Остались в Светлой Памяти

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. И 8 сентября 1941 года мой родной город Ленинград был окружён и оказался во вражеской блокаде. Блокада продолжалась 872 дня. Во время блокады погибло от голода, обстрелов и бомбёжек очень много жителей города.Непрерывно шли бои за освобождение города от блокады. Но только 18 января 1943 года при удачной операции "Искра" удалось прорвать вражескую блокаду.

Операция по прорыву блокады Ленинграда "Искра" была начата 12 января 1943 года. И 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» войсками Ленинградского и Волховского фронтов при содействии частей сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии блокада Ленинграда была прорвана. При подготовке и проведении этой операции погибло очень много наших советских бойцов. 27 января 1944 года блокада была полностью снята. И 27 января 2024 года наш город отметил 80-ю годовщину по полному снятию блокады Ленинграда.

При этом в ходе боёв для освобождения Ленинграда погибло очень много бойцов. Среди погибших оказался и мой родной дядя — Валентин Александрович Ручкин 1916 года рождения. Он был разведчиком, краснофлотцем, Ворошиловским Стрелком, командиром отделения отдельного пулемётного батальона 55 отдельной стрелковой бригады. Он воевал на Ленинградском фронте на Ладожском озере и Невском Пятачке и погиб 3 января 1943 года в 26 лет при подготовке операции «Искра», когда шёл в разведку на вражеский берег.

Очень долго я не знала о месте его захоронения. Но помог интернет. Я узналао том, что Валентин погиб 3 января 1943 года при выполнении боевого задания. Он шёл в разведку на вражеский берег с целью получения точных сведений о расположении вражеских сил. Но, к сожалению не дошёл. Эти сведения были нужны для успешного проведения операции "Искра", которая должна была начаться 5 января 1943 года. Но, поскольку данные не были получены, пришлось посылать новых разведчиков. И операция "Искра" началась 12 января 1943 года.

Валентин был похоронен, как я узнала, боевыми товарищами во Всеволожском районе в Ленинградской области на кладбище своей 55 отдельной стрелковой бригады в квадрате 5690 у дорог Ваганово — Ганнибаловка. Кладбище и могила, к сожалению, затерялись. Но он увековечен на монументе в городском поселении имени Морозова во Всеволожском районе Ленинградской области.

Зимой 1942 года во время блокады Ленинграда умерло много и моих очень близких родных. Среди них были: моя двоюрдная сестра Тамара Ивановна Захарова — в три года, самая младшая моя двоюрдная сестра - Тамара Ивановна Захарова - в 1 год, двоюрдный брат Виктор Иванович Захаров — в 13 лет, родная сестра моего дедушки - Мария Яковлевна Ручкина - в 68 лет… Они все жили во время блокады города на улице Марата, дом 67, квартира 1.

Старшая Тамара Захарова — 1939 года рождения, и Мария Яковлевна Ручкина — 1874 года рождения, умерли от голода. Не имея никакой еды, Мария Яковлевна ела перед смертью во дворе землю. Но земля её не спасла! Самая же младшая из детей — Тамара, в семье Елизаветы Александровны Захаровой — старшей, родной сестры моей мамы, Анастасии Александровны Ручкиной, умерла из-за того, что крыса отгрызла ей нос. Виктор — 1939 года рождения, пошёл за дровами в сарай. Но дрова обрушились на него и выдавили ему из живота кишки. И он в страшных муках умер.

Мария Яковлевна Ручкина была похоронена на Пискарёвском кладбище. По имеющимся сведениям в архиве на Пискарёвском кладбище в одной из четырёх братских могил с номерами 8, 9, 22 или 23. О местах захоронения двух моих двоюрдных сестёр с именем Тамара и двоюрдного брата Виктора мне пока ничего не известно. Все эти мои родные умерли в феврале 1942 года. И я их всех очень жалею.

Муж старшей маминой родной сестры, Елизаветы Александровны Захаровой, — Иван Павлович Захаров, 1905 года рождения, был призван сразу же в начале войны воевать на фронт и попал, к несчастью, почти сразу в октябре 1941 года на станции Лигово под Ленинградом в плен. Он умер в немецком концлагере Зандбостель 1 июля в 1944 году.

Моя мама — Анастасия Александровна Ручкина 1914 года рождения, имея медицинское образование, с 1935 по 1943 год во время Великой Отечественной войны работала в санитарной службе Володарского района. За энергичную, инициативную работу приказом №77 от 16 ноября 1942 года ей была вынесена благодарность. Она была очень смелой, не боялась ни бомб, ни снарядов и никогда не пряталась в бомбоубежищах.И она была политорганизатором рабочих батальонов с оборонных предприятий в Володарском районе Ленинграда.

А 25 июля 1943 года после гибели близких родных и любимого, младшего брата — Валентина Александровича Ручкина, она добровольно ушла воевать на передовую Ленинградского фронта. Она, как и её брат Валентин Ручкин, имела звание «Ворошиловский Стрелок» и умела без промаха стрелять со всех видов оружия. И умела даже водить танк, закончив перед началом войны курсы танкистов на заводе Ворошилова.

Сначала она была в 37 морском дивизионе в Лебяжье Ленинградской области краснофлотцем — санинструктором, а затем проходила военную службу в качестве старшего сержанта в отделе контразведки Управления Министерства Государственной Безопасности Ленинградской области. Она смело и мужественно сражалась с врагом, успешно выполняя все боевые, очень важные, но очень опасные для жизни задания. Во время войны в числе других сотрудников Управления МГБ она охраняла и сопровождала Уистона Черчилля и его супругу Клементину, когда они приезжали во время войны к нам — в СССР.

Военную службу моя мама проходила до июня 1946 года. За мужество, смелость и отвагу она была награждена многими медалями и орденом Великой Отечественной войны. В числе её наград есть медали: «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией», «Медаль Жукова»…

Сейчас моей мамы уже нет в живых. Она умерла в 2005 году и похоронена на Пундоловском кладбище во Всеволожском районе Ленинградской области. На её могиле установлен памятник з чёрного габра. И на памятнике высечен мамин портрет в военной форме старшего сержанта Управления Министерства Государственной Безопасности. Я очень горжусь её смелостью, отвагой, мужеством. И, конечно же, всё время вспоминаю и очень скучаю.

Вечная Слава, Светлая Память и Вечный Покой моим родным: моему дяде — Валентину Александровичу Ручкину, моей маме — Анастасии Александровне Ручкиной, Ивану Павловичу Захарову, Марии Яковлевне Ручкиной, Виктору Ивановичу Захарову, Тамаре Ивановне Захаровой (старшей), Тамаре Ивановне Захаровой (младшей) … и всем нашим Советским воинам, и всем умершим во время блокады жителям города - героя Ленинграда!!!

4 мая 2024 года

На фотографии мой родной дядя - Валентин Александрович Ручкин,
и моя мама - Анастасия Александровна Ручкина


Рецензии