Храбрый

  (ст.""Но, как бы там ни было, слово храбрый относится к тому кругу слов,кото-рые доносит до нас предание.Ко времени,когда Святослав получил прозвище Хороб-рый,первоначальный смысл слова был уже утрачен,а тот,что подразумевался,соотв-етствовал греческому синониму— герой.Однако,по злой иронии,повторялась давно ушедшая в небытие ситуация: когда княгиня Ольга уговаривала сына принять христианство, молодой, ретивый и своенравный князь отвечал: «Аз бога ведаю». И воздавал требы, клялся мечом своим не солнцу, не Разу-Ра — громовержцу Перуну, Хорсу, Семарглу и иже с ними... И здесь нельзя говорить, что происходило это под чьим-то чужим влиянием тали стремлением подражать пантеону некоего соседнего, «продвинутого», государства. Через долгий период крамолия, через своеобразное единобожие прошли все народы без исключения, однако скудеющее «общечеловеческое» сознание уже с трудом воспринимало первородную, ветхую космогонию, близкую и понятную, например, человеку каменного века. Да, того самого, в шкурах, который зачем- то сооружал обсерватории, следил за светилами и звездами, добывал время, считая его главным ресурсом, который ставил истуканов на острове Пасхи, строил пирамиды, возводил дольмены, над назначением которых мы до сей поры ломаем голову не в силах охватить своим оскудевшим умом тот мир, в котором жил пращур. Человек встал на путь, ведущий от великого к малому, от сложного к простому, и ему требовалась конкретика, божество всякой детали мира. Таким образом, он стал познавать не целостный предмет, дабы понять его многообразную суть; начал углубляться в деталь, в клетку, в атом, в частицу, и так до большого коллайдера — всего лишь инструмента, чтобы познать великое...Но все это темы совсем иных уроков. Мы же вернемся к слову.Духовно-волевой потенциал воина не есть заслуга того или иного государя, вождя, полководца. Несмотря на самый высочайший воспитательный талант, Суворову, например, не удалось бы создать суворовского солдата, не имей этот солдат великого опыта предков, особой генетической структуры, заложенной многими поколениями. Помните, к чему привела попытка выстроить войска по идеологическому принципу, полагаясь на комсомольско-партийное сознание? Пока на передовую не пришла коренная Россия с древней идеей защиты Отечества, фронты не выдерживали натиска противника, невзирая на храбрость солдат и командиров, армии пятились до Москвы и несли огромные потери убитыми и плененными. (Только вдумайтесь: три миллиона пленных за три месяца войны...) Опыт крамолы, Гражданской войны, решительно не годился для битв с внешним врагом, «красные маршалы» оказались не способными управлять войсками, руководить сражениями, а политкомиссары — поднимать боевой дух, поскольку ни те, ни другие не имели образования. И, соответственно, национального образа.
Духовно-волевой потенциал воина (не наемника!), его образ, рождается и взращивается на протяжении тысячелетий. И об этом вспомнили поздновато, перед войной, поэтому и появились фильмы «Александр Невский» и уже во время войны — «Иван Грозный». Большевики в срочном порядке начали латать идеологические бреши, оказавшиеся в некогда стройной марксистско-ленинской философии, трещавшей по швам от своего космополитизма. Они вынуждены были наскоро сшивать то, что было ими же безжалостно отрезано и посрамлено, — прежнюю историю Отечества, которая представлялась большевистской пропагандой как мрачное прошлое «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...». Поступаясь принципами, они спешно выцарапывали, выгребали из сусеков то, что сами еще не успели уничтожить, — остатки былого воинского духа, дабы поднять коренную Россию, собрать засадный полкЖелезный Сталин спохватился в первые дни (... часы) войны и после некоторого замешательства обратился к советскому народу, как к прихожанам единого храма: «Братья и сестры!..». Вероятно, учеба в духовной семинарии оказалась куда более действенной и образовательной, чем вся ленинская школа. Впоследствии даже как-то забылось, что воюет новая формация — «советский» народ .. стали называть друг друга славяне..." С.Т. Алексеев "Сорок уроков русского"(Засекреченная Хроника, 2024)
  (ст.Гора арийского мудреца Нарады высится на Урале",Родович,2024) "Гора Народ-ная- расположена неподалеку от реки Н'арода(ударение на первом слоге).На языке коми гора называется Народа-Из(из- гора).А на языке манси гора называется Поэн-гурр.Возможно название реки произошло от мансийского Нарота-я,где я- река или Нер-ати-я- река собирающая горы.Высота Народной 1895 м.Это самая высокая гора на Урале.Расположена на границе Коми и ХМАО.Гора Народная(ударение на первый слог) – самая высшая точка Уральских гор.Гора высотой почти две тысячи метров над уро-внем моря находится в труднодоступном районе на Приполярном Урале.История с про-исхождением названия этой ключевой уральской достопримечательности– не из прос-тых.По поводу названия горы среди ученых долгое время кипели нешуточные споры. По одной версии открытая как раз в канун 10-летия революции вершина была названа в честь советского народа— НарОдной(с ударением на втором слоге).Согласно другой версии ее назвали по текущей у подножия горы реки Народа (ударение в названии вершины этом случае падает на первый слог).Судя по всему,первооткрыватель горы– Алешков– все же связывал ее с народом и называл НарОдной,хоть и отталкивался при этом от названия речки.Профессор П.Л.Горчаковский в своей статье в 1963 г.писал: «Как разъяснил нам в своё время ныне покойный профессор Б.Н.Городков,название горы Народной было произведено от русского слова «народ».А.Н.Алешков считал,что с этим словом гармонирует представление о высочайшей вершине горной страны;назв-ание возникло у него лишь по ассоциации с наименованием реки Народы».Однако сей-час официально принято ставить ударение на первый слог– НАродная.Такое вот прот-иворечие.В глубокой древности же самая высокая гора Урала носила имя арийского яснослышащего,мудреца и целителя Нарады.Это он путешествовал по параллельным ми-рам и предрек рождение Кришны.На санскрите Нарада- "существо,не имеющее преград во Вселенной".Ни больше ни меньше.Однажды великий мудрец и подвижник Нарада отп-равился на берег Молочного моря и оттуда на северо-запад,где находился большой остров,названный Шветадвипа- "Белый,светлый остров".Достигнув этого острова,где обитали "светлые,сияющие подобно месяцу,люди",он воздел руки к небу и стал приз-ывать в молитве верховного бога,восхваляя его тайными именами.И тогда на призывы Нарады,"зримый во вселенском образе",явился Бог,который был "как бы подобно мес-яцу духовно чистый,и,вместе с тем,как бы вполне от месяца отличный.И как бы огн-ецветный,и как бы мысленно мелькнувшее звезды сиянье; как бы радуга,и как хруст-аля искристость,как бы иссиня-черный мазок,и как бы золота груды.То цвета ветки коралла,то как бы белый отблеск,здесь златоцветный,там подобный бериллу;как бы синева сапфира,местами- подобный смарагду,местами- подобный жемчужной нити.Так многоразные цвета и образы принимал Вечный Святой местами- незримый.В 1928 г.была переименована в НарОдную в честь советского народа и в честь 10-летия революции. В общем по поводу названия было сломано немало копий.Местные манси рассказывают такую легенду.Когда только земля появилась,она качалась,на месте не стояла.И Боги задумались:"А как же люди будут на ней держаться?" И решили Землю укрепить, поясом опоясать.И главный Бог отдал тогда свой пояс,который был украшен тяжелыми пуговицами.Благодаря этому Земля глубоко осела и стала неподвижной.А на том мес-те,где лег пояс,теперь Уральский хребет- Земли середина.