Зина

       - Сашка, Сашка, вставай, уже пора Зорьку выводить! Да и корыто убери, а то
 валяется посреди двора! - кричала каждое утро бабушка Тая. Я вскакивал с
кровати и, быстро одевшись, бежал в коровник за Зорькой. Так начинался мой день.
Я всегда жил у бабушки, родители меня не воспитывали. Мать с отцом вместе не жили,  
я им был не нужен. Где они были, никто не знал. Вспоминаю, как отец ругался с матерью ,
а она после ссор часто куда-то пропадала. Я прятался на печке и грыз подушку,
чтоб никто не услышал мои всхлипывания. Так было и в последний раз... Крики, слёзы,
и после этого мать куда-то пропала. Потом пропал и отец. Больше их не видели, и 
бабушка говорила, что они уехали работать на стройку. Потом я нашел бумаги о их смерти.
      Так я остался жить с бабушкой. Бабушка была женщиной властной. У неё были свои 
правила и устои. Она любила командовать и не особо со мной  церемонилась.
Большой любви у неё ко мне не было, мы жили каждый по себе. С десяти лет  я
 стал подрабатывать скотником на ферме. Мне нравилось работать, особенно летом.
 Я выгонял стадо  коров в поле и пас их  до вечера. Женщины-доярки жалели меня, и кружка  парного молока   была мне наградой за работу. Так проходило моё детство. А еще я 
любил ходить в школьную библиотеку. Мне нравилось читать, увлекся я и собирательством
марок. Особенно мне нравились марки по искусству. Но  купить  марки у нас в
деревне было негде,  и я вырезал их из старых журналов,  представляя, что они настоящие.
         Деревенские мальчишки быстро приняли меня в свою компанию,  и  свободное 
время мы проводили на речке. Строили плот и спускали его на воду, и никто из ребят
не думал  об опасности. Главенствовал в нашей  компании Витёк. Он был
старше всех и всячески старался показать свое превосходство. Если в деревне
случалось какое-нибудь ЧП, то все жители сразу догадывались, чьих это рук дело. 
Но Витёк был хитёр и всегда подставлял тех, кто помладше. Однажды он подговорил
пацанов пойти ночью на конеферму, чтоб увести коня и обучаться на нем джигитовке.
Но из этой затеи ничего не получилось, и  нас поймал сторож -  дед Михей. А Витёк,
как самый хитрый, успел убежать. Да, задала мне тогда баба Тая! Ноги долго горели от 
жгучей крапивы.
           Шли месяцы, ничего непривычного не происходило в нашей деревне. Но однажды произошло  событие, которое перевернуло  деревенскую жизнь. Осенним днём в деревню приехал автомагазин. Накрапывал дождь, но жители  этого не замечали. Все ожидали появления автолавки. Для деревенских это было великое событие. И хотя деревня 
находилась далеко от трассы, связь с райцентром все-же была. Рейсовый  автобус заезжал к нам 2 раза в неделю. Выбраться в город за продуктами было целое событие, к которому
готовились за несколько дней. А тут сам магазин приезжает в нашу "Петреевку".  Дважды 
в неделю на улице деревушки раздавался сигнал. Бабушки и дедушки с авоськами 
выходили на улицу. За хозяевами  бежали  коты, собаки и даже гуси. Животные  своим особым чутьём чувствовали приезд машины и выстраивались в очередь. Все ожидали,  когда 
откроется витрина и начнется торговля. Детвора  тоже встречала машину. Мы 
знали дни и часы  её приезда и ждали на краю деревни, чтоб потом бежать за ней следом. 
             Продавщицей   автолавки была молодая, крупная женщина по имени Зина. Зина 
училась в городе, и по окончании учебы её распределили к нам в район продавцом.
Но работа оказалась не той, о которой она мечтала. И вместо городского универмага
ей достался деревенский магазин. Внешний вид Зинаиды не соответствовал её харак-
теру. Она любила шутить, смеяться и заряжала всех жизненным оптимизмом. А ещё  Зина
была человеком с доброй душой и как могла помогала другим, она  умела переживать и 
была неравнодушна к чужим проблемам. Она была скромной и скандальной одновременно.
Уважительно и почтенно относилась к людям, но если надо было защитить невинного,
то устраивала громкие разборки. Местные жители  полюбили её и прозвали
"наша Зинуля". Зиночка облегчила жизнь одиноким старичкам деревни: кому лекарства
привезти из города, кому по хозяйству помочь. Про нас, пацанов, она тоже не забывала
и всегда угощала  свежим батоном -  с изюмом и хрустящей корочкой.
             Однажды я увидел в автолавке книги. Они были очень красивые.  Яркие картинки 
притягивали меня, как магнит. А так как книги из деревенской библиотеки были мной уже
прочитаны, то я засматривался на новые издания. Наверное, Зина это заметила и предложила мне привезти почитать книги из своей домашней библиотеки. Так я познакомился с новыми друзьями. Герои повести  "Васек Трубачев и его товарищи" стали моими лучшими друзьями, а смешные истории про озорного мальчишку Дениску мы читали вместе с моим другом Петей.
