Эдем

Поискам рая на земле исследователи посвятили не одно столетие и много работ, но к единому месту пока не пришли. Эдем и райский сад так и не раскрыли свои загадки.

Основным ориентиром для локализации Эдема (др.-евр. ;;;;;;) выступали четыре реки, описанные в Книге Бытия: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал… Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».
Исследователи предлагают самый разнообразный спектр локализации библейского Рая – от Индии до Африки, от гор, где берут начало Тигр и Евфрат, до дна Персидского залива. Однако главное сомнение вызывает произвольная привязка эдемских рек к современным гидронимам, не имеющая никакого отношения к историческому первоисточнику.

Первоначально исследователи ассоциировали реки Фисон и Гихон с армянскими гидронимами Аракс и Кура Евфрат и Хиддекель считали как Евфрат и Тигр) и, соответственно, располагали Райский сад в Армении.

Британский историк Дэвид Рол предположил, что библейскому описанию Рая соответствует долина к северу от вулкана Сехед в иранской провинции Азербайджан в окрестностях Тебриза, идентифицировав четыре реки как Тигр, Евфрат, Джейхун (евр. Гихон) и Фисон.

Американские археологи Юрис Заринс и Джеймс А. Зауэр определяют местонахождение Рая Эдема в области древнего Шумера, предлагая соответствие библейских рек как Фисон – Вади-эль-Батин, Гихон – Карун, Хиддекель – Тигр и П(ы)рат – Евфрат.

Имеются и экстравагантные версии, помещающие Эдем в Северной Америке (Индепенденс, Миссури).

Мы же пойдем самым простым путем и посмотрим, что получится на выходе.
Обычно древние авторы подобных трактатов опираются на свои реальные представления об окружающем мире. Прежде всего, стоит отметить, что в рассматриваемом тексте Книги Бытия, отсутствует упоминание про море, что позволяет говорить о континентальном регионе, не имеющем выхода к морю.

Теперь обратим внимание на пассаж с четвертой рекой, название который переводят как Евфрат, хотя непосредственно в Торе читается гидроним П(ы)рат. Если остальные три водные артерии имеют привязку к землям, которые обтекают, то про четвертую не сказано ничего. Можно предполагать, что автор не знал о территориях, лежащих за П(ы)ратом, значит, это была самая дальняя река, а вовсе не Евфрат. Тем более, что третий гидроним протекает рядом с Ашшуром.

Ашшур/Ассур – столица Старого ассирийского города-государства, располагавшемся на западном берегу Тигра. Тогда река Хиддекель, которая протекала перед (в разных источниках различная трактовка – на восток от города; к востоку города) полисом, можно определить как Тигр (или Дияла-Тигр), который полностью соответствует заданным параметрам. Вероятно, древним автором использована огласовка аккадского названия ;DIdiqlat.

Вполне узнаваемы ориентиры и у реки Фисон (Пишон; ивр. ;;;;;;;;; др.-греч. ;;;;;;/ ;;;;;; латин. Pishon), которая обтекает всю землю Хавила, в которой имеется золото, бдолах и камень оникс. Одновременно перечисленные драгоценные металл и минералы встречаются на Аравийском полуострове. Следовательно, первая, упомянутая в Эдеме, река есть артерия с прерывистым течением Вади аль-Румма/Ваду-эль-Батин, имеющая исток как раз в провинции Мадина, в районе Mahd Al Dhahab («Колыбель золота»), где золото начали добывать 3-5 тыс. лет до н. э. Соответственно, и страна Хавила (ивр. ;;;;;;;;;;;; латин. Hevila/Havilah/Evilas/Evilath) располагалась в северной части современной Саудовской Аравии. Предложенная локализация подтверждается и еще одним указанием в Книги Бытия: «Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии», т. е. земля Хавилы лежала на пути из Египта в Ассирию.

В получаемой картине древнего мира можно говорить, что вторая река Гихон [Геон] есть река Евфрат, и связанная с ней земля Куш получила свое название от древнего города Киш (шумер. Ki;). Звучание города могло иметь транслитерацию и/у, как, например, у первого царя в шумерском царском списке – Gushur/Gishur. Тогда можно говорить, что для древнего автора библейских текстов Евфрат именовался по названию его месопотамского рукава Гухан – местности, которая была доступна взору доисторического летописца.