История окрестностей горы Народной из-за труднодоступности этого района(сотни километров от населен-ных пунктов) весьма небогата. Первая научная экспедиция в этих краях побывала в 1843-45 годах. Ее возглавлял венгерский исследователь Антал Регули. Здесь Регули изучал быт и язык манси, их предания и верования. Именно Антал Регули впервые доказал родство венгерского, финского, мансийского и хантыйского языков! Затем в 1847-50 годах в этих горах работала комплексная географическая экспедиция под руководством геолога Э.К. Гофмана.Сама же гора Народная была впервые исследована и описана лишь в 1927 году. В то лето Уральские горы изучала Северо-Уральская экспедиция Академии наук СССР и Уралплана под руководством профессора Б.Н.Город-кова.Экспедиция состояла из нескольких отрядов.Любопытно,что до этой экспедиции считалось,что самая высокая точка Уральских гор– гора Тельпосиз(также претендо-вала на первенство по высоте гора Сабля).Но отряд геолога-аспиранта А.Н.Алешко-ва во время экспедиции 1927 г.доказал,что наиболее высокие горы Урала находятся в приполярной части.Именно Алешков присвоил горе название Народная и впервые в истории измерил ее высоту,которую он определил в 1870 метров.Позже более точные измерения показали, что Алешков немного «занизил» высоту горы. В настоящее время известно, что ее высота 1895 метров над уровнем моря. Нигде Урал не достигает больших высот,как на этой горе Народная.Вот как описывал восхождение на Народн-ую мастер спорта Е.П.Масленников:"На протяжении всего пути приходится продвига-ться между громадными каменными глыбами,которые в хаотическом беспорядке покры-вают склоны.Подниматься к вершине можно с запада,по гребню,по скалистым кручам между карами,но это сложнее. Проще выйти к горе по отрогам с севера.Отсюда наиб-олее легкий подъем.За каждым гребнем,который кажется последним,открывается новый .Но вот,наконец,по огромным плоским валунам- песчаникам совершенно белого цвета, которыми природа на большом пространстве усердно выложила все подходы к высшей точке горы,вы благоговейно приближаетесь к зубцам,венчающим высочайшую вершину Урала."Туристы говорят,что подъем наиболее легкий с долины реки Балбанью по кур-умам.А со стороны Сибири наиболее сложно,необходимо альпснаряжение.Чаще всего восхождение совершают с территории национального парка Юдыг-ва.Этот парк счита-ется крупнейшим среди себе подобных в России,находится под охраной.Погода здесь переменчивая и капризная. Велика вероятность, что поднявшись на гору,окажетесь в "молоке".Ну,это не только здесь.На Народной крест у самой вершины поставлен в честь 2 тысячелетия крещения Руси.Его затащили сюда паломники.Наверху триангуля-ционный знак,все утыкано монетками и много памятных табличек.Более 500 миллионов лет назад на этом месте плескалось море.Возраст Уральских гор 280-250 миллионов лет.Они самые древние в мире.На Приполярном Урале природа сохранилась практиче-ски в первозданном виде.Здесь можно наблюдать всю летопись геологической истории Урала.Урал настоящая кладовая полезных ископаемых.Из 55 их видов,которые разраб-атывались в СССР,на Урале представлены 48.В окрестностях Народной добывают кварц .Здесь сосредоточено более половины российских запасов высококачественного жиль-ного кварца.широко использующего в радиоэлектронной,военной и космической промы-шленности.Месторождение Желанное- крупнейшее в мире.Его освоение ведется уже бо-лее 60 лет.С.Жарникова:"Согласно арийским преданиям,прапредок людей Ману,спаса-ясь от потопа,прикрепил свой корабль к рогу огромной рыбы и остановился на отро-ге горы,которая с тех пор называется "Склоном Ману".Но недалеко от горы Нарады возвышается гора Манарага и течет река Манарага.Женой Ману,по преданию,стала появившаяся из молока и масла,принесенного прапредком в жертву,женщина по имени Ила или Ида.Но рядом с рекой Манарагой течет и сегодня река Ила или Илыч."

  "Первой загадкой истории Крыма является само образование полуострова. В 1996 году американскими геологами Уильямом Райаном и Уолтером Питменом из Колумбий-ского университета была сформулирована теория так называемого «черноморского потопа».По ней вплоть до шестого тысячелетия до нашей эры Крым не был полуостр-овом,а был фрагментом более обширного массива суши,который включал в себя терри-торию современного Азовского моря.Около 5500 г.до н.э.в результате землетрясения и сдвига литосферных плит произошел прорыв вод из Средиземного моря,образовался Босфорский пролив,уровень Чёрного моря поднялся на 140 м.,его объём увеличился в полтора раза.Есть версия,что именно это событие послужило основой для бытующего во многих культурах мифа о всемирном потопе.Некоторые историки также связывают платоновский рассказ об Атлантиде с разливом Черного моря.Теория Райана-Питмена подвергалась критике,но в настоящий момент она не опровергнута.Исследовав в 2000 году берега Черного моря,проведя радиоугеродный анализ моллюсков и изменения ос-адочных пород в водоеме,знаменитый маринолог Баллард пришел к выводу,что ещё 7500 тыс.лет назад Черное море было абсолютно пресным,что косвенно подтверждает теорию о расширении Черного моря как о Всемирном потопе."(Кириллица,2024)

  (ст."Доктрина перерождения.Жизнь и смерть",Конфигуратор Сознания,2024)
"Перерождения и карма- основные доктрины восточных религий,в частности Индии, Тибете,а также в эзотерической философии,платоновской и пифагорейской школах.
Доктрина перерождений предполагает,что человек живет на Земле не один раз,а вел-икое множество.Он возвращается сюда,пока не усвоит в совершенстве каждый урок, какой должен преподать ему этот мир.Согласно доктрине кармы,все что происходит в природе,подчиняется закону причин и следствий.В применении к человеку этот закон означает,что все происходящее с личностью представляет собой аспект всеобщей сп-раведливости.Каждый человек пребывает на том месте, которое заслужил сам.Каждый имеет право заниматься тем,чем имеет право заниматься.Никто не страдает за чужие ошибки- только за свои собственные.Таким образом,единственный путь к счастью-жи-ть правильно,тем самым приводя в действие конструктивные циклы причин и следст-вий.Если мы хотим стать мудрыми,то должны заслужить мудрость.Каждый человек,жив-ущий на Земле,находится в том месте которое заслужил своими поступками в этой или прошлых жизнях.В разных духовных традициях,среднее число жизней,которые чел-овек проходит за цикл эволюции,составляет от нескольких сотен или миллионов и до бесконечности.Перерождения делают совершенство доступным для всех,а каждого чел-овека- хозяином своей жизни.Что такое смерть.В метафизическом толковании смерть - отделение Высших начал человека от низших.Живое существо представляет собой сложный организм,состоящий из сверхфизических начал,проявляющихся посредством материального тела,которое в свою очередь,состоит из элементов так называемой, Природы.Сверхфизические начала составляют подлинную живую личность,а тело являе-тся лишь носителем,посредством которого сверхфизический человек способен прояв-лять себя в материальном мире.Духовное "Я" обитает в теле,подобно тому,как чело-век живет в доме.Духовный человек управляет материальным телом и наделяет его признаками жизни через нервы,мозг,другие физические органы.Таким образом,одушев-ленностью обладает не само тело,а внутренний Духовный человек,Душа.Свет Внутрен-него "Я" сият в теле,подобно огню в лампе.Разница между свойствами внутреннего человека и его внешнего тела,точно такая же,как и между огнем в лампе и стеклом из которого лампа изготовлена.Тело есть- временная обитель внутреннего "Я".Смер-ть не означает гибель "Я", конец существования Духа или достижения Его конечной цели.Напротив,это продолжение жизни,через смену места временного обитания.Нес-ведущему человеку,смерть представляется страшной трагедией,невосполнимой утра-той.Знающий,воспринимает смерть,как новую возможность,необходимый этап или ступ-ень в развитии,высшее предназначение жизни в достижении духовного опыта.Возвра-щение Духа к Его изначальному состоянию,освобождению от оков материального мира.
из "Основания эзотерического знания" Мэнли П.Холл."
