Душа и тело

Звоню Саша: -Еду сейчас с Гришей на дачу. Он меня отвозит и возвращается в Находку. Приедет к вечеру на следующий день. Можешь приехать четырех часовой электричкой. Миша-Бабай дачников возит. Доедешь до дачи.
-Жди. Буду.
-Как долго, Сергеич, мы не мылись в баньке! У меня уже кости все скрипят.
-Да, забросили мы дачу. Живы ли там твои пчелы?
-Я на днях отвозил клиента в этот район. Заходил на дачу. Пчелы живы. Поставил кастрюли для сока.
-Так уже листья на деревьях. Какой сейчас может быть сок?!
-Что-то потекло, когда пробил кору.
Набрав воды в роднике, подъехали к даче. Соседей нет. Разгрузив машину, Гриша уехал. Затопил печь. Благо, что Гриша привез сухих дров. Через полчаса вскипел чайник с водой родниковой. Напившись чая, стал читать книгу. В пять часов появился Саша. Перекусили.
-Хочешь послушать еще высказывания Афонских старцев?
-Конечно! Это же интересно. О чем?
-О душе и теле.
«Величайшая церковь, где с радостью поселяется Бог,- это та, которую Он весьма искусно сотворил собственными руками,- наше всецелое бытие, наше душа, когда она чиста». Архимандрит Ефрем Святогорец
«Если естество наше Духом не будет сохранено непорочным, или не очищено, как подобает; то во едино тело и дух со Христом быть не может, ныне и в будущем возустроении. Ибо всеобъемлющей и всеединящей силе Духа необычно плат ветхости страстей пришивать к новому хитону благодати.
В мысленной силе души рождаются и действуют помыслы, в раздражительной-зверские страсти, в вожделенной-скотские похоти, в уме-мечтательные воображения, в рассудке-мнения.
Тление плоти порождение. Вкушать пищу и извергать излишнее, гордо держать голову и лежа спать,- естественные принадлежности зверей и скотов, в коих и мы, став чрез послушание подобными скотами, от свойственных нам, богоданных благ отпали, и сделались из разумных скотскими и из божественных зверскими». Святой Григорий Синаит
Важнейшим из свойств души, согласно Писанию, является подобие человека с Существом Бога. Человеческая природа, созданная по образу и подобию, в высшей степени превосходит природу всех других существ, которых сотворил Бог.
Характернейший признак души, которую Бог вдохнул в человека, есть подобие ее своему Творцу, а это означает, что душа является вместилищем Божественных свойств.
По учению богоносных наших отцов, сил души насчитывается четыре: воля, рассудок, мужество и справедливость. Они рождаются в так называемом трехчастии души, а именно: в разумной части, в раздражительной и вожделевательной. Воля занята тем, что приводит в движение раздражительную часть, рассудок, или разум, побуждает к правильному суждению и трезвению разумную часть. Справедливость направляет  вожделевательную часть души к добродетели и Богу. И, наконец, мужество упорядочивает пять чувств в их разумных движениях.
Чистая душа та, которая освободилась от страстей и радуется Божественной любовью». Старец Иосиф Ватопедский.
«Три у нас в душе части, или силы: мысленная, желательная и раздражительная. От этих трех сил по причине повреждения их рождаются и троякого рода неправые помыслы и движения. От силы мысленной рождаются помыслы: неблагодарности к Богу и ропотливости, богозабвения, неведения божеских вещей, нерассудительности, всякого рода хульные помыслы. От силы желательной рождаются помыслы сластолюбия, слабоволия, сребролюбия со всеми их многочисленными видоизменениями, составляющими область самоугодия. От силы раздражительной рождаются помыслы гнева, ненависти, зависти, мщения, злорадства, зложелательства и все вообще злые помыслы». Преподобный Никодим Святогорец
«Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится,- она говорит: «так Богу угодно». Если болен,- думает: значит мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее. И так сохраняется мир в душе и теле» Преподобный Силуан Афонский
Еще о человеке, душе, теле прочитаю из книги Святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты». Святитель  жил в 19-м веке. Скончался 30 мая 1867 года.
