Об одном заблуждении иных гроссмейстеров

Есть известные в мире шахматные гроссмейстеры, которым начинает мерещиться, что они что-то понимают в шахматах.
Это глубочайшее заблуждение возникает у них оттого, что они переигрывают в одну калитку 99, 99999 процентов своих соперников.
Мне в своё время сказочно повезло. Я наткнулся на идеологему «магического квадрата 4х4».
То есть решил позаниматься комплексом проблем на доске размером 4х4 клеточки и четырьмя фигурками на этой самой доске. Поначалу даже мелькала грешная мысль, что граф связей крошечный и больших проблем не предвидится. Наивный! Я исследую матрицу 4х4 уже более шестидесяти лет. Сказать что я что-то в ней понимаю было бы просто нечестным. К сожалению число неясных вопросов на этой матрице так велико, что я не знаю, сколько еще жизней надо потратить на её исследования, чтобы хотя бы что-нибудь начать осознавать. Но моей жизни тут точно не хватит. Не предвидится! Даже просто системно все известное изложить не представляется возможным. Потому что это требует времени, которым я не располагаю.

Таким образом я понимаю, что пока нет ясности с матрицей 4х4. А перед нами матрица 8х8!
Для понимания уровня сложностей обратимся к знаменитой задаче Эйлера об обходе конём всех клеток на шахматной доске. Найти такой маршрут, чтобы побывать на каждой клетке ровно один раз – это очень сложная задача. И потому может показаться, что таких маршрутов немного. Увы!
Мало того, что эти маршруты различаются и делятся на «замкнутые» и «незамкнутые»…. Выяснилось, что только замкнутых маршрутов более 26 триллионов!
Одна фигурка. Доска 8х8. Одна простая задача и более 26 триллионов вариантов. Попытайтесь осознать этот запредельный уровень сложности. А ведь на этой доске не одна задача и не две. Более того, тут не одна логика и не две. Тут миллиарды логик! И миллиарды Игр! А может быть и триллионы.

Понятно, что ни один гений, ни тысяча гениев не справится с задачей разобраться во всех этих логиках и играх. Тут требуются века! Несметное число вдумчивых взглядов обращенных то на один аспект позиции, то на другой.
И число вопросов пока на порядки превышает число хоть сколько-нибудь вразумительных ответов.
И людей ждут удивительнейшие открытия и на доске и далеко за её пределами.


Рецензии