Божья обитель

 Израиль можно любить, либо ненавидеть, третьего не дано. Те, кто его ненавидит – рано или поздно покидают страну, которая не приемлет такого отношения. Те, кто любит, получают все, что им необходимо и даже более того. Причем не важно евреи они или нет.

 Зихрон Яаков славится по всей стране, а также за ее пределами, парком Ротшильда, винными погребами, очаровательной прогулочной зоной, где на время забываешь, что ты в Израиле. Здесь же находится менее известное общество «Бейт Эль» (Дом Бога). Менее известное оно по одной простой причине: люди, которые в него входят, скромны и служат Богу, и не имеют никакого желания себя рекламировать. Их дела и заслуги говорят за себя.

 «Бейт Эль» включает в себя несколько заводов, кондитерскую, а также продукцию шоколада и варенья. Организация насчитывает более 1000 человек, все они выходцы из Германии. Не евреи. Они проживают на территории Зихрон Яакова, в киббуце, одному из немногих, подчиняющихся коммунистическим правилам всеобщего имущества. Это значит, что им ничто не принадлежит. Все находится в совместной кассе, и каждый получает по потребностям. Питаются в общей столовой. Делятся всем, что имеют. Жертвуют в общую корзину, чтобы каждый член общества мог пользоваться тем, что ему необходимо. 

 Истоки «Божьей обители» лежат в 60-х годах прошлого столетия, когда некая дама по имени Эмма Бергер прибыла в Израиль из Германии с несколькими ее подвижниками. И какова связь немки-католички с Землей Обетованной, спросите вы? История увлекательна: за несколько лет до приезда, Эмма была смертельно больна, и врачи предсказывали летальный исход в самое ближайшее время. Нашей героине посчастливилось встретить человека, который посоветовал ей молиться Богу, и что таким образом можно получить излечение. Эмма начала усердно молиться, при этом дав обещание – посвятить свою жизнь служению Богу по оздоровлении.
И чудо свершилось. Анна выздоровела. И не забыла обещания данного Богу. Ее служение началось с чтения Танаха, Торы и все больше усиливало в ней желание совершить что-то на пользу людям. Со временем, к ней присоединились люди, которые по тем или иным обстоятельствам вышли из лютеранской или протестантской церквей. Не получив ответа на свои вопросы, или, может, необходимой им поддержки, эти люди продолжили свой поиск за пределами религиозных догм.  Сосредоточившись на чтении Торы, они осознали и пришли к более глубокому пониманию веры, отличного от того, что предлагает современная церковь: что Бог един, и у него есть ответы на все вопросы, и отдав свою волю в его руки, мы сможем познать настоящее счастье.
Настоящая религия не принуждает, не обвиняет, но принимает человека таким, какой он есть, и дает ему поддержку в необходимую минуту.

 Сообщество Анны с годами расширилось, и начало искать новые подходы служению Богу. Таким образом было принято единое решение о переезде из Германии в Израиль. Они начали искать место, где поселиться, и снова Бог помог Анне, послав ей человека, указавшего дом в Зихрон Яакове, выставленный на продажу. Дом находился в частном владении, однако муниципалитет города услышав о продаже имущества, да еще и не гражданам Израиля, и немцам, воспротивился данному обстоятельству. Мэрия предприняла ряд безуспешных попыток, чтобы противостоять покупке. Пожар, саботаж, угрозы жизни…но противостоять Божьей воле ничто не в силах, и после бюрократической волокиты, дом вступил во владение немецких сионистов.


 Так началась история «Бейт Эль» в Израиле. В начале пути, они молились, тем самым облегчая страждущих, но так как люди они были усердные, то очень быстро пришли к выводу, что желают также заняться неким физическим трудом. И вновь им была послана помощь. По счастливому случаю Анна встретилась с представителем армии. В беседе с ним выяснилось, что в Израиле есть область до сих пор не затронутая, и в армии уже осознали необходимость выработки системы воздушного охлаждения.

 Никто из членов «Бейт-Эль» не имел надлежащего образования в данной сфере, но они пришли к всеобщему мнению, что можно обучиться и приступить к делу. Сказано – сделано. Военная обстановка страны породила большой спрос на продукцию завода, и с годами завоевало все большую популярность. Ведь каждое убежище обязано иметь вентиляцию, а в Израиле их немало. На сегодняшний день все новые постройки (жилые дома) по закону обязаны иметь комнату, которая служит бомбоубежищем, а в ней оборудование для того, чтобы позволить людям дышать в течение длительного срока.
Организация насчитывает 5 заводов и еще один в процессе стройки. Все они находятся в разных частях страны. Они производят не только систему воздушного охлаждения, но также внутреннее оборудование для амбулансов и военных палаток первой помощи, части для Боинга. На всех заводах работают как члены общины, так и израильтяне. Таким образом, «Бейт-Эль» способствует созданию рабочих мест.
«Бейт-Эль» вплотную работает с армией обороны Израиля, с предприятиями на территории страны и заграницей. Все производится в Израиле, тем самым увеличивая доход страны.