«Сотворение человека. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Под словом образ должно раз уметь, что самое существо человека есть снимок/портрет/ с Существа Божия; а подобием выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобие, сопряженные вместе, составляют полноту сходства; напротив того, утратою или искажением подобия нарушается все достоинство образа. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему: следовательно, сотворил его совершенным образом Своим. Человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам –по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре. Зло или недостаток не могли иметь никакого места в человеке: несмотря на свою ограниченность, он был совершенен; несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом. Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению- назначению быть храмом всесовершенного Бога. Ум человека долженствовал быть Умом Божиим, слово его долженствовало быть Словом Божиим, его качества должны быть Богоподобными. Вселения Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком, человек тварь соделывается причастником Божественного естества…»
«Тело и душа. Действие творца при сотворении человека-мужа Священное Писание изображает так: Создал Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни и бысть человек в душу живу». Этот образ сотворения человека показывает в нем превосходнейшее и ближайшее к Богу творение. Человек производится не единократным действием, как произведены были прочие твари, но образуется и созидается постепенно. Творец мира для сотворения земли, неба, громадных светил, бесчисленных растений и животных употреблял единое свое Слово; Творец человека представляется сперва глаголющим в Самом Себе, потом действующим; сперва образующим тело, потом вдыхающим в лицо человека дыхание жизни. По самому сотворению достоинство тела человеческого несравнимо выше всех прочих тел, а душа несравненно выше всех душ животных, душ, которые произвела из себя земля по повелению Творца…Весь человек наименован живою душою, потому что, по соединении души с телом, он сделался единым существом, состоящим из души и тела, но существом, в котором полное преобладание имеет душа. Тело- дом души, ее одеяние, ее орудие…Священное Писание прямо свидетельствует, что человек-вполне создание Божие…Православная Восточная Церковь постоянно признавала человека существом, созданным по душе и телу быть причастником Божественного Естества, быть богом по благодати…Для сотворения жены Бог навел иступление на Адама.
Для сотворения жены Бог навел иступление на Адама. Он уснул. Во время этого необыкновенного сна Господь взял одно из ребер его, и, сотворив жену из ребра, привел ее к Адаму. Несмотря на то, что взятие ребра совершилось во время странного сна и иступления, Адам немедленно узнал, по внушению обитавшего в нем Святого Духа, происхождение жены своей…. Во взятии жены от мужа видим образец бесстрастного размножения рода человеческого до его падения. Взята жена из ребра Адамова: в это время А дам не подвергся никакому ощущению, нарушающему непорочность; напротив того, он находился в иступлении, которое наведено было Богом. В такое состояние приходят только благодатные человеки.
Тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом, то есть с силою словества-этим высшим достоинством души человеческой. Борьба между составными частями человека-это обнаружение внутри живущей смерти-борьба, ныне не прерывающаяся и не дающая покоя человеку ни днем, ни ночью, тогда не имела места.  Дух пребывал постоянно горе, при  Боге; увлекал туда с собою душу; она влекла туда с собою тело.. Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине грехопадения..Тело Адама. Не сгорало от огня, не тонуло в воде, не опалялось солнцем, не подвергалось влиянию стихий, которые сами находились в совершенном благоустройстве и мире…В основание изложения нашего о душе человека мы полагаем то определение, которое делает ей вышеприведенный учитель Церкви/Иоанн Дамаскин/,- говорит он,- есть существо живое, простое, бестелесное,  телесными очами по своей природе невидимое, бессмертное, разумом и умом одаренное, безвидное, действующее посредством органического тела и сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум,  не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное, одаренное способностию хотеть и действовать, изменяемое, и именно изменяемое в воле, как существо сотворенное»…Святые Отцы научают нсас, что душа имеет три с илы: силу словесности, силу желания, или воли, и силу мужества, называя сию последнюю силою ярости; она в общем употреблении у нас называется характером, энергией, силою духа, мужеством, твердостию. В силе словесности преимущественно напечатлен образ Триипостасного Божества…» Все!
-Ну, и кто сейчас поймет, что здесь написано?  Опять Рай и Ад, Адам и Ева. Бред какой-то!
-Вот поэтому Учителями человечества даны истинные знания, а не этот бред, который тянется столетиями из догм, придуманных полуграмотными священниками.
Теперь из Учения Живой Этики.