  ст."важнейшие религии мира",Конфигуратор Сознания,2024) "Буддизм,возникший в VI в.до н.э.в Индии как важнейшая из всех реформ ведических доктрин.Главными пу-нктами доктрины основоположника буддизма,Гаутамы Будды,стали законы перерождения и кармы,а также освобождение от привязанностей.Брахманизм,религия древних арий-цев и главная вера индийцев.Считается,что ведические религии были дарованы чело-вечеству в доисторические времена посредством риши(святых).Основой доктрины вед-ической религии является достижение духовного понимания благодаря всеобщему зна-нию и тайным церемониям и ритуалам.Даосизм.мистическая религиозная традиция,осн-ованная Лао-Цзы,китайским метафизиком,современником Конфуция.Даосизм называют "туманной верой",поскольку он изобилует чрезвычайно абстрактными,метафизически-ми рассуждениями о природе Дао,которая является одновременно и Всеобщей истиной и Путем ее достижения.Зороастризм,огнепоклонство персов.Основоположником этой религии был Спитама Заратуштра.Главной ее доктриной является учение о грядущем примирении добра и зла и совершенстве человечества,благодаря власти над пагуб-ными силами,которые проявляются в его жизни.Ислам- вера основанная пророком Мух-аммадом ;;; ;;;; ;;;; ;;;;,в VI в.н.э.Главным в Исламе является вера в Единствен-ность Бога.Священная книга- Коран.Религия мусульман.Второй важнейший источник исламского вероучения- сунна.Пять столпов Ислама- шахада,намаз,пост в месяц Рам-адан,закят и хадж(паломничество).Конфуцианство,главная религия Китая.Ее основы были заложены VI в.до н.э.философом Конфуцием.Доктрина подчеркивает моральные и общественные добродетели,а целью ставит появление сверхчеловека- просветленного существа.Иудаизм,религия евреев.Основана Моисеем и восходит к тайным культам египтян. Зародилась в период со 2го до 1 го тысячелетия до н.э.Основная доктрина содержится в 10 Заповедях, а высшая добродетель- покорность Божьей Воле.Ламаизм, основан в VIIIв.н.э.в Тибете,Падмасамбхавой.Представляет собой разновидностьБуд-дизма.опирается на идеи перерождения и кармы,произношение мантр и и молитв.Хри-стианство.-религия,возникшая в 1 веке н.э.на основе доктрин мистической фигуры Иисуса из Назарета.Основное содержание христианских вероучений изложено в Запо-ведях,которые Иисус дал своим ученикам.Нужно всей душой любить Господа,и к ближ-нему относиться,как к самому себе.Служение общечеловеческому благу.Каждая упомя-нутая религия имеет простое толкование,которое принято называть экзотерическим. Оно предназначено для удовлетворения потребностей обычных людей,которым требу-ется понятный и простой нравственный кодекс жизни.У каждой веры есть своя,более мистическая и философская доктрина,которую называют эзотерической.Под Религией также понимается стремление человека чтить прекрасное,служить добру и видеть вокруг и во всем Бога.из " Основания эзотерического знания" Мэнли.П.Холл."

  (ст."Русский,норский,свенский,данский,и прочий некогда славяноязычный люд Европы",Б.Новицкий,2024) "Кто-то старается подкинуть нам «умозаключение», что этноним русский это прилагательное, а не существительное. Эти кто-то особенно проявились на южных границах России своей лютой русофобией. Но нашли, в чем упрекать? И удивительно здесь не желание этого «кого-то» даже такой деталью подчеркнуть якобы вторичность русских,а уникальность существительного "русский", которая отразилась в распространенном древнем суффиксе «-ск-».Этот суффикс,нача-вший свой путь на Русской равнине докатился до самых окраин Европы.Что касается язвительного замечания относительно якобы прилагательного русский,то обращаю вн-имание наших врагов на название соседней славянской страны Польши.Сами то пол-яки говорят не Польша,не Poland,а Polska– произносится "Польска",с сохранением общеславянского суффикса «-ск-».Не повод ли это для колкости?.Тоже ведь,название страны,а судя по суффиксу,похоже на прилагательное.А,что насчет Чехии? Там также тот же суффикс.И Чехия на чешском– это ;esko– Ческо.И так далее– Slovensko(Сло-вакия),Srbsko (Сербия), Hrvatska (Хорватия).В глаза бросается,что этот суффикс сохраняется в названиях почти всех славянских государств.Русский люд,польский народ– po;sk; ;ud (польский люд),чешский народ ;esk; n;rod,словенский народ– slovensko ljudstvo и пр.Так что,ничего особенного в слове "русские,русский" нет. Это сокращении от "русский люд,народ".Напротив,очевидна универсальность этого древнего суффикса в славянской группе индоевропейских языков.Но только ли в сла-вянской?Скажем,на шведском,германской группы языков,что не удивительно,та кар-тина.Впрочем,то же и в других скандинавских языках.Название Швеция– Sverige (германизм),но шведский народ– Svenskar,а швед- svensk.Норвегия– Norge,но норве-жец– norsk-,Дания– Danmark,но датчанин– dansk-er.Так что, со скандинавскими языками всё ясно. Возможно, это некое раннее лингвистическое ответвление от славянской группы языков, в которых остались еще такие славяно-русские атавизмы «ск» и «ар».К слову,тот же архаизм– окончание «ар»,или русское «арь»- мытарь, пахарь,главарь,волгарь,плугарь,бондарь,ложкарь.Между тем и Ю.Петухов писал: Изначальное проживание русов в Скандинавии и Северной Европе сказывается и поныне.Современные,предельно германизированные в результате поздней германоязы-чной экспансии шведский, норвежский, датский языки можно отнести к германской группе языков с очень большой натяжкой (даже в тех словосочетаниях,что постоянно на слуху типа «Svenska bladet», «svensk-rysk ordbok», «historiska museum», мы четко и ясно и видим и слышим русские(славянские)суффиксы,а отнюдь не германские «шведиш-русиш»).Еще вплоть до XVII–XVIII вв.в Скандинавии говорили на искаженном славяно-русском наречии,напичканном множеством также искаженных заимствованных и навязанных пришельцами германских слов[1].Не менее убедительно очевидное влияния племен арийского корня и в Британии.То,что мы на современном английском читаем Инглиш,прежде звучало просто по-русски Английск– ;nglisc.И этот славяно-русский атавизм присутствовал в языке будущих англичан до момента,когда на него стало оказывать массированное влияние некое германское воздействие.Все эти шведиш,рус-иш,инглиш и стали результатом перехода,отмечаемого 12 веком: sc– sh.Более того, именно первый акт закона Гримма описывает переход K;H(sc; sh)[ск;ш].Вот еще при-меры,которые я ранее уже показывал,перехода изначально славянских слов в англий-ские(в скобках староанглийский вариант):shop(scoppa)магазин– от скупка пракорень - skupp-. short (sceort,scort) короткий- от коротить,корнать,резать. share(scea-ru)разделять,стричь- также от карнать,shrine(святыня,рака)- скрыня,ковчег(крын-ка).fish (fisc- piscus)- пескарь,рыба.plash(plasc)- плеск.Вот,такой удивительный русский суффикс "ск",который с головой выдает прежнюю славяно-русскую природу всех этих западных лингвистических новоделов.А вот внимания суффикс "ск" как ме-тка древнего рода предков русских заслуживает.И в этой связи не такими уж невер-оятными кажутся слова Ю.Петухова,которые приведены выше,а также и то,что он доб-авляет далее:«С IV по X в.в «эпоху викингов» и в ареале бытования так называемых «викингов», то есть в циркумбалтонордической этногеографической зоне,проживали русы-славяне; отдельными этническими вкраплениями в данной зоне мы можем считать лишь немногочисленные племена финно-угорского, самоедского, доиндоевропейского происхождения,а также разрозненные семьи и общины бывших позднеримских поселен-цев»[2].В последних статьях мне довелось напомнить о роли кельто-славян в пере-носе ИЕ языка в западную Европу.И в этом плане следующие слова Ю.Петухова,очеви-дно,подтверждают этот тезис:«Есть все основания полагать кельтский этноэлемент составной частью русо-славянского суперэтноса,в крайнем случае,поздним побегом на могучем этнодреве русов— поэтому мы не выделяем его в качестве этнического вкрапления».И,судя по всему,шведов,норвежцев,англичан,датчан и прочих современ-ных народов Северной и Центральной Европы,там еще не было.Они появятся с XV–XVIII вв.История и сама жизнь беспощадно стирают в памяти тех, кто сам не желает ничего помнить, следы свои. Наши самые прямые, непосредственные предки жили в Скандинавии и на Севере Европы. Да, им на смену пришли шведы, датчане, норвежцы, англичане и пр. (все сами в основе своей ассимилированные русы-славяне), как на смену русам-вендам, русам-сорбам Лабы, Одера пришли новогерманские племена. Наши предки-русы ушли на восток. Но часть их братьев, сестер, отцов и матерей — а это миллионы русов — остались в VIII–XIII веках на своей исконной родине, т. е. на землях нынешних Германии,Австрии,Дании,Норвегии,Швеции— и они стали этнической основой новых этносов,утратив язык свой и переняв язык пришельцев.Это История, это жизнь— от этого никуда не денешься.Мы живем ныне во владимирско-суздальско-московской Руси,живем восемь веков.А в Киевской Руси мы жили(и продолжают жить наши братья и сестры) полторы тысячи лет.А в Острийско-Полабско-Рюгенско-Свей-ской Руси мы жили не менее трех— пяти тысячелетий! Вся Европа насквозь прониза-на,пропитана русским духом, русским словом,русской кровью….Тысячелетиями русы жили в Европе— и это помнит каждый камень,каждая пядь земли.Юным народам,вышед-шим из русского лона,еще по-юношески очень хочется казаться взрослыми,самостий-ными и незалежными,самонародившимися,самостоятельными,более того,поучающими своих родителей.В этом одна из причин всевозможных «норманизмов» и прочих «исто-рич.«-измов»»[3].Между прочим,и такое чисто русское слов как "люди,люд",вполне было укорененным в германо-английской лексике.Так,в английском языке сегодня ус-таревшим считается существительное "lede" в значении «люди,народ»,которое еще ранее имело форму leod\leode,в нортумбрийском диалекте– lioda.В литовском– liaudis,в латышском ;audis,в немецком Leute.В славянских языках это слово расп-ространено особенно широко,и едва ли оно могло быть заимствовано во все славянс-кие языки разом,например,из немецкого,о чем не задумываясь любят твердить покл-онники немца Макса Фасмера.И то,что мы зовем себя до сих пор русскими людьми,пр-осто русскими,ничего странного здесь нет,а только указывает на особую древность рода русского,русских людей.Шведы вообще до сих пор зовут себя свенск-ар,а датч-ане– данск-ар.Ю.Петухов,вообще полагал, что окончание "ар" имело отношение к
ариям.Между тем,слово "русский" как обозначение этнической единицы– существит-ельное.Точно также,как название страны "Польска" на польском языке– не прилагат-ельное,а существительное.И тому подобное с другими славянами и скандинавами. Никто ведь из русофобов не пеняет англичанам,за их староанглийское вполне себе прилагательное Аэнглиск-,которое они,вовремя подсуетившись,заменили на герман-ское Инглиш!?"
