Джамайка, или Ходит песенка по кругу

              Из цикла рассказов "Воспоминания далёкого детства"

      Когда детям говорят, что в споре рождается истина, они почти не воспринимают эти слова всерьёз, потому что знают другую истину: со взрослыми лучше не спорить! У взрослых, как у людей сильных или обличённых властью, аргументов правоты всегда больше, а среди разных аргументов есть и страшноватые: в угол на горох поставлю, ремня дам, дурь выбью и ещё много разных, но очень "убедительных". Всегда так было, наверное, со времён царя Гороха, и хоть царя этого давно нет, но горох-то и сейчас найдётся!

      Воспоминания о чём-то частенько приходят на ум, когда свежие новости тормошат что-то далёкое, казалось бы, начисто забытое и совсем ушедшее.
      Вот и сегодня, 30 апреля 2024 года в новостях промелькнуло: "На дебатах в Мосгордуме предложили вернуть телесные наказания. С такой инициативой выступил первый зампред Клуба Адмиралов Валерий Дорогин. По его мнению, «битье определяет сознание», а потому в школах нужно ввести «армейскую» систему наказаний и поощрений. У подростков отсутствует понятие совести, и «что хорошо, а что плохо, познается через спину», добавил он".

      О! Сколько сразу старого недоброго всколыхнулось в такой инициативе: шпицрутены, розги, нагайки, "кошки"... Ностальгия по временам (в которых сами не жили), по традициям (которые часто трудно понимаемые)?! Сейчас более удобны в применении резиновые дубинки, электрошокеры, слезоточивый газ... Каждому учителю по электрошокеру, а каждому завучу по резиновой палке?! Такая уж проза жизни теперь наступила, а ведь сколько было поэзии в одной только строке: "«Как хороши, как свежи будут розги…» (А. Аверченко).
      Но про школьные розги как-то не вспоминается, я их не застал в своём рождении, их отменили для  детей ещё на заре Советской власти, что и разумно, так как всяких прутьев и ремней советским школьникам и дома хватало. Учителя это знали, когда писали в дневнике: "Родители, срочно примите меры!!!". Три восклицательных знака недвусмысленно говорили, какие меры нужно применить: порку, конечно, кто бы сомневался?!


      Я тогда учился, кажется, во втором классе, а соседка, Катька, о которой пойдёт речь, была уже в классе четвёртом или в пятом. Она была дочкой матери одиночки, и ютились они вдвоём в комнатушке, которая была расположена за стеной большой бабушкиной комнаты. Хотя я и жил в те годы с родителями уже в другом, но таком же старом доме, и на той же улице, часто находился в этой коммуналке, так как родители работали, и я приходил к бабушке после школы.
      Других детей в этой коммунальной квартире больше не было, в отличие от двора этого двухэтажного деревянного дома. В нём, образованным "П - образно" расположенными домами и короталось в играх и разговорах наше детское время.

      Понятно, что Катька не обращала на меня особого внимания - слишком велика была разница в наших возрастах по детским понятиям.
      Но однажды, выйдя на общую проходную кухню, чтобы отточить новые карандаши, я столкнулся с этой девчонкой, которая подогревала на газовой плите чайник. Не молча же стоять рядом?! Что-то спросила она, что-то спросил я. Пустая беседа перешла в игру: мы стали в шутку тыкать друг друга ещё не отточенными карандашами, изображая искусство фехтовальщиков.
      Катька насмешливо говорила, что она и выше и ловчее меня и, конечно, мне её не превзойти. Она сумела нанести мне карандашом "смертельную" рану в область сонной артерии. Причём тупой конец карандаша впился в кожу довольно сильно и больно. Что оставалось делать? - я признал своё поражение!

      Вечером за мной пришла мама и увидела кровяной след на моей шее, похожий формой на скобку, какую ставят при письме.
      - Откуда это у тебя? - спросила она и потрогала ранку, - это кто-то тебя в школе за горло схватил? - продолжила она встревоженно.
      - Нет, никто меня за горло не хватал, - ответил я, не понимая, почему возник этот вопрос, потому что отпечатка карандаша я сам не видел и даже не чувствовал.
      - Но как же не хватали?! Вот же от ногтя след остался! Это кто тебя?.. - вступила в допрос бабушка.
      - Никто, - отрицательно помотал я головой.
      - Когда он из школы пришёл, никакого следа на шее не заметила, - стала припоминать бабушка, - может, это ты, Катя, его душила тут?
      Бедная Катька явно изменилась в лице, что указало на её причастность к преступлению.
      - Нет, я не душила, я его вообще за шею не трогала! - отвечала Катя чуть дрожащим голосом.
      - Как же не трогала?! Вот и отпечаток твоего ногтя! Маленький ноготь, не взрослого человека, точно твой!