Просыпаясь к человеческой, физической эволюции дух приступает к новому заданию, к развитию разума, для чего дух вступает в сочетание с манасом /манас-буквально «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного или Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке, или Духовная Душа/, который в своем зачаточном состоянии, конечно, еще не может руководить человеком, и такой человек-животное долгое время следует своим импульсам, или инстинктам, или низшему аспекту манаса. Проходит несказуемой длительности века, или эоны, прежде чем высшие или более высокие способности манаса могут начать проявляться и тем создать истинного человека или венец этого проявленного Космоса. Если бы не самоотвержение Высших Духов, мы до сих пор бы находились в состоянии Троглотитов. Наше земное человечество обязано своей ускоренной эволюцией Старшим Братьям и Сестрам, или Великим Учителям. Конечно, дух должен руководить своей эволюцией, и к скорейшему пробуждению этого сознания в человечестве и направлены все усилия Великих Учителей. Но как часто дух молчит, как редки случаи ровного, непрерывного восхождения Сколько бездушных людей заполняют пространство! ! Сколько регресса встречается в развитии человеческом! Дух может проявиться и действительно руководить лишь при высоком развитии сознания или необычной чистоте сердца.
В действительности трудно совершенно отделить дух от души… Во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала- духовное, психическое и физическое-дух, душа и тело. В восточных Учениях эти три основных начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделениям; последнее подразделение было принято Махатмами в «Тайной Доктрине». Так, высший, или основной, синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи/часто называемый духовной душой, в отличии от человеческой-животной души/, образуя, таким образом, Монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее  следует пятый принцип Манас- самоосознание, или мыслитель/Высший Разум/, и эти три принципа составляют высшую триаду, или у же сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составляющих его земную личность или, как говорят восточники, его низшее Эго. Так, в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как зерно духа, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвертом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвертый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах, как Кама-Манас/или низший ум, интеллект, или, в буквальном переводе, ум желаний и Кама-Рупа/форма субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей/. Это есть мыслитель в действии, в связи с Манасом/высшим/ и Буддхи образует высшее тонкое тело, или духовную душу духовного, развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупа, соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом, Кама-Манасом, состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать и Архатом, нужно, именно в физическом теле соединить 4,5 и 7 принципы и слить их в шестом Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем качестве высокой психической энергии. На Востоке способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антакарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго, в свою очередь, также передает высшему Эго все те впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными, или теми накоплениями, которые хранятся в «Чаше». Таким образом, истинная индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа в его личности или в сменяющихся земных проявлениях; отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. Так, личное, или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, то г да как дух, или высшее Эго, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципа. Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, дает нам возможность развить и утончить и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвертый принцип играет огромную роль, ибо в нем заложено желание, это стимул к жизни, который, проходя успешно горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет творчества.  Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в «Чашу» накоплений, собирающую Амриту…Мы должны стремиться, чтобы каждый новый облик, каждая личность была прекраснее предыдущей».
-Сложно, конечно, для меня.-признался Саша. –Между низшим Эго и высшим стоит Антакхарана. Это для моего понимания как-то недоступно.
-Антакхарана служит связующим посредником между божественным Эго и личной Душой и передает от низшего к высшему Эго все те личные впечатления и мысли человека, которые могут быть, по своей природе, ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью и, такими образом, стать бессмертными вместе с инею; это единственные элементы преходящей Личности, переживающие смерть и время. Отсюда явно следует, что в человеке лишь то, что благородно, духовно и божественно, может подтвердить в Вечности то, что он существовал. Так Елена Блаватская объясняет Антахкарану.
Теперь о семеричной структуре человеческого существа.
Физическое тело. Эфирный двойник/низшее астральное тело/. Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи именно эфирного двойника медиума. Прана-жизненный принцип, нераздельный от всех проявлений в Космосе. Кама-животная душа/или высшее астральное тело, через которое проявляется желание в двух аспектах: а/Кама-Манас-низший ум, или интеллект; б/Кама-рупа-форма/субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии/. Манас-самосознание, или мыслитель/Высший Разум. Буддхи-духовность, духовная душа, в отличие от человеческо-животной души, проводник, через который проявляется Атма. Атма- Дух, или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе .
Мир высшей духовности, Мир Огненный, есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Весь Космос построен на семеричном основании, потому каждая энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную скалу напряжения и утончения.
Материально-энергетическая структура человека: Ментальное тело, Физическое тело, Эфирное тело и Астральное тело.
Тонкое тело есть прототип физического. Существует полное соответствие между тонким телом и физическим. Каждый физический центр имеет свое соответствие в тонком теле. Так, все астральные чувства и центры живут так же, как и физические, но в своих тонких излучениях. Мир внешний есть лишь отображение мира внутреннего.
Эфирное тело или тонкие флюиды, выделяемые из физического тела, являются эманациями физических центров. Эфирное тело утверждает тело физическое и укрепляет астральное, являясь связью между этими двумя телами.