  (ст."ЧЕЛОВЕК БЫЛ НА ЛУНЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ?",Смотри и думай,2024) "Был ли человек на Луне В 2309 г.до н.э.? Брали ли людей с собой в космические путешествия пред-ставители иных цивилизаций?Может именно после таких случев и появлялись мифы о "богах" и путешествиях в "потусторонний" мир? Согласно китайской мифологии,муж-чина и женщина высаживались на Луну более 4000 лет назад.Стрелок Хоу-И и его жена Чанг Нго летали на Луну на «небесной птице».(есть в Китае такая легенда, уходящая вглубь веков,о Чанг Нго- жене стрелка Хоу И)Их описания условий на Луне были невероятно ТОЧНЫМИ. Было ли их путешествие результатом богатого воображения древних "сказителей", попали они туда с помощью "братьев по разуму", или же с использованием технологий, которые были утеряны Человечеством?В 1926 г.профессор А. В. Бикертон объявил идею полетов к Луне глупой и невозможной. В 1935 году известный астроном Ф.Р.Моултон написал,что человек никогда не сможет путешест-вовать в космическом пространстве.В 1957 г.доктор Ричард ван дер Рит Вули(быв-ший королевский астроном)назвал идею космических путешествий «абсолютной чушью». Восемь месяцев спустя на орбиту Земли был запущен первый спутник.В отдаленном северном районе Тибета лежат руины города Син Ну,обнаруженные Дюпарком в 1725 г.В городе Дюпарк наткнулся на массу монолитов(когда-то покрытых серебром),пира-миду,часть башни из синего фарфора и королевский дворец,в котором находились троны с изображениями солнца и луны.Еще был большой молочно-белый камень,покры-тый изысканными рисунками.В 1952 г.на Тибет прибыла советская научно-археологич. экспедиция.Тибетские монахи показали членам группы некоторые древние документы, описания которых совпадали с описаниями Дюпарка.Но вот что было удивительно: молочно-белый камень,как говорится в документах,был доставлен с Луны.Возможно ли было такое в древнейшие времена?Упоминания о древних "космических путешествиях" находят в самых удаленных друг от друга частях света.Письменная и устная мифоло-гия многих народов во многом совпадает,описывая такие случаи и нет оснований думать,что все они "поголовно" являются вымыслом.Например древние китайские историки в большинстве своём никогда не угождали правителям в вопросах описания важных и просто исторических событий. Стремление к объективности в познании истории и историописании было у китайских летописцев своеобразным "кодексом чести" Поэтому мы можем достаточно серьезно отнестись к древним китайским летописным источникам, даже если они поначалу кажутся надуманными.В настоящее время в научных кругах существует тенденция рассматривать древние документы, мифологию и фольклор,как источники достаточно достоверной информации, обросшей за тысячелетия неизбежным "балластом шелухи".«Легенды подобны капсулам времени, сохраняющим свое содержимое на протяжении веков невежества».Энтони Робертс Вот некоторые исторические данные, собранные английским писателем, инженером, интереснейшей личностью, Джеймсом Черчвордом (1851—1936г.г.,о нем и его работах будет отдельная статья), вызывающие множество вопросов:В древних манускриптах разных древних цивилизаций упоминаются какие-то "транспортные средства", которые могут вращаться вокруг Земли(как современные спутники):ИНДИЯ:«Их топливо забир-ается из "воздуха"(окружающей среды)очень простым и дешевым способом.Двигатель чем-то похож на современную турбину:он работает от одной камеры к другой,не ост-анавливается и не глохнет,если не выключен.Если движения не происходит,он продо-лжает работать "в холостую".Корабль,на котором он построен,мог вращаться вокруг Земли сколько угодно долго,и падал только тогда,когда части,из которых он сделан ,были разрушены и двигатель остановлен..»"... В древней Сурья Сиддханте говорится о философах и ученых, которые вращались вокруг Земли «ниже луны и выше облаков»"."Гигантские спутники,сделанные из блестящего металла и вращающиеся вокруг оси,подробно описаны в древних санскритских текстах,вплоть до их размеров и внутреннего пространства,а также небольших кораблей(виманы?),которые летают между ними и Землей."Махабхарата описывает «двухэтажные небесные колесницы с множеством окон,излучающие красное пламя,которые мчатся в небо,пока не станут похожи на кометы..в области как солнца,так и звезд».В источниках говорится:"Пуш-ан плывет на золотых кораблях по небесному океану Гаруда(небесная птица)несет Господа Вишну в космических путешествиях.Воздушные полеты «через район небесного небосвода,который находится над районом ветров».ВАВИЛОНИЯ(Халдея)..две «соврем-енные» ракеты,испускающие лучи сзади,коробка,похожая на громкоговоритель,и «ко-пия» капсулы Близнецов- выгравированы на медном долоте,обнаруженном в Уре.пикт-ографические тексты описывают три схожих объекта,выставленных в Сиппаре:золотая сфера (командный модуль?),« GIR »(длинный объект в форме стрелки,разделенный на несколько отсеков)« alikmahrati»,что означает « продвигатель,который заставляет судно двигаться»(т.е.двигатель).Вместе они очень похожи на трехсекционную раке-ту.Другим явным признаком является комбинация двух слов «DIN» и «GIR».Когда они соединяются вместе,образуя слово «g-ds»,хвост подобного плавнику «gir» идеально вписывается в отверстие ракеты,как "din","который извергает огонь из своего хв-оста".Эпопея Этана(4700 лет)поставляют нам очень точные описания земной поверхн-ости с большой высоты- описания,которые были подтверждены в 1950 и 1960 гг.Опи-сание этого древнего космического полета точно показывает,что происходит,когда корабль покидает Землю(концепция круглой Земли,которая становится маленькой из-за перспективы с увеличением расстояния и приобретает определенные цвета).ПЕРУ:
..глиняный сосуд высотой 8-1 / 2 дюйма изображает своего рода"космическую капсу-лу",на которой отчетливо видны двигатель и выхлоп.Картина,обнаруженная в нише комнаты под Палатинским холмом в Риме в 1961 г,изображает нечто похожее на рак-ету.Стоит на стартовой площадке.От него отходят "растяжки или тросы",за неё- высокая стена,напоминающая стену "защиты от пламени."ЯПОНИЯ:При раскопках были обнаружены глиняные фигурки людей,одетых в своеобразные «космические скафандры», со шлемами,полностью закрывающими их головы.На шлемах изображены что-то вроде щелевых очков,дыхательных фильтров, антенн,слуховых аппаратов и даже приборов ночного видения.ГВАТЕМАЛА:В древнем описании упоминается «круглая золотая колес-ница размером 12 000 локтей в окружности,способная достигать звезд».НОВАЯ ЗЕЛА-НДИЯ:..легенды маори рассказывают о летательных аппаратах и ;;путешествиях на Луну .КИТАЙ:3 в.до н.э.Чжуан-цзы в своей работе « Путешествие в бесконечность» расс-казывает о своем путешествии в космос на 32 500 миль от Земли.На пирамиде,внеза-пно появившейся из-под дна озера Кунь-Мин во время землетрясения,были обнаружены гравюры цилиндрических ракетоподобных машин,которые поднимаются в небо.«Пустын-ная,холодная и стеклянная»: в 2309 г.до н.э.стрелок императора Яо решил отправи-ться на Луну на «Небесной птице».Он описал поток "светящегося воздуха"(реактив-ная струя ракеты?).Хоу И полетел в космос,где «не заметил движения Солнца»(это утверждение имеет первостепенное значение,потому что только в космосе человек не может увидеть восход или заход солнца.)На Луне он увидел «ледяной горизонт» и построил здание «Дворец холода».Его жена Чанг Нго тоже полетела на Луну,«светя-щаяся сфера,сияющая,как стекло,огромных размеров и очень холодная; свет луны рождается от солнца»,- её слова("отчет" Чанг Нго об исследовании Луны похож на правду.Астронавты Аполлона II обнаружили,что на Луне есть стекловидные камни, а некоторые места даже "вымощены" такими камнями.Большая часть Луны находится под постоянным температурным воздействием огромной разницы в дневное и ночное время) .Древнегреческий ученый Эмпедокл также заявлял,что Луна сделана из стекла.Такие точные знания подразумевают присутствие "источника" сведений на Луне в далеком прошлом.История того же периода гласит,что однажды ночью над морем появился огр-омный корабль с яркими огнями,которые гасли днем.Он также мог "плавать" к Луне и звездам,отсюда и его название: «корабль,висящий среди звезд» или «Лунный кораб-ль».Этот гигантский корабль,который мог путешествовать по небу или летать над морем, видели 12 лет.В книга «Ши цзин» написано,что когда император увидел,как преступления и порок растут в мире,«он приказал Чонгу и Ли прервать связь между землей и небом- и с тех пор больше не было ни движения вверх,ни вниз».