Теперь мы можем вернуться к локализации самой далекой четвертой реки. В выявленной картине древнего мира П(ы)рат соответствует реке Карун. В данном случае, мы, вероятно, имеем дело с омофонизмом. Древние сказания передавались устно, и когда древний автор стал записывать текст (или переписчик), то внес уже знакомое ему, устоявшееся в обороте слово, обозначавшее реку Евфрат ;;;;;;, вместо аналогично звучавшего ;;;;;; «отдельный». Таким образом, в первоисточнике П(ы)рат определялся как река отделенная, коей и является река Карун.

При этом, сделаем замечание, что в оригинале четыре реки представлены как ;;;; ;;;;;; ;;;;; «имела четыре головы», что вовсе не равнозначно понятию «вытекают», но создают вполне конкретный образ.
Таким образом. реки Вади-аль-Румма, Евфрат, Тигр, Карун стали прообразом рек, упомянутых в Книге Бытия – Фисон, Гихон, Хиддекель, Прат, соответственно.

Исследователи реконструировали береговую линию Персидского залива, которая могла быть 4000 лет до н. э., где видны три реки, впадающие в Персидский залив, который в те далекие времена воспринимался, как великая река. Также делается вывод, что вода в сначала прибывала, затем отступала, чем вызваны изменения береговой линии в разные периоды [13, p. 105], т. е. описывается не что иное, как библейский потоп. При этом, Райский Сад остался в прибрежной подводной области залива.

Можно говорить, что Эдем – это территория вдоль Персидского залива, а Райский Сад – прибрежные окрестности северной части залива (рис.). Как ни удивительно, но данная локализация совпадает с расположением страны Дильмун, описанной в шумерской мифологии.

 Исходя из времени существования, указанных в Книге Бытия городов-государств Куш (Киш) и Ашшур (IV тысячелетия до н.э.), а также появления Вавилона примерно во второй половине III тысячелетия до н.э., можно предположить, что потоп произошел в середине IV тысячелетия до н.э.
В этом случае интересна параллель со сменой поляриссимы от Эдасих ; (йота) Дракона к Тубан ; (альфа) Дракона, которая происходила 5500 лет назад, что и могло вызвать катаклизм на Земле. Тогда как Эдасих ; (йота) Дракона была полярной в период 5500 – 3500 гг. до н. э., что примерно соответствует времени от рождения Адама до Потопа (1656 лет (+ 3500 = 5156; по Септуагинте +2262 = 5762)) и практически совпадает с расчетом датировки начало мира – 5199 г. до н.э. по Евсевию Кесарийскому и почти согласуется с Византийской (5508 г. до н.э.) и Александрийской (5501 г. до н. э.) эрами.

Продолжение астрономической тематики отражено и в изгнании Адама из Эдема: «и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Можно предполагать, что образ Херувима – это, как раз, и есть Эдасих ; (йота) Дракона, приблизившийся к Северному полюсу мира. Тогда как, имевшийся у звезды околозвездный диск послужил основой для образа «пламенного меча обращающегося». Насколько были важны астрономические символы, показывает строительство египетских пирамид так, чтобы с ее входа ночью всегда был виден Тубан ; (альфа) Дракона, т. е. ближайшая в то время (3500—1500 гг. до н. э.) к Северному полюсу мира звезда. При этом, Дракон (созвездие) выступил прообразом Змея, который ввел в искушение Еву: «И сказал змей жене: «… в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (стоит отметить, что Тубан с арабского «змея»). Безусловно, древние авторы библейских текстов отлично ориентировались в астрономии!

Вероятно, в определенный момент территорию Эдемского сада начали постепенно заполнять воды залива, меняя пресноводные колодцы на соленные, делая их непригодными для сельскохозяйственного использования, что вынудило людей мигрировать на северные земли Междуречья. Затем произошел резкий климатический скачок, когда воды устремились в Месопотамскую низменность, достигнув даже устья реки Дияла (а может и севернее?), что нашло отражение в древних текстах, как потоп. Этим катаклизмом был уничтожен и Эдем, и Райский сад, а земли последнего стали непригодными, оставшись под водой или превратившись в болотную низину. Причем, первоначально северная часть современного Персидского залива могла выглядеть, как река-прототип нынешней Шатт-эль-Араб, в которую и впадали упомянутые в нашем исследовании библейские реки.

Таким образом, совокупность приведенных фактов позволяет сделать вывод, что сюжет про Едем и Сад охватывает период середины VI тысячелетия до н. э.


Рецензии