуре, стоящей на виду всего народа. Но, в советское время убрать втихую памятник с могилы «героев – продотрядовцев», погибших за советскую власть? Мне тогда студенту – историку показалось неприемлемым и непонятным. Давали о себе знать идеологические штампы той эпохи, но решился - таки узнать, а почему? Обратиться можно было и к руководству города, но на обращения в газету тоже давались обязательные ответы. Письмо было написано в газету «Красный Север». Видимо, редакция газеты отправила копию письма как запрос в Исполком Вологодского городского Совета депутатов трудящихся. От Исполкома пришёл ответ на мой адрес и в редакцию газеты «Красный Север».
«Редакции газеты «Красный Север». Копия тов. Вересову, г. Вологда, ул. Панкратова, дом № 80, кв.№ 2.
«Ответ на статью газеты «Красный Север» (которой не было Л. В) за № 2791 от 24 февраля 1976 года. (видимо газета переслала моё письмо, сделав его запросом в горисполком Л. В).
На Ваш № 2791 от 24 февраля 1976 года горисполком сообщает, что в связи с реконструкцией площади Революции произведено перезахоронение останков красногвардейца Вологодской рабоче-крестьянской гвардии Кольцова М. Ф. из могилы у детского парка на городское воинское кладбище.
По решению исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 7 ноября 1975 года за № 674 для организации перезахоронения была создана специальная комиссия под председательством тов. Соколова И. А, председателя Советского райисполкома.
Перезахоронение произведено 24 октября (когда комиссии ещё не было создано Л. В) 1975 года. По уточнённым архивным данным в могиле у детского парка был захоронен один Кольцов М. Ф. (Чудеса! По архивным данным, а что по костям в могиле, по останкам гробов это не устанавливалось? Значит перезахоронение произведено формально, без вскрытия могилы Л. В).
Зам. председателя горисполкома Кириллов А. В».
(Фотография письма прилагается)
Но, гладкая бумага до сих пор вызывает вопросы. Где было произведено захоронение указано – на городском воинском кладбище. Но, ни номера участка, ни номера могилы не указано. И пришлось тогда поверить официальным лицам в лице зам. председателя горисполкома тов. Кириллова А. В и председателя специальной комиссии по перезахоронению Соколова И. А. Как уж там было на самом деле неизвестно, так как непонятно как можно произвести перезахоронение 24 октября 1975 года, а комиссию по перезахоронению создать уже потом 7 ноября 1975 года. Видимо нужна была, на всякий случай, какая – то оправдательная бумага, если дело вдруг приобретёт какой – то общественный резонанс из – за обращения в газету и потребует точного ответа. Этого тогда не случилось, отсюда наплевательское отношение к датам, рассчитывая, что никто разбираться не будет. Вопрос в газете не поднимался и не дискутировался. В указанном номере газеты материалы только мажорного типа о предстоящем 25 съезде партии… Это было важно в то время, а сейчас как – то поникла важность очередного съезда и важнее разобраться в политике военного коммунизма первых лет советской власти и в том, а почему и за что погибали продотрядовцы. Понятно, что не так всё однозначно было с продотрядами и их методами. Но, на том этапе истории нашей страны они же делали государственное дело, решали задачи, которые им поставило государство для его выживания… С этим тоже ещё надо разбираться и разбираться, давать взвешенные оценки и рассматривать историю без идеологического осадка. А сегодня строятся в Вологде новые дворцы культуры и спорта и Драмтеатр не самое заметное здание областной столицы, детского парка тоже нет, а примерно, на месте скромного обелиска продотрядовцам стоит другой более достойный памятник уже нашей эпохи. Правда вот послевкусие несправедливости остаётся в этой истории. Всё мы временщики эпох и перемены неизбежны. А кто останется во времени, в памяти, кто решает это и почему решает за нас?
Государственным решением был поставлен памятник одного исторического периода. В другое время важнее было, в угоду реконструкции Вологды, убрать памятник на могиле. Не с почестями, а келейно перезахоронив когда - то героев, а сейчас неудобных людей в нужном для других целей месте.
А вернее всего никакого перезахоронения не было вовсе, а обелиск просто убрали или перенесли. Интересно, сохранился ли он на воинском кладбище Вологды, помнится сделан он был на долго из камня, правда скульптурным шедевром не являлся.
Понимаю, что речь может пойти и о драматическом сносе кинотеатра им. Горького в здании бывшего храма и о том, что всё это во имя красоты и реконструкции центра города. Но на месте храма (кинотеатра) поставлен хотя бы покаянный крест, а в нашем случае… Гибель во имя государства, за верность государственной политике своего времени и полное забвение тогда и сейчас. Возможно, Кольцов М. Ф и его товарищи не совсем вписывались в новую реальность, но полностью забыть и пренебречь их памятью нельзя. В этом материале, который получился неожиданным, можно кивать на время, на обстоятельства, на перепланировку города ради его жителей, на мудрую политику: путём мелких уступок памяти улучшить красоту Вологды, на экономическую необходимость, эстетическую, идеологическую, градостроительную неизбежность, целесообразность, но всё равно остаётся флёр исторического предательства с которым нам всем жить.
Свидетельство о публикации №224050300888