      Катина мать, которая вышла из комнаты, услышав шумный разговор, тоже изменилась в лице. Но лицо у неё стало не испуганным, как у дочери, а строгим и злым, особенно злым, когда она переводила многообещающий взгляд на Катю.

      "Нет, что они выдумали?! - думал я, глядя как строится обвинение, и опасался, что наказание ждёт Катьку в самом скором времени.
      - Ну, это я карандашом его случайно ткнула, нечаянно, - призналась девочка, поняв, чего ей стоит ожидать при таком расследовании.
      - Да, карандашом... мы играли... - тут же подтвердил я.
      -  Но это же след ногтя! Нечего придумывать! - не сдавалась бабушка.
      - Я ей сейчас таким карандашом натыкаю, что ни сесть, ни лечь не сможет! - огласила приговор Катина мать и, прямо таки сверкнув глазами, приказала девчонке:
      - Марш в комнату! Живо!

      - Подождите! - сказала тут моя мама, должно быть поверив моим словам, - дай-ка карандаш! - обратилась она ко мне.
      Приставленный к царапине обрез карандаша точно совпал с её диаметром, а самый маленький ноготь девочки был, хотя и не на много, но большего размера.

      - Что за игры такие?! Пьяных мужиков с финками, что ли изображали? - сердито воскликнула бабушка.
      Но все уже поняли, что следствие закончено, обвинение в покушении на жизнь советского школьника снято.

      - А если бы в глаз попала? - уже не столь зло, спросила мать дочку, - Ты вот дылда  такая и должна уже понимать, во что можно играть, а во что нельзя!
      - Я понимаю! Я ему в лицо не тыкала... - уже с облегчением отвечала Катька.

      - А ты ничего! Не жалобщик! - сказала мне Катька на следующий день при встрече.
      Меня её слова порадовали, как и то, что вчера всё обошлось без слёз и расправы.

      Прошло с полгода после описанного случая.

      Было раннее утро, я сидел с бабушкой в комнате, выжидая полчаса, чтобы пойти в школу, так как мама ещё раньше ушла на работу, приведя меня по пути в наш прежний дом. Смотря в окно, за которым зарождался новый апрельский день, я немного позёвывал; шутка ли, что вставать приходилось так рано!

      Стены между комнатами всех соседей не были сильно звукопроницаемыми, и при обычном разговоре в их комнатах ничего членораздельного разобрать было нельзя. Но когда кричат, то и ухо к стене прикладывать не надо - достаточно слышно!
      А за стеной, разделяющей нашу комнату и ту, в которой жила Катька с матерью, крики раздались и становились всё громче.
      - Не могла мне вчера сказать? Воспользовалась, что я вчера устала и забыла твой дневник посмотреть? Скрыть решила? Что молчишь? - это нарастал силой голос соседки, - Вот значит, как ты учиться решила! Мало неудов, так такие замечания стала получать?!
      Наверное, Катька что-то отвечала, но так тихо, что было не расслышать.
      - Вот и от меня получи, бессовестная!..
     "Пумп, пумп" - просочились сквозь стенку звуки не речи, а от чего-то другого.
      - Аа, аа, ой, больно! - явственно прорезался уже Катькин голосок.
      "Пумп, пумп" - повторилось опять и сопровождалось уже визгом девчонки.
      - Да что это она?! Нашла время воспитывать в такую рань! Люди ещё многие спят! - говорила и качала головой бабушка.
      - Это Катьку её мама порет? - спросил я, хотя и так было всё понятно, - За что интересно?
      - Позже узнаем, - ответила бабушка, - но точно, что за дело!
      А слышать крики и вой девчонки становилось всё больше неприятно.
      "Пумп, пумп, пумп..." - учащался темп, должно быть, ремня.
      - Не надо больше! Уу-у... Больно! Прости! Ой-я! Аа-а! - голосила с визгом девчонка.
      - Мало больно! "Пумп". Мало тебе больно! "Пумп, пумп"...
      - Больше не могу! Ай-я! Хватит, мама! - сильно изменённым, не своим голосом верещала провинившаяся.
      - Ничего не хватит, вечером ещё получишь! Повезло тебе сейчас, что я уже на работу опаздываю, и получила ты мало! - сердитый голос соседки стал глуше; она, наверное, отошла от нашей общей стены, за которой стояла Катина кровать.

