Упущенный шанс ВВС РККА
Итальянский военный теоретик Джулио Дуэ придерживался такой же точки зрения. В 1921 году им была опубликована книга «Господство в воздухе», в которой он утверждал, что авиация должна играть в войне ведущую роль. По мнению Дуэ авиаудары по государственным и экономическим центрам противника способны привести к победе.
Завоевание «господства в воздухе» заключалось в основном в создании численного и качественного преимущества истребительной и бомбардировочной авиации. При этом главной задачей является уничтожение авиации противника, причём не только в воздушных боях, но и ударами по аэродромам.
Жаль, но судя по всему, в авиации РККА плохо учили теорию и не сделали надлежащих практических выводов. Это видно по результатам печально известной советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Готовясь заранее к этой войне, Советский Союз создал мощную группировку авиации. Правда, в некоторых источниках массовой информации, количество самолётов в ней довольно сильно разнится.
Так, по данным М. В. Зефирова в составе ВВС Ленинградского военного округа, Балтийского и Северного флотов имелось около 900 самолётов. А по данным Википедии советская авиация насчитывала 2.446 самолётов, эта же цифра указана в 1-м томе исследования «Зимняя война 1939—1940» (1998 года издания).
Финская авиация была гораздо малочисленней. Тот же Зефиров называет цифру в 145 самолётов, из них всего 46 истребителей (36 Fokker D.XXI и 10 Bristol «Bulldog» Mk.IVA). Википедия указывает ещё меньшее количество – всего 130 самолётов.
Несмотря на различие в цифрах, совершенно ясно, что советская авиация обладала неоспоримым преимуществом в силах. Казалось бы, что завоевать «господство в воздухе» в таких условиях не составит особого труда. На деле, однако, разгромить финскую авиацию не удалось до самого конца войны.
Обратим внимание на то, что на момент начала войны все финские истребители базировались всего на трёх аэродромах. Основная часть – 29 «Фоккеров» Д-21 – базировалась на аэродроме Иммола северо-восточнее Иматры. Одно звено из 6 «Фоккеров» Д-21 – на аэродроме Суур-Мериоки западнее Виипури. А ещё одно звено из 10 «Бристоль-Бульдогов» находилось на аэродроме Хеиньоки восточнее Виипури.
Довольно странно, что советскому авиационному командованию не пришла в голову простая мысль – нанести массированные удары именно по этим трём аэродромам, с целью уничтожения или выведение из строя хотя бы на некоторый срок финских истребителей. В результате успешных ударов господство в воздухе было бы однозначно завоевано, после чего можно было бы спокойно бомбить какие угодно цели, практически не встречая сопротивления, кроме зенитного огня.
Вместо этого, в первый день войны – 30 ноября 1939 года – около 200 советских бомбардировщиков подвергли ударам 16 финских городов, что привело к большим жертвам среди мирного населения и вызвало крайне негативную реакцию в мире.
Лишь в одном случае бомбежке подверглась финская база гидросамолётов Сантахамина, расположенная на небольшом островке в Финском заливе, в 10 километрах юго-восточнее Хельсинки. При этом ангары и самолёты не пострадали, были разрушены лишь несколько деревянных построек.
А вот аэродромы финских истребителей ударам не подверглись. Это был просто несказанный подарок для финских лётчиков-истребителей! Надо отдать должное финнам – они воспользовались оплошностью русских и без долгих проволочек рассредоточили свои немногочисленные истребители по разным аэродромам.
На следующий день советские самолёты нанесли удары по аэродромам Иммола, Суур-Мерийоки и Утти. Однако было уже поздно – был уничтожен лишь один самолёт, да и тот не истребитель, а учебный Де Хэвилленд «Мот» (De Havilland «Moth»).
В общем, воспользоваться благоприятной возможностью уничтожить одним ударом истребительную авиацию противника советская авиация не смогла.
Получив отсрочку от гибели, финские лётчики проявили свои незаурядные бойцовские и лётные качества, добившись впечатляющих результатов. Так, пилоты «Фоккеров» Д-21 совершили 2.388 боевых вылетов и, по их докладам, одержали 127 воздушных побед. Ещё 6 побед одержали пилоты устаревших истребителей «Бристоль-Бульдог».
Даже если принять во внимание эти несколько завышенные цифры воздушных побед, всё равно приходится признать, что в боях с финскими истребителями авиация РККА понесла значительные потери.
А ведь эту горстку из 46 истребителей можно было уничтожить в первый же день войны, тем самым выиграв войну гораздо раньше, чем это произошло в действительности. Однако ВВС РККА свой единственный шанс упустили. Больше таких возможностей у советской авиации не было никогда…
Свидетельство о публикации №224050400506
Бомбардировки июня 1941 года, также были не весьма успешны, а возможно привели к тому, что Финляндия объявила войну СССР.
С уважением
Евгений Пекки 12.01.2025 23:59 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 13.01.2025 08:39 Заявить о нарушении