Три мудреца

 
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
       "Мелодии Матушки Гусыни"
       (английская потешка 1765г.
        русский перевод Маршака)
 

Тучи толклись над морем, спрессовывая прослойку воздуха между небом и поверхностью воды в ураганный ветер. По пенистому гребню волн, будто по перешейку горной гряды, скользил странный металлический предмет, похожий на таз для стирки белья. В кольцевом завихрении волн, как в окошке негабаритной стиралки, виднелись три испуганные прижавшиеся друг к другу человеческие фигуры. Длинные седые бороды и широкие монастырские капюшоны атрибутировали в морских скитальцах трёх затейливых мудрецов, которые (несмотря на штормовое предупреждение!) с вечера вышли в море. Трудно сказать, зачем они это сделали. Может быть, желание пытливого ума испытать катарсис в смертельно опасную минуту оказалось сильнее брутальных предсказаний синоптиков. Кто знает. Или таз (будем так называть овальное плавсредство героев) по случайному стечению обстоятельств сорвался с привязи именно тогда, когда мудрецы расселись для беседы, выстелив дно бамбуковыми циновками. Впрочем, нет. Высокая логика не знает понятия «непредвиденный случай». Случайное в рассуждении философа возможно только как "системное исключения из общепринятого правила".
О, мудрость, ты крепчайшая броня от искушений мира сего! Когда же мудрецов трое, им не страшны ни ураган, ни будущая смерть!
Давайте сквозь грохот и шипение волн вслушаемся в тихую беседу, ведь под грозовым балдахином житейской бури наверняка льётся разговор о вечном...

- Как долго мы в пути?
- Ты хочешь знать количество предстоящего?
- Друзья, количество предстоящего, как и само количество жизни всегда одинаково. Я исхожу из того, что факт рождения и смерти един в судьбе любого биологического организма. Значит, и количественные интервалы между крайними точками всякого существования подобны и практически неотличимы друг от друга по размеру. Попросту равны!
- Брат, ты полагаешь: сколь схожи наши бороды, столь схожи и наши судьбы? Не кажется ли тебе, что бороды - следствие, но никак не первопричина!
- Ты шутишь, брат. По температуре тела эскулап судит о поражении человеческого организма. Выходит, температура - причина профессиональных действия эскулапа, но никак не следствие. С другой стороны, ты прав, когда говоришь, что температура – следствие внутренних процессов. Значит, со стороны заболевшего температура – следствие, а с точки зрения эскулапа – причина. Согласись, причинно-следственная связь налицо! И наш спор не имеет ни малейшего смысла: там, где мы ищем причину, находим следствие и наоборот.
- Хорошо. Но если количество бытия само по себе не имеет смысла, то объясни, как прикажешь понимать закон перехода накопленного количества в новое неизвестное прежде качество? Ведь в этом переходе заключена логика развития любой жизненной формы!
- Коллеги, - в разговор вступил третий, наиболее молчаливый мудрец, - количество воды на палубе нашего корабля заметно прибавилось, я ощущаю это всем своим тазобедренным участком тела. Скоро к нам пожалует целое море!
- Значит, нас ждёт новое качество! Рыба ищет глубину, а мудрец – мудрость!
- И то правда. Постичь силу закономерности можно только разглядев её слабое место. Вспомним, что говорил наш великий современник Павел Флоренский: «Я сознательно ищу изъяны этого мира, где спрессованная в точку вертикаль даёт арифметический сбой, и через них наблюдаю Бога».
- И то правда.
- И то пра...


Рецензии