      Через минуту в дверь нашей комнаты постучали. Оказалось, что соседка уходит на работу и просит бабушку проследить, чтобы дочь вовремя пошла в школу.
      - Я ей налупила сейчас, вы, наверное, слышали, уж извините за беспокойство, но ждать до вечера терпения не было!
      - За что ты её? - поинтересовалась бабушка.
      - Учительница в дневнике написала, что на двойки скатывается, и нужно срочно принять к ней строгие меры. Ну, я побежала!
      - Ну, сумасбродная же! - как-то неодобрительно проговорила бабушка, имея в виду соседку, и прикрыла за ней дверь.
      - А что там с Катей? - спросил я, удивляясь бабушкину спокойствию.
      - А что с ней такого особенного? Сейчас проплачется, умоется и в школу пойдёт! - уверенно ответила бабушка.
      Я не поверил, что Катя быстро проплачется и в школу побежит. Всё же мать отхлестала её не шутя, и боль должна давать о себе знать!
      Но я ошибся. Прошло минут десять, пару раз хлопнула соседская дверь - это, должно быть Катя выходила и входила в место общего пользования, а затем... Нет, этого не может быть!
      "Jamaica" - это раздался голос Робертино Лоретти.
      - Джамай-й-ка! - это подпела Катя своей новой, но уже любимой пластинке.

      Бабушка подмигнула мне, улыбнулась и постучала в стенку:
      - Катерина! - громко, чтобы перекричать и музыку и певцов, позвала она юную соседку.
      Через минуту-другую, пластинка была остановлена, дверь осторожно приоткрылась, в щели показалось Катькино, чуть смущённое лицо.
      - Громко включила, да? - извинительным тоном проговорила нарушительница утренней тишины.
      - Да чего уж громко, вы с матерью уж давно весь дом разбудили! -  по-доброму  ответила ей бабушка, - ну-ка, подойди поближе!
      Катя вошла в комнату.
      - Что сильно досталось? Терпимо болит? - был ей задан первый вопрос.
      - Ну, так, спину саднит немного, но терпимо! - отвечала девчонка.
      - Повернись, майку задери, спину покажи! - был отдан ей приказ.
      Катька, покосилась на меня, но, видно, сочтя, что спина не попа, показать её можно, осторожно подтянуло вверх майчонку.
      Бабушка, задрала сзади майку до лопаток, и стали видны тёмно-розовые полосы, местами с лиловыми оттенками.
      Ничего, до свадьбы заживёт! - проговорила она и добавила, - В школу не опоздай! А твоей матери я скажу, чтобы продолжения вечером не было, она меня послушает. Но и ты, давай, исправляйся, певунья!
      Катя ей благодарно улыбнулась, одёрнула майку, повернула ко мне лицо и показала кончик языка. Я не стал отвечать ей тем же, я ещё помнил, как жалел её какие-то полчаса назад. В школу мы с ней пошли вместе.

      Вечером бабушка стала рассказывать моей маме утреннее происшествие, и оказалось, что я не стал свидетелем другой сцены. После нашего ухода в школу, отпросившись с работы, прибежала домой Катькина мама, и стала расспрашивать бабушку, про состояние дочери.
      - Я её так сильно отхлестала, со злостью даже пряжкой по мягкому месту приложилась, а на работу пришла, и всё из рук валится. Подумала, а вдруг она и в школу не сможет пойти, а вдруг вообще из дому уйдёт от обиды?! Так беспокойно стало, что у начальника на час отпросилась, чтобы узнать, как она после моего ухода чувствовала.
      - Да всё нормально, не переживай! Умылась, оделась, даже попела немного, - отвечала ей бабушка, - она и мой внук в школу вовремя ушли. Ты только вечером ей больше трёпу не задавай, она исправится!
      - Да какого уж ещё ей трёпу?! Я и не думала, так попугала только! Но она, ты говоришь пела потом?
      - Да, "Джамайку"! Но ты не удивляйся, это ей нервы надо было успокоить, как-никак такую порку со взбучкой с утра получить не каждому привычно! Ты вот не битая, а тоже ещё не успокоилась, как я погляжу! - так отвечала, и надо верить, моя бабушка.