Похоже на приказ прекратить космические полеты?ТИБЕТ и МОНГОЛИЯ:Древние буддийские книги говорят о «железных змеях,пожирающих пространство огнем и дымом,достигая далеких звезд».Три уровня пирамиды в столице Син Ну ознаменовали три исторических перио-да в далеком прошлом:..эра до космических путешествий- время,когда люди могли посещать "небесные светила"..когда они вернулись на Землю..потеряли способность путешествовать в космосе Именно здесь на жертвеннике покоился «камень,принесен-ный с луны».Санскритские документы,обнаруженные китайцами в Лхасе,содержат указ-ания по созданию межпланетных космических кораблей.Упоминается полет на Луну (хотя не уточняется,был ли он предпринят или только запланирован).Китайцы заяви-ли,что некоторые данные изучаются для включения их в современные космические программы.КНИГА ЕНОХА:В древней Книге Еноха говорится,что в космосе «был жар, как огонь,и холод,как лед»(объекты становятся горячими на стороне,освещенной солнцем,и ледяными на темной стороне)и «темная бездна».ГРЕЦИЯ:Люциан изобразил Луну как тело,подобное Земле,до которого можно добраться за 8 дней,и написал «вымышленную»(?)историю лунного путешествия.А что в наши дни? И в наши дни мно-жество сомнений по поводу "обитаемости" в прошлом планет нашей Солнечной системы и прошлого Человечества.Загадочные объекты на Луне.СССР знал о развалинах города на Марсе?Сообщения о странных артефактах на поверхности Луны поступают и сейчас: Предмет в форме меча возле кратера Бирт.Странные крестообразные образования в кратере Эратосфен и Фра Мауро.Угловые линии в кратере Гассенди и семь пятен в форме греческой столицы Гамма на дне кратера Литтроу.Два гигантских набора букв под Mare Serenitalis,слева от Mare Tranquilitatis,которые гласили:« PYAX » и «JAW» печатными буквами.Странные следы,идущие прямо по стене кратера.Если бы та-кие геометрические конструкции были найдены на земле,возникли бы предположения о людях,которые их оставили.НАСА объявляет не о каждом открытии,а исследования еще продолжаются.Не исключено,что будущие космонавты обнаружат объекты или сооружен-ия,показывающие,что люди посещали Луну в далеком прошлом.20 июля 1969 года, была совершена первая высадка на Луну. Во время последнего разведывательного полета вокруг Луны, предшествовавшего приземлению, один из астронавтов сделал неожиданное объявление: он только что увидел контуры чего-то вроде семиэтажного сооружения.. Что он видел? Может быть, это был « Дворец холода»? Почему впоследствии из записи переговоров удалили 11 минут, включая эту запись? (но так как шла прямая трансляция многие уже услышали это.) Если на Луне есть единственное, древнее, давно заброшенное здание, если есть единственный объект, указывающий на более ранний разум,если есть хотя бы один явный наскальный рис-унок,то просто подумайте,как такая находка повлияет на нашу историю.Нужно ждать! Новости продолжают поступать- и не только с Луны,но и с Марса,находящейся на расстоянии 40 миллионов миль.Советский ученый,перебежавший на Запад утверждал, что на фотографиях,сделанных с орбитального спутника,ясно видны разрушенные зда-ния неизвестной цивилизации- на Марсе! Этот ученый был одним из членов команды, которая работала вместе с 1961 г.,когда на земную орбиту был запущен «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным.В последствии он жил под вымышленным именем в Швейцарии.По его утверждениям,в конце 70-ых годов прошлого века,к Марсу была запущена автоматическая станция.Она прибыла в пункт назначения в 1982 г.и с тех пор вращается вокруг Красной планеты.Его единственная цель состояла в том,чтобы отправлять фотографии и другие данные на спутник,вращающийся вокруг Земли.Задача была выполнена с невероятным успехом.Фотографии по качеству превзошли те,что сд-елали американские аппараты.И нет никакой ошибки в том,что на них запечатлено. Город,снятый камерой спутника,напоминающий в плане Москву,только раза в три бол-ьше,окруженный широкими "проспектами",расположенными один внутри другого и соед-иненными между собой "улицами" меньшего размера,как спицы колеса телеги.Здания, должно быть,были огромными.Большинство из них в руинах,как будто разрушены сил-ьнейшим землетрясением.Но на некоторых просматривается что-то вроде серых купо-лов диаметром от двух до четырех миль.Россия никогда не признается в этом невер-оятном открытии,потому что это покажет её техническое превосходство и уровень действительных знаний о Марсе(данные были предоставлены ещё до развала СССР).4 февраля 1985 г.в Мельбурне, Австралия,Age сообщило об уверенности тридцати амер-иканских ученых в том,что две фотографии,отправленные с Марса в 1976 г. космич. кораблем «Викинг»,указывают на существование древней цивилизации.Ричард Хоугланд ,научный обозреватель и член группы ученых,известной как Mars Investigation Group,объявил,что на фотографиях изображены четыре огромных пирамиды,стоящих по "углам гигантского квадрата" Доктор К.Вест Черчман,профессор Калифорнийского университета в Беркли,сказал,что существует слишком много деталей,указывающих на возможность вымершего жилья на Марсе.Что же является настоящей правдой о нашем прошлом? Были ли мы раньше на Марсе? "
  (ст."Они верили в стойкость юных,не бреющих бороды",Катехизис и Катарсис,2024) "Большинство людей Средневековья сравнительно молоды.Тридцать пять,а то и сорок процентов населения младше 15 лет.Взглянув на противоположный конец возрастного спектра,мы увидим,что лишь пять процентов людей XIV в.старше 65 лет.Так,соглас-но археологическим данным(прежде всего,результатам раскопок кладбищ),средний возраст смерти на территории средневековой Руси характеризуется интервалом от 32,3 до 43,8 лет.На территории Западной Европы в синхронное время средний возра-ст смерти колеблется в пределах возрастного интервала 30–34,9 лет.Так, средний возраст представителей династии Капетингов в средневековой Франции достигал 56 лет. Средняя продолжительность жизни московских князей была несколько ниже, чем у французских Капетингов – 42–44 года.Молодых людей в средневековом обществе намного больше,а старых намного меньше,чем сейчас.Впрочем,самый поразительный контраст— медианный возраст.Если бы вы выстроили всех своих современников в одну линию по возрасту,то в середине стоял бы 38-летний человек.Если бы вы сделали то же самое в XIV в.,то в середине нашли бы 21-летнего.Половине населения среднев-ековой Европы 21 год или меньше.Преобладание молодежи ведет к социальным различ-иям с современностью во всех сферах деятельности.Среднестатистический человек со средневековой улицы обладает меньшим на семнадцать лет жизненным опытом,что не может не сказаться на всех аспектах его жизни.Старших,у которых он может попро-сить совета,намного меньше чем сейчас.К 20-ти годам средневековый мужчина дост-игает расцвета сил,к 30-ти— зрелости,а к 40— почти старости.Это означает,что мужчинам приходится рано взваливать на себя груз ответственности.Лидерам,кото-рым нет еще и тридцати,доверяют и считают их достойными всяческого уважения. Никто не удивлялся,видя как в 1356 г.юный дофин Карл(будущий Карл V)управляет Францией в 18 лет и умирает в 1380 г.в возрасте 42 лет,имея репутацию мудрого старца.Двадцатилетний король Эдуард III Английский объявляет войну Шотландии и лично ведет в бой армию,несмотря на превосходство сил врага.Это не поспешное решение:Эдуарда полностью поддерживают и аристократы,и рыцари,и оруженосцы,и пехота.В современном же мире ему по возрасту даже нельзя было бы избираться в парламент.Когда кто-то говорит,что «дети сейчас очень быстро взрослеют»,ему стоит поразмыслить и оглянуться в прошлое.Например,средневековые мальчики Англии должны с 7 лет работать,с того же возраста их могут повесить за воровство.В 14 лет им разрешается жениться,а в 15 они идут на войну. Аристократы могут занимать государственную должность или командовать армией, еще не достигнув двадцати лет. В битве при Креси(1346)командование авангардом всего английского войска поручили принцу Эдуарду,которому было всего 16 лет(войдет в историю под прозвищем "Черный принц").Невозможно представить,чтобы современному шестнадцатилетнему юнцу довер-или командование хотя бы ротой в бою.