             Приближался день моего рождения. Он всегда проходил как обычный день. Бабушка
в этот день на меня грустно смотрела и громко вздыхала, а потом вытирала платком слезы.
Я редко получал  подарки и  не ждал  их и в этот раз. Как всегда мы с пацанами
побежали встречать автолавку. Зина, не меняя своей привычки, угостила нас свежим хлебом.
И для меня это было самое вкусное лакомство. Каково было моё удивление, когда Зина достала из кабины машины коробку в красивой обёртке и подарила мне! В коробке были книги, те книги, на которые я засматривался на витрине: "Алиса в стране чудес", "Старик Хоттабыч", "Фантазеры" и "20 000 лье под водой" . А еще там был альбом для марок и марки, самые настоящие, а не такие, как у меня, -  вырезанные из журнала. Моему счастью не было предела. Я был самым счастливым мальчиком на свете. Придя домой, я с восторгом показал подарки бабушке. Она рассмотрела их и сказала, что теперь я совсем обленюсь и Зорька будет на ее шее. 
             Лето пролетело очень быстро. Я успевал делать всё: справляться с хозяйством и читать любимые книжки. Наступила осень. Бабушка стала себя плохо чувствовать, но старалась не показывать вида, хотя это ей давалось с большим трудом. Я, как мог, старался ей помогать, но замечал, что с каждым днем ей все тяжелее вставать с кровати и вести  наше скромное хозяйство. Зина чаще стала к нам заходить в дом и помогать. Стирка и готовка полностью легли на её плечи, она  предлагала бабушке поехать в город в больницу, но бабуля категорически отказалась, а спорить с ней никто не смел. 
              Зимой бабушки  Таи не стало... Все хлопоты на себя взяла Зина. Помогли и соседи. Я много чего не знал, но понимал, что с этого момента моя жизнь изменится. Впереди меня ждал детский дом. От таких мыслей меня бросало в холодный пот. В сердце что-то оборвалось навсегда... Во мне было опустошение. Я  лежал на кровати и боялся пошевелиться. Мне казалось, что малейшее моё движение выдаст меня, что  за мной придут и заберут . Зина переживала за меня и всячески старалась отвлечь от грустных
мыслей. Я понимала, что никому не нужен, и от этого становилось еще тяжелее. Зина присаживалась на краешек кровати, гладила меня по голове и тихо всхлипывала.
- Зина, почему ты плачешь? - спрашивал я            
- Я не плачу,  ресничка в глаз попала, - отвечала мне Зина.
             Потом она уехала. Присматривать за мной стала соседка тётя Валя. Я был растерян и особых хлопот ей не доставлял. В школу  ходил, но уроки делать забросил, успеваемость упала. Мне ничего не хотелось делать, и я постоянно ждал, что вот-вот откроется дверь и что-то произойдёт. Так медленно проходили дни. Каждый день для меня был мучителен. Однажды приехали какие-то люди. Они долго говорили с тётей Валей. Потом позвали меня. Задавали вопросы о моей жизни, о бабушке и о Зине.  Через три дня меня забрали в детский дом. Я испытал стресс. Рассказывать о том, что мне пришлось пережить, я не хочу. Светлым моментом было появление Зины в детском доме. От неё я узнал, что она оформляет надо мной  опекунство и скоро меня заберёт от сюда. Она всегда приходила с гостинцами, и я делился с ребятами конфетами и пряниками. 
             Наступила весна. Однажды в дождливый день я сидел на подоконнике и увидел а окно, как Зина разговаривала с заведующей. Они улыбались и были явно довольны разговором. А вечером Зина забрала меня домой. Трудностей у нас было мало - только из-за учебы. Мне надо было привыкнуть жить в городе, ходить в новую школу. А так как я запустил учёбу, то навёрстывал вдвойне. Зина стала мне настоящей мамой и научила радоваться мелочам - молочному коктейлю  с мороженым, прогулкам в парке. Потом я увлёкся спортом,  и мама Зина записала меня в спортивную секцию по волейболу. Так началась моя большая новая жизнь.
             Шли годы... Я хорошо окончил школу. Учёба мне давалась легко. Поступил в институт. И всегда рядом  была мама Зина, моя мама. Сейчас я уже сам папа, у меня подрастает дочь Анечка. И  наша любимая Зиночка - самая счастливая мама и бабушка на свете! Спасибо тебе, МАМА!

=========================
01.05.24

Фото из интернета.


Рецензии
Замечательный, очень трогательный рассказ! Как хорошо, что у Сашки появилась добрая мама Зина!

С теплом
~*

Вера Петрянкина   04.05.2024 19:47     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Верочка! Мне очень приятно !

Елена Гаврилова 2   04.05.2024 20:07   Заявить о нарушении