Притча о возвращении блудного сына

      Все помнят эту притчу о том, как младший сын заранее получив от состоятельного отца свою долю наследства, бессовестно промотал её в чужом краю и уже, будучи опустившемся нищим свинопасом, почти умирая от голода, понял, что его спасение - в возвращении в родной дом.
      «Придя же в себя, сказал: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далёко увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал на шею его и целовал его».
        По слову отца сына одели, обули, надели перстень на руку, закололи телёнка и началось весёлое застолье. Старший же сын устало возвращался с поля. Услышав «пение и ликованье», он спросил что случилось? Слуга рассказал ему о возвращении  брата. Тот осердился и не захотел войти в дом. Отец же звал его.
       «Но он сказал в ответ отцу: вот я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».
       Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
      Толкователи и комментаторы семнадцать веков разбирают эту, казалось бы, незамысловатую притчу и называют её «Малым Евангелием». Стихотворения и картины знаменитых поэтов и художников рисуют образы блудного сына и его добродетельного отца. Помните: «…К милосердным коленям припав»  или «… И ткнусь головою, как в пристань, в колени твои» и ещё, и ещё… Или про наши дни:
       «Кто охранную грамоту выпишет нам во прощенье, 
       Блудным детям, припавшим к коленям безумных отцов».
       Попробую без лишних слов передать основные положения церковных толкователей притчи: отец олицетворяет образ Бога, младший сын – раскаивающегося грешника. Интересна трактовка образа старшего сына: он, несомненно – праведник! Но праведник с фарисейским пониманием жизни. И тут надо помнить, что притча была рассказана Христом в ответ на «ропот» фарисеев.
       Попробуем посмотреть на притчу глазами рядового читателя.Полторы страницы сжатого, как конспект, текста охватывает несколько лет жизни семьи. Однако дар евангелиста Луки настолько велик, что подробности жизни и характеры персонажей притчи видны, как на ладони. Настолько точны каждое предложение, каждое слово.
       Начало притчи - младший сын. Самолюбив, не хочет трудиться в семье, нагло требует от отца деньги своего будущего наследства, то есть, разрывает с семьёй все связи. Отец – добр и бесконечно любит сына. Он умоляет его остаться в семье. Но, видя непреклонность сына, разделяет наследство и отдаёт сыну его часть. В «дальней стороне» сын, «живя распутно», проматывает деньги «с блудницами». И вот мы видим его уже вечно голодным свинопасом. Гордость не позволяет ему вернуться домой. Но, слава Богу, подобно разумному разбойнику на кресте Голгофы – он находит силы признать свою неправду и правоту отца. Причём, понимая своё ничтожество, он возвращается к отцу не как сын, а с просьбой принять его в число наёмников-рабов. Так велико его выстраданное раскаяние!
       Средняя, короткая часть притчи - отец. Великая любовь в сердце у него. Всё это время он ждал сына, он верил, что тот вернётся. Наверное эта вера и спасла сына. Радость отца безгранична. Ни слова упрёка. Грех отпущен ради счастья всей семьи.
       Здесь можно было бы поставить точку, но нас ждёт непростая третья часть – старший сын. Все годы отсутствия младшего сына, его старший брат, как един-ственный наследник, добросовестно трудился дни напролёт, приумножая богатство семьи. Сейчас, возвращаясь с работы, он узнаёт, что брат-блудник вернулся. Для него забили лучшего телёнка и в доме пир. Старший брат отказывается входить в дом. В сердце его – гнев и обида. За все эти годы отец не забил для него даже козлёнка! Он трудился и не знал ни дня отдыха. Он не желает видеть и тем более прощать прощелыгу, который всё это время жил для своего удовольствия, проматывая отцовские деньги. Вот и сейчас, не успев вернуться, он уже соблазнил отца на пир, как ни в чём не бывало. А отец? Как он может так поступать?
       Отец выходит и зовёт его. Выслушав упрёки, отец, зная характер старшего сына, успокаивает его: «Не беспокойся: всё моё – будет твоим. Но Бог услышал горе моё и вернул нам твоего брата! Ты понимаешь, какое это счастье? Он был мёртв и ожил!».      
       Эта притча – о счастье прощения и любви. О великом счастье прощения и любви, которое мы, живые пока, почти уже разучились понимать.


Рецензии