На другом конце Европы князь Ал-др Ярослав-ич в 19 лет берет на себя оборону Новгородской земли и разбивает шведов в битве на Неве(1240),а в 20 лет громит тевтонских рыцарей на льду Чудского озера(1242) . Сын Александра Невского - Дмитрий Александрович в 18 лет успешно командует правым крылом русского войска в кровопролитной битве при Раковоре (1268).В 1356 году Эдуард Черный принц в битве при Пуатье командует уже не авангардом, а целой армией, ему 26 лет - зрелый воин по тем временам. Ему противостоит французская армия. Баталию авангарда французов возглавляет старший сын короля дофин Карл- 18 лет, вторую его дядя Филипп герцог Орлеанский - 20 лет, третью ведет сам король Франции - Иоанн Добрый, ему тогда было 37 лет - почти старик.Московский князь Дмитрий Иванович (впоследствии Донской) в 24 года развязал войну с Золотой ордой (1374), в 27 разбивает татар в битве на Воже (1378).В 1380 г.ведет объединенное войско всей Северо-Восточной Руси на Куликово поле, где одерживает полную победу над золотоордынской ратью, ему тогда 29 лет- опытный воин,ветеран.Средневековое общество- общество молодое.В связи с этим вспомните,что общества с молодым насе-лением более жестоки,часто не видят ничего дурного в кровавых схватках,где муж-чины бьются насмерть ради развлечения,и вы поймете,что с тех времен общество изменилось фундаментально.По материалам:Мортимер Ян.Средневековая Англия.Гид путешественника во времени.Усачев А.С.«Старость глубокая» в XIV–XV в.: демограф-ические реалии и их восприятие современниками."
  (ст."Русский апокалипсис- поход князя Михаила Скопина-Шуйского",Катехизис и Катарсис,2024) "В условиях,когда бои под Москвой с Тушинским вором(как прозвали Лжедмитрия II)и его польскми наемниками не могли принести успеха ни одной из ст-орон,царю Василию Шуйскому стало ясно,что изменить ситуацию может только надеж-ная помощь извне.Единственное действующее вне столицы войско- полки боярина Фед-ора Ивановича Шереметева- было недостаточно сильным и к тому же находилось слиш-ком далеко(под Царицыном).Тогда пришлось обратиться к Швеции,король которой еще с 1604 г.безуспешно предлагал услуги своих войск для подавления Смуты- конечно, в обмен на территорию.Для «сбора с немецкими людьми» выехал в Новгород ближний родственник царя князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.Несмотря на свой юный возраст- всего 21 год,он успел отличиться в качестве полководца в боях,летом 1608 г.он- уже воевода Большого полка.Теперь этому полководцу суждено было стать общей надеждой русских- противников самозванца- на избавление от Смуты.Однако вначале известие о приглашении «немецких людей» для спасения Шуйского в обмен на уступку Швеции русских земель вызвало бурю возмущения на северо-западе России, что выразилось в немедленном признании власти «Дмитрия Иоанновича» жителями Пск-ова(2 сентября 1608 г.)и ряда его пригородов,а также Ивангорода.Волнения в самом Новгороде даже заставили Скопина скрыться из города,но здесь сторонники Шуйского вскоре победили.Первые несколько месяцев не дали особых результатов по сбору ра-ти- разоренные и деморализованные дети боярские не спешили съезжаться в Новгород .Зато успех был достигнут в отношении «немецких людей».Уже в ноябре воевода зак-лючил предварительный договор о найме 5-тысячного отряда с графом Мансфельдом, возглавлявшим тогда шведские войска в Лифляндии.Долгие переговоры в Выборге за-вершились подписанием союзного договора со Швецией.В обмен на поэтапную уступку (по мере прибытия союзного контингента) города Корелы с уездом,отказ царя от наследственных прав на Ливонию,король направлял в помощь Василию Иоанновичу 3 тыс. пехоты и 2 тыс.конницы,не считая наемных людей, «сколько возможно».К этому времени корпус уже был фактически сформирован и назначен его командующий- граф Якоб Понтус Делагарди (по-русски «Яков Пунтусов»).Большую часть наемного войска составили солдаты,набор которых стал возможен благодаря перемирию,заключенному в 1606-1609 гг.между Нидерландами и Испанией.В дальнюю Московию отправились наем-ники образцовой для того времени армии Европы,армии нового типа.Среди них были (кроме шведов и финнов)- французы,шотландцы,бельгийцы,немцы,голландцы и т.д. Сам Якоб «провел пять лет военнопленным в Польше,а потом доказал на деле свою добле-сть князю Морицу Нассаускому»- то есть также прошел военную школу в Нидерландах. Для оплаты наемников договор устанавливал фантастическую сумму- 100 тыс.рублей в месяц,так что те формально всегда имели право уйти из России.Само известие о найме такого войска повлекло серьезные политические и моральные последствия и для внешней,и для внутренней ситуации в России.Царь Василий мастерски использо-вал успех переговоров со шведами для моральной поддержки своих сторонников как в Москве,так и за ее пределами; в грамотах в города численность вспомогательных войск раздувалась до 15 643 человек(к маю 1609 г.).Впрочем,сами поляки не питали особых иллюзий в отношении реальной численности наемников.Гетман Ружинский из Тушина отправил в Новгородскую землю 2-тысячный отряд запорожцев полковника Яна Кернозицкого,который в середине ноября подошел к Новгороду и заставил Скопина «сесть в осаду».Многие дети боярские сочли более выгодным «отъехать» в «воровс-кой» стан,либо спасая свои поместья,либо сводя счеты с соседями-дворянами.В нач-але 1609 г.подошли на выручку Новгороду «уездные мужики»: крестьяне из-под Тих-вина(1000 человек)и из заонежских погостов.Литовцы захватили несколько человек из этой рати и стали пытать их о численности подкреплений:«Они же люди простые, не знали счета,и сказали Кернозицкому,что пришло..ратных людей множество,а за ними идет большая сила».Известие вызвало снятие осады и отступление «тушинцев» (11 января 1609 г.).Соотношение сил изменилось,и власть Василия вновь признали Ладога,Орехов,Корела и Ивангород.Кроме новгородских служилых людей и упомянутых «мужиков», Скопин-Шуйский имел у себя и несколько отрядов «вольных казаков» - в первую очередь, «прибор» атамана Тимофея Шарова. Будучи извещен о скором подходе «немецких людей», князь уже в январе отослал значительную часть своих ополченцев на помощь Вологде и Устюжне, так что у него осталось только 1200 человек.Нако-нец,в середине апреля под Новгородом произошло соединение войск Скопина-Шуйского (около 1200 человек) и Делагарди (до 5 тыс. человек),после чего начался поход. В авангарде «немцами» командовал ротмистр Эверт Горн,а русскими- сотенный голова Федор Чулков; при этом,согласно условиям договора,формальное главенство сохранял русский военачальник.Через месяц эти передовые войска освободили Старую Руссу, разгромили «тушинцев» и «привели ко кресту» царю Василию Торопец и Торжок.Прибл-ижение столь внушительной силы заставило отложиться от самозванца помещиков и посадских людей Невеля,Старицы,Ржева,Зубцова и Холма.Станы «тушинцев» пришли в движение: воевода кн.Григорий Шаховской и полковник Александр Зборовский с отря-дом копейщиков(3-4 тыс.человек)немедленно выступили навстречу Скопину,атаковали Торжок,но были отбиты 2-тысячным передовым отрядом.Узнав о реальной численности противника,Зборовский отступил и укрепился в Твери,куда со всех сторон стали стекаться польские хоругви,так что войско увеличилось до 5 тыс.человек.К Скопину тоже подошло сильное подкрепление: 3 тыс.дворян,детей боярских и стрельцов из Смоленска во главе с кн.Яковом Борятинским,которые по пути взяли Вязьму и Дорог-обуж и присоединили к себе служилых людей этих уездов. Войско наконец разделили на традиционные полки - Большой (Скопин и Делагарди), Передовой (Семен Головин и «немецкий ротмистр») и Сторожевой (кн. Яков Борятинский и «немецкий ротмистр»). Устроив войска, кн. Михаил Скопин-Шуйский выступил к Твери, переправившись через Волгу выше города.Разыгравшаяся битва при Твери началась достаточно необычно для войн Смутного времени - обе стороны заранее построились в боевой порядок и чинно сблизились. Центр союзного войска, по нидерландскому обычаю, составили батальоны шведской и наемной пехоты; левое,ближнее к берегу крыло заняла французская кон-ница,а правое- сам Делагарди с финскими кавалеристами.Русские разместились на флангах и во второй линии.Зборовский имел втрое меньше людей,но это были в основном отборные войска: при подобном же соотношении сил гетман Ходкевич громил в Лифляндии шведов в 1604 и 1605 гг.«За час до свету» передовые союзные части вошли в соприкосновение с вражеской «легкой конницей в панцырях с луками и короткими копьями»,а в полумиле от Твери увидели и готовые к бою главные силы «тушинцев».