      Как бывают внешне похожи совсем не родственные друг другу люди, так бывает и похоже поведение их в каких-то отдельных случаях. Не произойдёт нечто похожее на давно случившиеся - не будет и повода вспомнить прошедшее.

     Давно были снесены те деревянные дома нашего детства, и мы сами далеко уже не дети, но какой-то случай или поступки людей вдруг заставляют нас вспомнить что-то из былого.

      Прошло, наверное, лет сорок с того времени, как мне нанесли "смертельную" рану карандашом. Но вот вспомнилась она мне сразу, как произошёл не особо примечательный случай с одной из сотрудниц по работе. Эта женщина была разведёнкой, растила дочь, которая нет-нет - но виделась с отцом. На этой ли почве, или на другой, но возникали иногда разногласия между матерью и дочерью, которой на момент произошедшего было лет пятнадцать-шестнадцать.
Эта сотрудница (назовём её Диной) обедать в перерыве ходила домой, благо жила поблизости. В какой-то день она не уложилась в отведённое на обед время и вернулась с запозданием. Она почти вбежала, причём вид её был совсем не такой как перед уходом, а несколько растрёпанный и лицо было раскрасневшееся.
      - Опаздываем, Дина Маратовна! - прореагировала на её появление наша начальница и тут же чуть подняла брови от удивления, - Да что это с тобой? Ты аж дрожишь вся! Случилось что?
      - Случилось! - каким-то не своим, а охрипшим голосом ответила опоздавшая, - Я Настю только что выпорола! и сильно!
      - Что ты сделала? Ты в своём уме? Она же большая уже - тебя ростом выше! - так разноголосо ответствовали ей коллеги.
      - Вот именно, что ростом выше, а ума нет! - опять хриплым голосом ответила Дина.
      - А что у тебя с голосом? Ты его сорвала что ли? Кричала сильно? - опять посыпались вопросы.
      - Да, я кричала, а дочь орала, потому что я ремнём её охаживала! - с непрошедшим возбуждением поясняла Дина, - Вот рука какая стала! - она до локтя задрала правый рукав и показала лилово-красные следы ушибов странной, почти прямоугольной формы.
      - Что это? Почему? - опять вопросы.
      - Пряжка отскакивала, когда я била, и по моей руке попадала немного. Посинеет ведь теперь?!
      - Ничего себе немного! Если у тебя сейчас такая рука, то что у дочки на теле? - нахмурив брови, задала вопрос начальница.
      - Ты озверела что ли, девчонку пряжкой лупить?! Додуматься же надо! - отреагировали присутствующие.
      - На теле? У неё? Ой, чего я и правда натворила?! Как обезумела от злости! Но она мне так дерзила! Такой гонор стала показывать!.. - словно в полубреду заговорила Дина.
      - Вот именно, что обезумела! Разве так можно со своим ребёнком? да хоть и с любым?! - резюмировала начальница, - Не ожидала от тебя такого - и вот те на!
      - Послушайте, отпустите меня хотя бы на полчаса, я дочку должна увидеть, ей же, может, плохо сейчас?! - просипела совсем уж севшим голосом экзекуторша.
      - Конечно, иди! Ей должно быть хуже, чем тебе, после твоих пряжек со всей дури! Да она в шоке, сейчас наверное! - покачала головой начальница, - И останься дома, на работу сегодня не возвращайся, толку от тебя всё равно не будет: в таком состоянии и с таким голосом, как с клиентами общаться будешь?!
      - А она их ремнём, если требовать что-то будут! - съязвила самая вредная из сотрудников.
      - Всё! Окончены разговоры! Занимайтесь своими делами! - прикрикнула наша старшая.

      Мне же припомнилась, Катина мать, сумасбродная, как её тогда назвала моя бабушка, и песня Jamaica. Удивительная схожесть и случаев и характеров!

      А вот ещё и теперь, после столетия с лишком, после отмены порок в школах, нашлись желающие вернуть на круги своя позабытые порядки! Сколько бы не текло время, в нём, наверное, навсегда сохранится похожесть: людей, их поступков, их желаний!

      "Ходит песенка по кругу, потому что круглая Земля..." - это вспомнились мне слова другой, не менее популярной в своё время советской песни. Хм, может, многое повторяется оттого, что Земля круглая? А если опять начать убеждать, особенно детей, что Земля плоская - это заставит людей изменяться в лучшую строну? Уверен, что найдутся люди, которые ответят: "Да!".

04.05.24.

Илл. к заметке из издания "Лента.ру". Апрель 2024 г.


Рецензии