Григорий Васильевич Самарин 1893 - 1940, диакон, с

Григорий Васильевич Самарин родился 9 января 1893 года в крестьянской семье в селе Салмановка Пензенской губернии. Он получил образование в Пензенском духовном училище.

В 1914 году Григорий был призван в армию и служил рядовым вплоть до 1918 года. После демобилизации с 21 октября 1914 года он нес послушание псаломщика в храме Архангела Михаила в городе Керки Закаспийской области.

В октябре 1919 года Самарин был назначен псаломщиком в Покровскую церковь села Высокого Чемкентского уезда Сыр-Дарьинской области (ныне Южно-Казахстанская область Казахстана). 9 февраля 1920 года он был рукоположен в диакона к этому же храму.

Затем с 27 сентября 1922 года диакон Григорий служил в Иосифо-Георгиевском соборе города Ташкента. 3 августа 1923 года он вернулся на родину в село Салмановку, где стал служить в храме Архангела Михаила.

В 1925 году Самарин переехал в город Беднодемьянск (ныне Спасск) Пензенской губернии и в мае был назначен в Вознесенскую церковь. В 1931 году вместе с семьей он перебрался в Московскую область, где 20 апреля получил назначение в храм святых мучеников Адриана и Наталии в Лосиноостровске. 

20 апреля 1935 года диакон Григорий был переведен в Петропавловский собор города Коломны. Здесь его многодетная семья из 6 человек ютилась в тесной комнатке. Несмотря на трудности, отец Григорий ревностно служил, водил детей в храм, учил их молитвам.

11 августа 1937 года диакон Самарин был арестован по обвинению в участии в "контрреволюционной церковно-монархической организации". На допросах он категорически отрицал свою причастность, несмотря на лжесвидетельства против него других арестованных священников. 29 августа состоялся еще один допрос.

По сфабрикованному обвинению диакон Григорий Самарин был признан виновным и расстрелян в 1940 году. В 2000 году он был причислен к лику священномучеников.
На следующем допросе 29 августа следователь настойчиво требовал от диакона Григория признать свою причастность к "контрреволюционной церковно-монархической организации". Однако отец Григорий твердо стоял на своем, заявляя, что его прежние показания являются исчерпывающими и он не виновен в инкриминируемом ему преступлении.

Вскоре после этого Самарина перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 5 сентября его снова допрашивали, обвиняя в причастности к "контрреволюционной группировке". Но диакон Григорий по-прежнему категорически отрицал какое-либо участие в антисоветской деятельности.

Следствие по его делу велось с многочисленными нарушениями. Как было установлено позже, сотрудники НКВД безосновательно арестовывали людей, заставляли их под давлением подписывать ложные показания, применяли жестокие методы ведения допросов. Однако отец Григорий, невзирая на эти тяжелые испытания, не был сломлен и не оговорил себя.

В итоге 9 октября 1937 года его приговорили к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Несмотря на просьбы жены о пересмотре дела, приговор остался в силе. Находясь в заключении, диакон Григорий продолжал духовно поддерживать своих детей, призывая их к благочестию. Он скончался 11 июля 1940 года от воспаления легких в лагере на станции Известковой.

Дамаскин (Орловский), игум., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь, Тверь, 2008, с. 515-519:
БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:


Рецензии