В это время неожиданно хлынул ливень,подмочивший порох в стволах,чем не замедлил воспользоваться Зборовский: «подняв крик»,его гусарские и пятигор-ские хоругви нанесли сильнейший копейный удар по союзным порядкам.Французы первые не выдержали натиска отборной правофланговой конницы и бежали; русская конница тоже подалась назад,смешав резервные наемные отряды; многие воины стали в беспорядке отступать.Зато пехота,выставив во все стороны длинные пики,остала-сь неподвижной.Более того,воспользовавшись замешательством отбитых пикинерами «тушинцев», Делагарди с финнами храбро контратаковал «три главных хоругви.После чего поляки «бежали с уже выигранной битвы и лишь через несколько миль опомнил-ись и вернулись к войску».Новый ливень и наступление вечера привели к прекраще-нию битвы,окончившейся,таким образом, вничью.И все же большие потери понесли в этот день союзники: «Из тех,кто покинул позиции,последовал за бегущими,многие были перебиты,а из тех,кто,оставшись на месте,действовал,как подобало,копьями и саблями,никто не был и ранен».Войска разошлись по своим лагерям и весь следующий день,чрезвычайно дождливый,приводили себя в порядок.Поляки уверили себя в своей победе и неосторожно остались в передовых укреплениях у поля битвы.Узнав об этом ,Скопин перед рассветом 13 июля вывел союзные части в поле,скрытно подошел к польскому острогу и всеми силами внезапно обрушился на беспечного противника.Не успев построиться,«тушинцы» были смяты и рассеяны,причем часть из них укрылась в Твери,а остальные бежали в главный лагерь.Обоз и потерянные было пушки и знамена стали добычей союзников.Поляки отступили к Дмитрову,однако шведские наемники не получили достаточного удовлетворения в виде добычи; попытка добыть ее путем взя-тия Твери также не удалась.В лагере Делагарди начался бунт.В шведском источнике так сообщается о его причинах: наглость солдат от постоянных успехов,достаток от добычи,страх перед бедствиями дальнейшего похода и,наконец,«отвращение к войне из-за того,что до сих пор приходилось часто сражаться с неприятелем».Это загадо-чное на первый взгляд для воинов утверждение легко понять,если вспомнить о хара-ктере войны в Нидерландах: полевые сражения там были невероятной редкостью,а солдаты больше занимались осадными работами, маршами и контрмаршами,муштрой и только редкими стычками.Несколько серьезных битв с лихой и отчаянной восточно-европейской конницей убедили их в опасностях похода в места,«откуда они не смог-ут воротиться,не получая при том и обещанной платы».Действительно,власти ни разу не смогли выплатить им установленное жалованье.В результате бунта большинство наемников повернуло назад и вообще покинуло пределы России: Делагарди смог ост-авить при себе всего 1200 человек.В этих условиях Скопин-Шуйский,проведав еще и о подходе на помощь к Зборовскому гетмана Сапеги,решил отступить за Волгу.Он двинулся вниз по левому берегу реки к Калязину монастырю,присоединяя к войску уже собранные земские рати северных городов.В итоге соотношение русских и «неме-цких» воинов в его подчинении совершенно изменилось,ок.15 тыс.русских воинов те-перь стояло под знаменами Скопина-Шуйского.Уже после битвы под Торжком «произ-ошла большая переме на в умах».Решающий же перелом начался,видимо,в конце авгус-та-начале сентября,после поражения главных сил гетмана Сапеги под Калязиным мон-астырем.Где атака польско-литовских и казацких войск остановилась при столкнов-ении с русскими полевыми укреплениями и плотным огонем пехоты.Попытка сменить тактику и прорваться в русский лагерь посредством неожиданного ночного удара пехоты была предугадана Скопиным-Шуйским.Русские отряды встретили нападающих и после жестокой сечи обратили их в бегство.Сапега отступил от Калязина к Москве.В начале сентября авангард Скопина освободил Переславль.В конце сентября в Калязин подошел Делагарди с остатками своей рати- менее тысячи человек (к январю подкр-епления увеличили ее до 2230 человек).После этого Скопин вступил в Переславль, где дождался «низовых ратников» Шереметева.Тем временем один его передовой отряд - Давыда Жеребцова- усилил гарнизон Троицы,а другой- Семена Головина и Христиера Сомме(с 300 шведов)- занял Александрову слободу,куда вскоре выдвинулись и глав-ные союзные силы.Этим маневром они отрезали Сапегу, осаждавшего Троице-Сергиев монастырь, от Лисовского в Суздале; блокада Москвы была прорвана, и в столицу немедленно пошли изобильные обозы с хлебом из волжских городов. Отсюда понятна ярость «тушинцев» Сапеги и Ружинского,атаковавших Скопина 29 ноября,но натолкн-увшись на полевые укрепления,они понесли серьезные потери и были вынуждены отст-упить ни с чем- «и с того времени охватил все польские и литовские полки страх и ужас».Психологический перелом произошел в обоих противостоящих лагерях под Моск-вой: столицу охватило ликование по поводу побед кн.Михаила Скопина-Шуйского и при виде хлебных обозов,а Тушино погрузилось в уныние,в нем начались ссоры и разброд.В этот момент очередное посольство от польского короля предложило тушин-ским полякам перейти в его войско,осаждавшее Смоленск,самозванца послы даже не поприветствовали.Испугавшись выдачи и измены своих сторонников,«Дмитрий» бежал в Калугу в ночь на 27 декабря 1609 г.Тушинский лагерь доживал свои последние дни.
Тем временем Скопин, следуя избранной тактике постепенного обложения противника, вынудил Сапегу отступить из-под Троицы в Дмитров,а затем окружил его «острожка-ми» и в этом городе.Отряды конницы,а также русских и финских лыжников перерезали дороги, нападали на фуражиров и занимали небольшие селения; отдельные полки ата-ковали Ростов и Кашин(и далее Ржев,Старицу и Белую).Везде с полками русских вое-вод шли роты наемников.По глубокому снегу шли отряды французской конницы,финских и русских лыжников- переворачивалась еще одна страница русского Апокалипсиса!Последняя крупная битва с тушинцами- под Дмитровом- закончилась очередным пораж-ением войск Сапеги.Не имея больше ни сил,ни морального духа для продолженияборь-бы,гетман отвел остатки своих полков к Волоку-Ламскому,куда в ночь на 7 марта 1610 г.,запалив лагерь в Тушине,ушли и части Ружинского.В Волоке поляки и казаки разделились: верные Лжедмитрию II двинулись с Сапегой в сторону Калуги,а решивш-иеся присоединиться к польскому королю остались частью в Иосифо-Волоколамском монастыре,а в большинстве своем со Зборовским ушли к Вязьме.12 марта 1610 г.кня-зь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский и граф Якоб Делагарди вступили в столицу, триумфально завершив свой освободительный поход.После освобождения столицы от блокады поход на Смоленск стал для московского правительства первой задачей,ото-двинув на второй план угрозу со стороны Лжедмитрия II.Началась обычная подготов-ка нового похода.Однако эта кампания оказалась проигранной,даже не успев начать-ся,и виной тому стала смерть князя Скопина-Шуйского.Во время долгого осадного сидения в Москве авторитет царя Василия упал окончательно, власть его держалась только за счет поддержки патриарха Гермогена и северских и рязанских дворян во главе с Прокопием Ляпуновым. Василий не имел сыновей, и наследником престола должен был стать его родной брат кн. Дмитрий либо Михаил Скопин-Шуйский. Брат царя Дмитрий Иванович Шуйский,отличившийся на войне только грандиозными неудач-ами, полностью проигрывал в общественном мнении молодому полководцу, к которому последние полтора года были обращены все надежды.Уже во время похода кн. Михаила к Москве воины между собой называли его царем; в Александровой слободе открыто «поздравил его царем» через своих послов рязанский воевода Прокопий Ляпунов.Это вызвало недоверие и ненависть к Скопину со стороны братьев,особенно Дмитрия,что не укрылось даже от Делагарди: «Яков Пунтусов» стал настойчиво уговаривать свое-го боевого товарища скорее покинуть Москву и с войском идти к Смоленску.Но Скопина задержали в Москве. Молодой полководец был приглашён на пир по случаю крестин сына князя Ивана Михайловича Воротынского, который попросил Скопина-Шуйского стать для младенца крёстным отцом. Крёстной матерью стала жена князя Дмитрия Шуйского Екатерина (дочь опричника Малюты Скуратова). Из её рук Скопин-Шуйский принял на пиру чашу с вином. Выпив его, Скопин-Шуйский внезапно почувствовал себя плохо, из носа хлынула кровь. Слуги поспешно унесли его домой, где он после двухнедельных мучений скончался 23 апреля (3 мая) 1610 года.