 Дорога, которая ведет к заводу и поселению «Бейт-Эль» проходит через винные погреба «Кармель», одной из первых начавших алкогольную индустрию на Земле Обетованной. Затем крутая дорога уходит вниз, по обе стороны огромные деревья времен Сары и Аарон Аронсона (основатели Зихрон Яакова) уходят ввысь, а затем постепенно превращаются в лес и горы, посреди которого расположен «Бейт-Эль».
Сегодня утром я присоединяюсь к своеобразной экскурсии, которую организация проводит на постоянной основе для всех желающих, что приезжают в группах. Этим утром, я, вместе с пенсионерами из Маалота (север страны), которые прибыли на экскурсию в Зихрон Яаков, чтобы прочувствовать сполна его богатую историю. Их экскурсовод выбрал начать путешествие именно здесь, в этом зале, проникнутом тишиной и спокойствием, чтобы напомнить нам, израильтянам, что есть люди, которые любят и поддерживают нашу страну во все времена.

 Элиэйзер проводит беседы подобные этой несколько раз в неделю в течение многих лет. Спрос к ним растет постоянно. Быть может, это связано с нежеланием организации проводить интервью, и таким образом выставлять жизнь общины напоказ. Либо с тем, что «Бейт-Эль» преуспевает во всех сферах жизни, в это не может пройти незамеченным.

 Члены общины тем не менее пользуются больничной кассой Израиля, делают покупки в местных супермаркетах, то есть имеют точки соприкосновения с внешним миром.
Экскурсия проходит в зале. Живописный рассказ и небольшие видео и фотографии дополняют беседу. Внутрь, по соображениям секретности и безопасности никто не заходит.

 Элиэйзер повествует о том, что в киббуце существует собственная система образования, она утверждена израильским министерством культуры, и в общих чертах не отличается от израильского обучения, за исключением того, что преподавание ведется на трех языках: немецком, английском и иврите. Также, немцы считают важным внедрение предметов труда, чтобы задействовать не только голову, но и руки. Преподаватели нанимаются как из членов общины, так и из вне ее. 
После окончания школы, большая часть выпускников поступает в училище «Бейт-Эль», где овладевает мастерством для работы на одном из заводов.  Инженеры, механики, слесаря, но также учителя, кондитеры, повара и другие специальности, выходят из местного училища.  Все изучаемые профессии необходимы организации.
Редки те подростки, которые выбирают покинуть родные места. Но у всех есть выбор. Они могут выехать из «Бейт-Эль», либо вообще из Израиля, но у них всегда остается опция вернуться обратно.

 Посреди нашей встречи, в зал заходит группа примерно из десяти мужчин и женщин, и Элиэйзер объясняет нам, что это местный хор, и принято исполнять несколько песен для посетителей.  Хор состоит из членов общины. Все они скромно одеты, женщины без макияжа. От них веет простотой и душевностью, которых нам так не хватает в повседневной жизни. Чистота мыслей и поступков, то, что ведет к истинному счастью.

 Хочется верить, что люди, которые сюда заходят, хотя бы на часовую экскурсию, уже не выходят прежними, а пересматривают свои взгляды на жизнь.
Когда хор начинает петь отрывки из псалмов, я закрываю глаза. Момент затрагивает душу и сердце. Эти люди, у которых нет еврейских корней, но любят Израиль больше, чем некоторые коренные жители, и, вне всякого сомнения, привносят многочисленные изменения на всех уровнях.
 
 После песнопения и громких аплодисментов, Элиэйзер продолжает рассказ. Сейчас речь идет о магазине; в нем на продажу имеется мед, шоколад, варенье, хлеб, печенье – и все местного изготовления. Элиэйзер вспоминает как несколько лет назад несколько человек из «Бейт-Эль» ездили на Голаны (север страны), где выращивают ягоды: чернику, смородину, клубнику. Они обратили внимание, что очень большое количество ягод опадает без того, что их собирают. И тогда члены общины решили, что из этих ягод можно делать варенье, и таким образом они продолжили служить людям, а, следовательно, Богу. Так рассуждает Элиэйзер и все члены общества «Бейт-Эль». В первую очередь думать не о себе, а о том, как можно помочь ближнему своему. Высвободить собственную волю и желания, и передать их в руки Бога, так как он знает, что делать самым наилучшим образом.

 «Божий дом» растет, развивается, смотрит в будущее с верой, оптимизмом. Члены общества процветают во всех смыслах этого слова, и на мой взгляд, их секрет в скромности и чистоте. Потому как, когда ты живешь в истинном служении людям, то постигаешь настоящее богатство, как духовное, так и материальное.


Рецензии