Есть семь чувств астральных. Именно, соответствие пяти чувств, определенно ощущаемых в земной  оболочке. Плюс шестое, еще редко проявляющееся чувствознание, или так называемая интуиция, и седьмое чувство, синтетическое, или духовность. Астральные чувства живут так же, как и физические, но в своих тонких излучениях.
Аура уявляет комплекс излучений энергии-жизненной и так называемой психической энергии, которые выявляются сердцем, солнечными сплетением и всеми центрами нашего существа. Каждая мысль, каждая эмоция и ощущение отражаются и отмечаются в виде излучений на ауре. Аура ткется энергиями, и потому, как таковая, она действует не только на все существа, но и на все окружающее ее.  Нет ничего, на что бы не действовала  аура, особенно аура сознательного человека. Сила воздействия ауры пропорциональна мощи психической энергии в человеке.  Аура соткана жизненными энергиями, и каждая энергия имеет свою определенную вибрацию. Вибрация лежит в основании Мироздания. Сама материя есть лишь сгущенная вибрация, или Великое Дыхание, которое пульсирует в Пространстве даже во время пралайи. Главная мощь ауры- в ее насыщенности психической энергией высокого качества. Саура есть синтез всех энергий нашего существа. Аура не только вибрирует, но и светит всеми цветами радуги. Заградительная сеть явлена маленькими огненными язычками. Три круга образуют как бы тиару, но, конечно, при высокой степени Огненной Йоги. Аура людей среднего уровня сознания и невысокой нравственности имеет форму аурического яйца, и свет ее довольно тускл, и часто она бывает пятнистой, с неприятными цепкими образованиями в ней.
Всего чакр или огней 49. Для высокого духовного развития нужно не только открытие, но и трансмутация всех центров, ибо просто открытие одного или двух центров ведет лишь к низшему психизму и ко многим опасностям. Но вообще без участия Учителя недоступно правильное открытие центров». Все! На сегодня хватит. Завтра почитаю еще одну интересную тему.
-У тебя неинтересных тем не бывает. Я, Сергеич, завтра после обеда пойду с ночевой на утес. Хочу встретить там рассвет на 1 мая. Ты же встречал там рассветы.
-Встречал. В основном зимой и на пасху. Лучше бы ты встретил рассвет там,  через неделю, на пасху.
-И на пасху схожу.
-Палатку и спальник взял? Там будет ночью холодно. Сейчас по ночам здесь температура падает до ноля, а днем до 20 тепла.
-Конечно! И куртку теплую взял.
-По рюкзаку я понял, что ты набрал много чего.
-Я хочу следующую ночь провести на вершине Чандалаза. Там встретить закат и рассвет. Оттуда уйду к себе на дачу.
-Хороший поход. Молодец! Я бы тебя поддержал, если бы…
-Я на тебя и не рассчитывал.
-Гриша сказал, что вылечит меня психической энергией. У нас, говорит он, баня наполняется психической энергий. Нет тапкой нигде бани.
-В чем секрет? У нас тоже есть баня.
-Во-первых, нет никакого железа в бане. Во-вторых, вулканический камень, который при нагреве и дает психическую энергию.
-Где он достает этот камень?
-За Козьмино. Там в древности был вулкан. На берегу много камня вулканического.
-Надо сказать хозяину.
-Для того, чтобы нагревать этот камень, надо печь сложить особым способом. Гриша переделал эту печку.
-Понял. Значит, хозяин будет без психической энергии. Ладно. Прогуляюсь перед сном.
-Сходи. Я почитаю, пока еще видно.
Вернулся Саша, когда уже начало темнеть.
-Далеко ходил?
-До ЛЭП. Видел у речки вал гранитный и плиту на котором этим валом мололи зерно.
-Да. Корейцы в этой пади жили. В тридцатых годах их всех отсюда вывезли в Казахстан. Фанзы сожгли.
-Там какие-то земляные возвышения от домов остались.
-Еще в семидесятых годах этот ключ Чандалазский был рекой. Лес после ухода корейцев стали вырубать. Особенно дачники постарались. Сопки стоят голые. Здесь даже когда-то кедрач был. Там, где появляются люди, там природа страдает. Валентин Семененко жил в детстве в Ворошиловке.
-Знаю.
-Он рассказывал, что тайга была сразу же за его деревней непроходимая. Кедр, ель, орех маньчжурский, тополя -все несколько обхватов. Ничего не осталось. Все вырубили. Одни дубы кривые на сопках. Ладно. Перекусываем и спать.

Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов


Рецензии