Скоропостижная Скопина повергла его победоносные войска в страшное уныние - «лишила его сердца», как говорили поляки. Назначение же главнокомандующим кн. Дмитрия Шуйского - по слухам, основного виновника гибели кн. Михаила Скопина-Шуйского заставило ратных людей всерьез задуматься о необходимости дальнейшей защиты царя Василия. Смута в умах и сердцах углубилась.По материалам: Курбатов О.А. Военная история русской Смуты начала XVII века."
 (ст."Древние катакомбы: кто построил тайные ходы в Башкирии и Крыму",Кириллица, 2024) "Подземелья и искусственно созданные пещеры испокон веков служили людям надежной защитой от врагов.В России катакомбы строились как в глубокой древнос-ти,ак и в XX веке.Целые подземные города с огромными залами и бесконечно длин-ными тоннелями были созданы с целью защиты во время военного времени.Чуфут-Кале и другие пещерные города Крыма.Скальные города Крыма теперь являются туристиче-скими объектами.Существует гипотеза,что вырубленные в толще скалы пещерные комп-лексы строились еще во времена скифов.Но пик активного заселения пещерных горо-дов пришелся на раннее Средневековье,во времена готского и греческого владычес-тва,когда жизнь на берегу моря была полна опасностей из-за постоянных военных конфликтов.Жители Крыма уходили высоко в горы,и там с помощью примитивных инст-рументов высекали в известняке целые комплексы жилых,религиозных и общественных сооружений.Крупнейшие из них– Чуфут-Кале,Мангуп,Кыз-Кермен и Эски-Кермен.Некот-орые искусственно созданные пещеры уходят на значительные расстояния вглубь скал .К примеру,знаменитый колодец Тик Кую,который находится в Чуфут-Кале,имеет глуб-ину ок.45 м.Сибирская Грустина.В отличие от пещерных крепостей Крыма,существова-ние подземного города на территории нынешнего Томска научно не доказано.Томские энтузиасты-краеведы полагают,что древние катакомбы города Грустина выходят дале-ко за пределы нынешнего Томска.Кто основал этот подземный город и когда он был полностью заброшен– неизвестно.Голландский путешественник Вильгельм Гондиус,по-бывавший в этих краях в XVII в.,в своих картах указывал,что в Грустине проживали татары и русские.Возможно,картограф просто перенес старинное название на уже существовавший к тому времени Томский острог.Позднее в одной из искусственных пещер были найдены доспехи,предположительно принадлежавшие гуннскому воину.Самые экзотические предположения связывают город Грустина со знаменитой Арсанией,«цар-ством пресвитера Иоанна»,славянским городом,который упоминается в средневековых арабских хрониках.Метро-2.В эпоху СССР подземные города строились с целью разме-щения военного производства и защиты населения от возможного ядерного удара.На данный момент,в России насчитывается около 2000 объектов подобного назначения.
Легендарный московский объект «Метро-2» предположительно начали строить еще во времена Сталина.Сооружение целой системы тоннелей и специальных бункеров начал-ось одновременно со строительством общедоступного метрополитена.Перебежчик Олег Гордиевский,тайно работавший на британскую разведку утверждал,что «Метро-2» явл-яется одной из главных тайн КГБ.Бункер в Ямантау.По сообщениям СМИ,в окрестно-стях закрытого объета Межгорье в Башкирии существует еще один бункер,где правит-ельство России планирует найти убежище на случай ядерного удара.Строительство особого объекта предположительно началось в 1989 гг.,но о самом убежище стало известно только в 1990-е.Количество и масштабы подземных тоннелей и бункеров конечно же засекречены.Согласно официальной версии,Ямантау является всего лишь крупным хранилищем продовольствия и одежды.Однако люди,называющие себя участни-ками строительства утверждают,что в случае войны в «запасной столице» может укрыться около 300 тысяч человек. Интересно, что объект расположен неподалеку от горнолыжного Курорта Абзаково,который периодически посещает Владимир Путин.Воз-можно,президент лично инспектирует состояние бункера."
  (ст."Самая опасная "лужа" мира: что нужно знать об Азовском море",Кириллица, 2024) "Азовское море относится к бассейну Атлантического океана и является самым мелким на земном шаре. Оно омывает только берега России и Украины. Соединяется с Черноморскими водами Керченским проливом. В 1068 году тмутараканский князь Глеб Святославович измерил длину пролива, точнее расстояние между главными церквями Тмутаракини и Корчева, и поместил надпись на камне. Древнерусский подсчет в 14 тысяч маховых сажень соответствует 25 км.Разные названия.Греческие колонисты называли Азов Меотийским озером в честь племени меотов,реже оно называлось Кимм-ерийским.Ордынцы именовали его «Рыбным,а турки– «Белым».Море также носило назва-ние Каффского по названию колонии на месте современной Феодосии.Достоверной инф-ормации о происхождении современного названия водоёма нет.По одной из версий ге-ографическое название дали ираноязычные азоки(ассы)упомянутые у Плиния,по другой — корни слова черкесские. Путешественник Тур Хейердал предположил,что гидроним связан со скандинавской мифологией.Наиболее убедительная версия гласит,что Азов – видоизмененное крымско-татарское слово «Аzak»,обозначающее «низкое место».Кры-мские ханы при помощи Османской империи полностью контролировали берег моря,и одноименную крепость вплоть до XVIII в.Замерзание.Еще античные авторы писали, что местные кочевые племена и амазонки переправлялись по льду между Керченским и Таманским полуостровами.Действительно,многие участки моря и лиманы замерзают с декабря по март,а ледяные глыбы даже достигают черноморской акватории.Это явлен-ие погубило построенный в 1944 г.советский мост,который не обладал ледорезами— он не простоял и года.Мост тогда решили не восстанавливать,и в 1953 г.организо-вали паромную переправу.Особый цвет.Воды Азова очень мутные, что обусловлено небольшой глубиной и большим количеством донного ила и фитопланктона.Это озна-чает,что в воду попадает большое количество грязи.В мутной воде легче наступить на опасные предметы или представителей фауны.Крайне опасен предпочитающий мелко-водье скат-хвостокол,обладающий иглами и ядовитыми железами.В летний период жив-ые организмы и водоросли на некоторых участках так бурно развиваются,что образу-ют стойкую ярко-зеленую массу на огромной площади,которая нередко выбрасывается на берег.Такое цветение обычно сопровождается едким запахом,способным отпугнуть любого туриста.Невидимая опасность.Специалисты сообщают,что в акватории нередко появляются водные потоки,способные утянуть взрослого человека за собой.Спокой-ные на первый взгляд волны могут маскировать быстрые течения,и спасателям прих-одится вызволять людей на надувных матрасах.Крутые склоны,нависающие над берегом ,подмываются волнами и дождями и сходят вниз небольшими оползнями.Техногенная угрозаВ Азов попадают отходы из технологических предприятий Мариуполя,Таганрога и других городов.Качество очистных сооружений,фильтрующих воду из таких загряз-ненных рек,как Кальмиус и Северный Донец оставляет желать лучшего.В 2007 г.во время сильного шторма несколько танкеров и сухогрузов потерпели крушение недале-ко от Керчи,и в воду попало значительное количество мазута и серы."


Рецензии